Шитова, Вера Васильевна

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Вера Шитова
Профессия театральный критик, кинокритик, киновед, театровед

Вера Васильевна Шитова (1 сентября 1927, Москва22 марта 2002, там же) — советский и российский кинокритик, театральный критик и театровед.

Биография

В 1953 году окончила филологический факультет Московского государственного университета. В 1962—1967 годах была членом сценарно-редакционной коллегии 2-го творческого объединения киностудии «Мосфильм» (руководитель И.А. Пырьев). С 1958 года выступала как критик.

Автор книг «Лукино Висконти» (1965), «Жан Габен» (1967, совместно с И. Н. Соловьёвой), «Семь лет в театре. Телевидение и мы» (1968, совместно с В. С. Саппаком), «Четырнадцать сеансов» (1981, совместно с И. Н. Соловьёвой), «Вахтанг Кикабидзе» (1981), «Анни Жирардо» (1985), «К. С. Станиславский» (1985, совместно с И. Н. Соловьёвой), а также многочисленных статей в сборниках о театре и кино.

Была замужем за Владимиром Семёновичем Саппаком (1921—1961), театральным критиком и театроведом.

Отзывы

В. В. Забродин писал о ней:[1]

Последние годы она тяжело болела, и её имя исчезло из нашего обихода. Но было время, когда её статьи и книги были в центре внимания и истинных поклонников кино, и профессионалов критического цеха.
Вера Васильевна пришла в кино из театра, на волне «оттепели», когда увеличилось кинопроизводство и авторитет киноискусства стремительно поднялся. Кинематограф нуждался в новых людях и вбирал в свою орбиту новые таланты. Тогда в кинокритику влилась замечательная плеяда театроведов, к числу которых принадлежала и Вера Васильевна. Они принесли с собой традицию русской театральной культуры — и более высокую, и всё-таки менее подвергнувшуюся губительному влиянию тоталитаризма.
Первая книга Веры Шитовой «Лукино Висконти» (1965) стала одной из любимых книг интеллигенции. Она во многом определила и представления о возможностях профессии киноведов-вгиковцев призыва середины 60-х годов.
Более поздние книги Шитовой (написанные в соавторстве с Инной Соловьевой): «Жан Габен» (1967), «Четырнадцать сеансов» (1981) подтвердили ее репутацию глубокого интерпретатора ключевых фигур западного кинематографа: Ингмара Бергмана, Лукино Висконти, Франсуа Трюффо, Федерико Феллини. Понимание киноискусства как хранителя гуманистических традиций культуры во времена исторических катаклизмов и массового одичания, казавшееся тогда чуть ли не старомодным, в наше время неожиданно обретает актуальность.

Примечания