Шильдкрот, Михаил Аббович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Михаил (Мендель) Аббович Шильдкрот
август 1968 — июнь 1981

Дата рождения 15 апреля 1910(1910-04-15)
Место рождения Балтский уезд, Подольская губерния
Дата смерти 5 ноября 1995(1995-11-05) (85 лет)
Место смерти Москва, Российская Федерация
Партия ВКП(б)КПСС
Образование Уральский индустриальный институт
Награды
Орден Ленина Орден Трудового Красного Знамени Орден Трудового Красного Знамени Орден Трудового Красного Знамени
Орден Дружбы народов Орден Красной Звезды
Сталинская премия Почётная грамота Президиума Верховного Совета РСФСР

Михаил (Мендель) Аббович Шильдкрот (15 апреля 1910, Богополь — 5 ноября 1995, Москва) — советский хозяйственный и государственный деятель, заслуженный строитель РСФСР, лауреат Сталинской премии[1][2]. Почётный член РААСН[3].

Биография

Родился в 1910 году в местечке Богополь Балтского уезда Подольской губернии. Член ВКП(б).

В 1935 году окончил Свердловский индустриально-педагогический институт.

В 1935—1939 годах работал на строительстве Средне-Уральского медеплавильного завода (город Ревда Свердловской области): инженер-конструктор, начальник строительного участка, заместитель главного инженера.

С 1939 по 1940 год — начальник строительства Дегтярских медных рудников в тресте «Уралтяжстрой» Наркомстроя. С 1940 по 1941 годы — год начальник СМУ «Бакалметаллургстрой» Главуралстроя (строительство Челябинского металлургического завода).

В 1941—1942 годах — заместитель начальника главка Наркомстроя СССР, эвакуированного в Челябинск, возглавлял строительство ЧМЗ[4]. В 1941 году из-за отсутствия времени проектирование и строительство цеха велось одновременно[5]. Многопролётный цех был реализован из несущих металлических конструкций покрытых железобетонными плитами, а ограда была выполнена из шлакобетона[5]. Осуществление постройки цеха велось поточным методом на разделенных по зонам территориях[5]. Круглосуточно одновременно с земляными работами происходило возведение фундамента, а также монтировались металлоконструкции силами 1600 человек[5].

В 1942—1946 — начальник строительного треста ОСМУ-22, где руководил строительством Челябинского трубопрокатного завода — самого мощного в СССР трубопрокатного завода[4], кузнечно-прессового завода (КПЗИС).

После этого работал на строительстве военно-морских баз СССР — начальник Главуралстроя. С января 1963 года заместитель председателя Средне-Уральского совнархоза.

В 1963—1965 годах — начальник Главного управления по строительству в Московском экономическом районе Министерства строительства РСФСР (Главмособлстроя), с 1965 по 1968 год — начальник «Главцентростроя».

С 1968 по 1981 год — заместитель министра строительства предприятий тяжелой индустрии СССР.

С 1981 года — на пенсии, заместитель председателя Научно-технического совета Минуралсибстроя СССР.

Избирался депутатом Верховного Совета РСФСР 6-го и 7-го созывов[6][7][8][9].

Умер 5 ноября 2000 года в Москве.

Деятельность

Во время Великой Отечественной войны в 1943—1944 годы во время работы управляющим трестом № 22 разрабатывал методы усовершенствования производственной работы[1]. Теоретическая разработка была в сфере скоростного строительства мартеновских цехов[1]. Впоследствии она была осуществлена на Челябинском трубопрокатном заводе[1].

В мае 1943 года началось строительство мартеновского цеха на 5 печей и с требованием ввести первую в декабре 1943 года[5]. За всю историю строительства в СССР ранее такого реализовано не было[5]. Во время реализации строительства котлован вырыли на все 5 агрегатов, переместив сначала грунт за пределы цеха, а потом перевезли обратно для засыпки[5]. Уже на третьей неделе строительства под рабочей площадкой начали сооружать шлаковиков, регенераторов и боровов[5].[что?] Во время строительства многие процессы велись параллельно — создание фундаментов, металлоконструкций и возведение печи с дымовой трубой[5]. Для нужд огнеупорной кладки был создан временный тепляк[5]. Для ускорения возведения металлоконструкций у фундамента колонн был допуск +/- 3 мм, а их крепили специальным винтовым краном «Деррик» (англ.), который мог поднимать до 40 т.[5] Кран был модифицирован таким образом, что на 30-метровой высоте к нему была приделана ещё одна стрела для меньших грузов[5].

Уже на 90-й день с начала земляных работ, что является рекордным сроком, понадобилась поставка огнеупорных кирпичей для закладки. Этого добились благодаря тому, что суточные нормы перевыполнялись с коэффициентом 150—170 %[5]. В итоге все эти факторы позволили построить мартеновский цех и новую компрессорную, экспресс-лабораторию и ряд других объектов всего за 200 дней, и они стали эксплуатироваться в том же 1943 году[5]. За данную деятельность Михаил Шильдкрот получил Сталинскую премию[1][5].

Награды и признание

Сочинения

Примечания

Ссылки