Шильдер, Карл Андреевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Карл Андреевич Шильдер
Генерал К. А. ШильдерГенерал К. А. Шильдер
Дата рождения 7 января 1785(1785-01-07)
Место рождения деревня Симаново
Невельский уезд, Витебская губерния. (ныне Невельский район Псковской области)
Дата смерти 23 июня 1854(1854-06-23) (69 лет)
Место смерти г. Калараш, Румыния
(ныне Молдавия)
Принадлежность  Российская империя
Звание инженер-генерал
Награды и премии
Кавалер ордена Святого Александра Невского Орден Белого орла Орден Святого Георгия III степени Орден Святого Георгия IV степени
Орден Святого Владимира 2-й степени Орден Святой Анны 1-й степени с императорской короной Орден Святой Анны 4-й степени Польский знак отличия за военное достоинство 2-й степени
Золотое оружие, украшенное бриллиантами

Иностранные:

Орден Красного орла 1 степени Орден Красного орла 2-й степени

Карл Андре́евич Ши́льдер (27 декабря 1785 (7 января 1786) — 11 (23) июня 1854) — русский военный инженер, инженер-генерал (1852).

Биография

Родился 27 декабря 1785 года (7 января 1786 года по новому стилю) в деревне Симаново ныне Невельского района Псковской области.

Среднее образование получил в Московском благородном университетском пансионе. В 1803 году был зачислен в школу колонновожатых при Депо свиты царя.

В 1805 году был в сражении при Аустерлице. Обратив на себя внимание графа К. И. Оппермана, в 1811 году командирован им на работы по расширению крепости в Бобруйске. Затем участвовал в обороне последней во время блокады её польскими войсками в 1812 году.

В 1813 году был переведён в 1-й сапёрный батальон, где и служил до 1818 года, когда, по семейным обстоятельствам, вышел в отставку подполковником; но в 1820 году, по приглашению великого князя Николая Павловича, вновь поступил на службу командиром 2-го пионерного батальона, а в 1826 году Шильдер назначен командующим лейб-гвардии сапёрным батальоном, с которым выступил в турецкий поход в 1828 году.

С прибытием гвардейских сапёров под Варну, Шильдер заболел. Начатая без него постепенная атака крепости шла неудачно. Немедленно по выздоровлении, Шильдер составил свой план атаки и блестяще привёл его в исполнение. С началом компании 1829 года Шильдер под Силистрией с таким успехом руководил постепенной атакой, что она завершилась сдачей крепости.

Польская война в 1831 году застала его исправляющим должность начальника инженеров гвардейского корпуса. В сражении при Остроленке был ранен пулей в ногу, но при штурме Варшавы уже находился на костылях среди самой жестокой свалки в укреплении Воля.

«…невзирая на рану, полученную при Остроленке, от которой ещё не излечился, и, двигаясь на костылях, находился везде впереди с гвардейскими саперами, которые, как в укреплении Воля, так и на главном городском валу, в самом жестоком огне производили работы, чтобы врезаться амбразурами…»

Генерал-фельдмаршал граф Паскевич

С 1831 по 1854 годы Шильдер, назначенный 11 октября 1833 года генерал-адъютантом, начальником инженеров действующей армии в Царстве Польском, выделялся своей деятельностью по изобретению и испытанию разнообразных приёмов инженерной атаки и обороны. Наиболее замечательны его предложения: трубчатые мины, системы контрминной борьбы[1]; применение идей П. Л. Шиллинга к взрывам посредством гальванических электродетонаторов; подводные лодки с шестовыми минами и ракетами; гальванические и гальваноударные подводные мины, разработанные им совместно с академиком Б. С. Якоби.

Многие изобретения Шильдера значительно опередили современное ему состояние техники, а потому только теперь могут получить надлежащее применение. Тайна подводной лодки Шильдера, испытанной в 1834 г.[2], сохранялась так усердно, что она сама пропала бесследно, и сын Шильдера в 1870-х годах мог только узнать о ней кое-что со слов П. И. Патрика, плававшего на ней во время опытов, и найти в одном заброшенном архиве кое-какие чертежи. Чертеж первоначальной лодки помещен в книге Мазюкевича: двигателем были гребки вроде гусиных лапок; применение их и винта осталось не выполненным, с лодкой было сделано много опытов довольно удачных, недостаточной оказалась скорость движения. Испытания этой первой в мире цельнометаллической подлодки, включая первый подводный запуск ракет, были осуществлены 10 сентября(29 августа по старому стилю) 1834 года на Неве в 40 верстах выше Санкт-Петербурга. В присутствии Николая I c подводной лодки под командованием самого Шильдера запускались 4-дюймовые зажигательные ракеты, уничтожившие несколько учебных целей — парусных шаланд на якорях.

Замечательна также деятельность Шильдера как инициатора и организатора крепостных манёвров, опытов и других способов практической подготовки инженерного корпуса в мирное время, благодаря которым наши инженеры, с Э. И. Тотлебеном во главе, прошедшие в большинстве школу Шильдера, заняли потом такое почётное место в истории обороны Севастополя.

В период Крымской войны командировка в 1854 году в дунайскую армию дала Шильдеру новый случай к ряду отличий: при уничтожении турецкой флотилии у Рущука огнём наших батарей, им построенных и остроумно маскированных анвелопами и флеровыми масками; при переправе наших войск у Браилова; при осаде Силистрии. Начатая князем М. Д. Горчаковым, против желания главнокомандующего И. Ф. Паскевича, дунайская кампания 1853—1854 годов ведена была бессвязно и вяло, вопреки инструкциям Николая I, что и отразилось рядом неудач.

Не знавший личных соображений, проникнутый лишь желанием успеха для дела, Шильдер вёл беспощадную борьбу не только с неприятелем, но и с бесчисленными причинами, препятствовавшими благоприятному ходу наших движений на Дунае, особенно при осаде Силистрии. Всегда впереди со своими сапёрами, обходя осадные работы, Шильдер был тяжело ранен осколком гранаты в ногу, и умер 11 июня (23 июня по новому стилю) 1854 года в госпитале в г Калараш.

Император Николай I в письме к князю М. Д. Горчакову почтил память своего любимца словами:

«Потеря Шильдера меня крайне огорчила; такого второго не будет, и по знанию, и по храбрости».

Человек инициативы, с редким мужеством военным и гражданским, неистощимый в средствах для преодоления неожиданно возникающих преград, чуждый мелочности, Шильдер был вполне «рыцарь без страха и упрека» и заслужил название «Баярд русского инженерного корпуса».

В октябре 1911 года по инициативе известного военного историка Г. С. Габаева и других офицеров лейб-гвардии Сапёрного батальона прах Шильдера был перенесён из Калараша в Санкт-Петербург и помещён в церковь лейб-гвардии Сапёрного батальона во имя Святых Косьмы и Дамиана[3].

Разработки

  • К. Шильдер разработал новую более эффективную систему контрминной борьбы (вместо вертикальных колодцев горизонтальные и наклонные трубы), противопехотные мины, камнемётные и картечные фугасы и др.
  • Изобрёл оригинальные конструкции висячего канатного моста (1828) и переправочных средств («бурдючный мост», из быстро собираемых прорезиненных холщовых складных понтонов, 1836).
  • Совместно с П. Л. Шиллингом разработал электрический способ воспламенения пороховых зарядов (1832—1836), а вместе с Б. С. Якоби сконструировал гальванические и гальвано-ударные морские мины (1838—1848).
  • По проекту Шильдера были построен вооружённый артиллерией и ракетами пароход «Отважность» (1846), явившийся прообразом эсминца.

По проекту Шильдера был построен первый в России прототип подводной лодки (первые в мире цельнометаллическая[2]) (1834), которая могла использоваться по прямому назначению. С неё, под его командованием, был выполнен первый в мире запуск ракет из подводного положения. Двигателя на борту не было, лодка приводилась в движение мускульной силой, для чего оснащалась механическими «ластами» (имела паровую машину[уточнить]). Вооружалась пороховой миной с электрическим взрывателем (была вооружена подводною мортирою /Брокгауз/[уточнить]). построена на заводе Берда в СПб. и испытывалась в 1835—1838 годах. Документальных сведений о ней не удалось достать /Брокгауз/.

Прохождение службы

Награды

Российской империи:

Иностранные:

  • Прусский Орден Красного орла 2-й степени со звездой и алмазами (1842)
  • Прусский Орден Красного орла 1-й степени (1851)

См. также

Примечания

  1. Кочин И. Трубная система контрминной борьбы Шилдера (рус.) // Оружие : журнал. — 2015. — № 4. — С. 8—10.
  2. 2,0 2,1 Константинов П. «Первая ракетная подводная лодка Архивировано 30 января 2012 года.», Техника и вооружение, апрель 2004 г.
  3. Незговорова В. В. Карл Андреевич Шильдер. Возвращение в Россию // Консервация, реставрация и экспонирование памятников военной истории : сборник / Ответственные за выпуск С. В. Успенская и В. И. Кобякова. — СПб. : ВИМАИВиВС, 2014. — Вып. 10. — С. 81—98. — (Сохранность культурного наследия: наука и практика). — ISBN 978-5-7937-1103-6.

Литература

  • Быховский И. А. Проекты генерала Шильдера // Рассказы о русских кораблестроителях. — Л.: Судостроение, 1966. — С. 181—214. — 17 800 экз.
  • Ср. Мазюкевич, «Жизнь и служба генерал-адъютанта К. А. Ш.» (СПб., 1876); «Русская Старина» (1875 и 1876).
  • Малинин С. Н. Карл Андреевич Шильдер: Первый подводник // Русские инженеры. История инженерных школ и научных прорывов: XVII–XX вв. Транспорт: железнодорожный, водный, воздушный, космический. — М.: URSS, 2023. — С. 108—116. — 296 с. — (НАУКУ — ВСЕМ! Шедевры научно-популярной литературы (инженерные науки). Выпуск 360). — ISBN 978-5-397-08036-1.
  • Шильдер Н. К. Карл Андреевич Шильдер. 1785—1854 // Русская старина, 1875. — Т. 14. — № 11. — С. 517—540; № 12. — С. 715—736.

Ссылки