Шесть точек зрения
Шесть точек зрения (англ. Viewpoints) — это методика композиции, которая обеспечивает словарный запас для размышлений и импровизации в сценическом действии. Первоначально разработанна в 1970-х годах хореографом Мeри Оверли [1] как метод телесной импровизации. Теория Шести Точек Зрения была адаптирована для сцены, режиссёрами Энн Богарт[англ.] и Тиной Ландау. Богарт и Оверли были на факультете ETW (Experimental Theatre Wing — експериментальное театральное крыло)[2] в Нью-Йоркском университете в конце 1970-х и начале 1980-х, во время которого Богарт была под влиянием инноваций Оверли. Богарт адаптировала Шесть Точек Зрения, изначально предназначенных для исследования танца, для театра и актёрского тренинга.
Деконструкция
Деконструкция Ключевым понятием для Мери Оверли является деконструкция. Наблюдая за сценическим процессом Оверли заметила, что история, сюжет, довлеют на другими выразительными формами. Так актёр стремится донести до зрителя Истину, заложенную в драматургии. Но исходя из философии постмодернизма, существует множество истин. По утверждению Оверли перформер должен предлагать зрителю поиск истины, а не её саму. На идее деконструкции строится вся теория Точек Зрения, она ищет новые формы восприятия реальности, которые можно донести до зрителя.
В итоге эта теория — воплощение философии постмодернизма. Этот новый подход к искусству переворачивает с ног на голову мышление западного человека, меняя определение и цель творчества и анализа. Постмодернизм не стремится к оценочности и определённости, делая упор на всеохватность и равенство. В этом его кардинальное отличие от модернизма, который ищет идеальные решения. Перейти от модернистского восприятия, подчеркивающего необходимость однозначного вывода, к постмодернистскому, нацеленному на диалог и естественно вытекающее, а не искусственно созданное решение, — задача сверхсложная. «Шесть точек зрения» обозначают этот радикально иной подход к театру посредством теории и практики, ставя во главу угла минимализм и деконструкуцию. С помощью этих двух инструментов проводится последовательный анализ театра, в рамках которого дается гораздо более широкое, чем в традиционном подходе, определение действия.
— Мери Оверли. Актёрское мастерство. Американская школа - под редакцией Артура Бартоу
.
Языки «Шести точек зрения»
Согласно теории точек зрения, язык театра состоит из шести элементов:
- Пространство — Перцептивная способность видеть и чувствовать физические отношения;
- Форма — Перцептивная способность чувствовать и видеть физическую форму;
- Время — Способность переживать продолжительность и системы созданные для регулирования продолжительности;
- Эмоции — Способность переживать состояния бытия;
- Движение — Способность испытывать и идентифицировать кинетические ощущения;
- История (сюжет) — Способность видеть и понимать логику системы и расположение накопленной информации;
Разбивая театр, мы упраздняем прежнюю иерархию во главе с историей и эмоцией, наделяя равными правами каждый элемент. Это равенство называется в теории точек зрения горизонталью.
— Мери Оверли. Актёрское мастерство. Американская школа - под редакцией Артура Бартоу
Этой статье нужно больше ссылок на другие статьи для интеграции в энциклопедию. |
В статье не хватает ссылок на источники (см. также рекомендации по поиску). |