Шесть арабских почерков

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Шесть традиционных арабских почерков (сверху вниз): насх, сулюс, мухаккак, райхан, тауки и рика.

Шесть почерков[1] (араб. الأقلام الستة‎, аль-аклам ас-ситта — букв. «шесть (тростниковых) ручек») — общее название традиционных арабских почерков[2], которые в Средние века и постсредневековье были повсеместно распространены в арабском мире и на территории современных Турции и Ирана[3].

К шести арабским почеркам, основанным на принципе пропорциональности (танасуб), относятся: мухаккак, райхан, насх, сулюс, тауки и рика[3], которые в свою очередь делятся на три пары: сулюс-насх, мухаккак-райхан и тауки-рика. Едва различимые отличия между этими почерками хорошо видны для тренированного глаза[4].

Теория о «пропорциональном письме» (аль-хатт аль-мансуб), согласно которой формы букв могут тщательно калиброваться и контролироваться с помощью серии соотношений, впервые была выдвинута аббасидским визирем и каллиграфом персидского происхождения Ибн Муклой[англ.] (886—940). Ибн Мукла и два других мастера каллиграфии — Ибн аль-Бавваб (ум. 1022) и Якут аль-Мустасими (ум. 1298) считаются теми, кто расширили рамки исламской каллиграфии и подняли уровень арабских почерков на новые высоты. Эти трое стали образцом для подражания для последующих поколений каллиграфов. Обучая последователей своему стилю письма, который далее из поколения в поколение переходил от учителя к ученику, они заложили основы метода преподавания каллиграфии[5].

Ибн Мукла основал свою пропорциональную систему вокруг двух основных форм — круга, диаметр которого равен высоте буквы алиф (ا‎), и ромбовидной точки (нукты, ٠), которая создаётся одним мазком кончика тростникового пера[6]. В различных почерках высота алифа равна разному количеству точек-нукт. В почерке мухаккак алиф равен девяти (или восьми[7]) точкам, в сулюсе — семи точкам, в насхе — пяти точкам[8], а в тауки — шести точкам[7].

Используя эти геометрические принципы, Ибн Мукла разработал и канонизировал шесть вышеупомянутых классических почерков. Каждый из них имел своё назначение: насх идеально подходил для записи обычных книг и маленьких экземпляров Корана (мусхаф), а мухаккак и сулюс использовался для написания больших мусхафов. Сулюс также часто использовался для декорирования переносных предметов и архитектурных поверхностей. Почеркам райхан, тауки и рика отдавали предпочтение при записи канцелярских документов и колофонов, а также использовали для украшения книжных обложек и ковровых покрытий. Райхан является меньшим вариантом почерка мухаккак, а тауки и рика характеризуются необычными связями между буквами, не присущих другим почеркам (как например, между даль د‎ и алифом ا‎)[6].

Следование всем правилам пропорционального письма свидетельствовало о моральном и духовном уровне пишущего. Красиво выведенные буквы служили признаком искренности написанного, а корявые слова говорили читающему об обратном. В XI веке каллиграфом Ибн аль-Баввабом был написан экземпляр Корана почерком насх с тщательным следованием правилам пропорционального письма, который и по сей день лёгок для чтения. Стандартизация букв Ибн Муклой поспособствовала распространению текстов не только сквозь пространство, но и сквозь время[9].

В Османскую эпоху было систематизировано применение арабских почерков на основе упомянутых шести. Согласно османской традиции, они восходили к Якуту аль-Мустасими и шейху Хамдуллаху из Амасьи (ум. 1520), который усовершенствовал и вернул им популярность в среде османских почерков. Хоть некоторые из них были более популярны, чем другие, от представителей османских элит ожидалось, что они знакомы со всеми шестью почерками[4].

Примечания

  1. Куми, 2016, с. 60: «…Ибн Мукла является создателем шести стилей [арабского] письма, которые известны как «шесть почерков»…».
  2. И. Ермаков, Д. В. Микульский. Ислам в России и Средней Азии. — Лотос, 1993. — С. 57. — 271 с.
  3. 3,0 3,1 Adam Gacek. The Arabic Manuscript Tradition: A Glossary of Technical Terms and Bibliography. — BRILL, 2001. — P. 119. — 269 p. — ISBN 9789004120617.
  4. 4,0 4,1 Osborn, 2008, p. 134.
  5. Ekhtiar, 2018, p. 29.
  6. 6,0 6,1 Ekhtiar, 2018, p. 29—30.
  7. 7,0 7,1 Куми, 2016, с. 60.
  8. Osborn, 2008, p. 126.
  9. Osborn, 2008, p. 131.

Литература

  • Maryam D. Ekhtiar. How to Read Islamic Calligraphy. — Metropolitan Museum of Art, 2018. — P. 29. — 156 p. — ISBN 9781588396303.
  • J. R. (Wayne) Osborn. The Type of Calligraphy: Writing, Print, and Technologies of the Arabic Alphabet. — University Of California, 2008. — 397 p. — ISBN 9780549517696.
  • Кази Ахмад б. Хусайн ал-Хусайни Куми. Трактат о каллиграфах и художниках / пер. с перс., прилож., комм. и примеч. О. Ф. Акимушкина. — Садра, 2016. — 486 с. — (Классика востоковедения). — ISBN 9785906859945.