Шейнцис, Олег Аронович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Олег Шейнцис
Имя при рождении Олег Аронович Шейнцис
Жанр сценография
Учёба
Награды
Народный художник Российской Федерации — 1997 Заслуженный деятель искусств РСФСР — 1991
Премии
Государственная премия Российской Федерации — 1992 Государственная премия Российской Федерации — 2002 Золотая маска
«Хрустальная Турандот»

Оле́г Аро́нович Ше́йнцис (2 января 1949, Одесса — 16 июля 2006, там же) — российский сценограф. Народный художник Российской Федерации (1997)[1], секретарь Союза театральных деятелей Российской Федерации, лауреат двух Государственных премий Российской Федерации (1992, 2003).

Основные даты

Детство началось в одесской коммуналке на Екатерининской улице (угол Дерибасовской). Отец — участник Великой Отечественной войны Арон Абрамович (Аврумович) Шейнцис (1922—?)[2], уроженец Голованевска, кавалер ордена Красной Звезды (1943), работал архитектором.

Окончил Одесскую художественную школу и театрально-художественное училище. В 1970 работал архитектором, разрабатывая авторские проекты в Крыму, позже — скульптор в Одесском театре оперы и балета, служил в армии.

В 1977 году окончил постановочный факультет Школы-студии МХАТ (курс В. В. Шверубовича), с того же года — главный художник Первого Московского областного драматического театра. В этом же году впервые побывал в Ленкоме и познакомился с главным режиссёром Марком Захаровым, который без долгих переговоров предложил ему сотрудничество и сразу поручил оформить спектакль «Жестокие игры», следующей работой стала «Юнона и Авось». Ещё один знаменитый спектакль, оформленный Шейнцисом, — «Поминальная молитва».

С 1979 года занимался преподавательской деятельностью, с 1998 года — профессор Школы-студии имени Немировича-Данченко (кафедра технологии художественного оформления спектакля). Согласно концепции Шейнциса, которую он внушал студентам, театральный художник — это не просто дизайнер или оформитель, а полноправный участник театрального процесса, во многих случаях задающий его направление.

С 1980 года — по приглашению Марка Захарова работает главным художником Театра имени Ленинского комсомола («Ленком»).

В 1993 году в качестве дизайнера Шейнцис разработал дизайн приза для ежегодной национальной премии «Золотая маска» — изящную венецианскую маску, собственноручно изготовил первые экземпляры золотой маски. Сам Шейнцис по решению жюри премии дважды получал «Маску» за постановку Ленкома спектакля «Чайка» и спектакль Большого театра «Любовь к трём апельсинам».

Рабочий день мастера, по воспоминаниям жены, включал в себя разработку чертежей, макетов, зарисовок, работу с мастерскими, поездки на заводы, приобретение реквизита для спектаклей, тканей, работу с костюмерным цехом. Все эти дела Шейнцис старался выполнить лично, работал на износ, спал очень мало, выкуривал по три пачки сигарет в день, беспрерывно пил кофе.

Мастер плодотворно работал не только в России, но и за рубежом. Оформлял спектакли в Лондоне, Тель-Авиве, Флоренции, Софии, Братиславе, сотрудничал с киностудиями.

Дважды избирался секретарём правления Союза театральных деятелей, председателем комиссии СТД по сценографии. Участвовал во многих отечественных и международных выставках, в 2000 году состоялась его единственная персональная выставка[3].

Оставил снятые для телепередачи воспоминания об Андрее Миронове, с которым дружил и работал.

Был женат на Людмиле Кузьменко, детей нет.

Насыщенный график работы и полная самоотдача в творческой деятельности подорвали здоровье художника. Во время поездки в Одессу рано утром 16 июля 2006 года Олег Аронович скоропостижно скончался от сердечного приступа.

Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.

Из воспоминаний современников

  • Художник Борис Мессерер: «Я просто видел, как этот человек горел, как он переживал, как он кричал иногда на своих помощников и работников постановочной части».
  • Гарри Гумель, главный художник театра «Эрмитаж», ученик Олега Шейнциса: «Почеркушки, которые мы делали на каких-то переменах… Что-то накалякаем, приносим к нему. Он умудрялся в этом находить идею. И мы чувствовали себя гениями после этого».

Театральные работы

Также оформлял спектакли в Братиславе, Лондоне, Софии, Тель-Авиве, Флоренции, сотрудничал с московскими театрами, работал в кино.

Фильмография

  1. 1988 Три девушки в голубом
  2. 1988 Убить дракона

Выставки

Неоднократно участвовал в художественных выставках, в рейтинге «Pain Art» отмечен как «художник-профессионал с узнаваемым индивидуальным почерком, востребованный художественным рынком и публикой».

  • 2000 — в январе в Театральной галерее на Малой Ордынке, 9 — первая персональная выставка работ мастера.
  • 2009 — в апреле в МГВЗ «Новый Манеж» — персональная выставка к 60-летию со дня рождения мастера.
  • 2021 — в апреле в Еврейском музее и центре толерантности — выставка-инсталляция «Шейнцис. Эссе в четырех картинах» (кураторы - художники Анна Федорова и Тимофей Рябушинский)[4].

Награды и звания

Примечания

  1. 1,0 1,1 Почётное звание присвоено указом президента России № 1004 от 11 сентября 1997 года (недоступная ссылка)
  2. Арон Аврумович (Абрамович) Шейнцис на сайте «Память народа»
  3. VipTeatr :: Шейнцис Олег (недоступная ссылка). Дата обращения: 4 ноября 2013. Архивировано 5 ноября 2013 года.
  4. Панорама памяти Олега Шейнциса | Газета о театре и кино. (рус.) ?. Дата обращения: 29 апреля 2021.
  5. Указ Президента Российской Федерации от 5 августа 1991 года «О присвоении почетного звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР» работникам искусства»
  6. Распоряжение Президента Российской Федерации от 16 сентября 2002 года № 427-рп «О поощрении работников Московского государственного театра „Ленком“»
  7. Указ Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 года № 614 «О присуждении государственных премий Российской Федерации в области литературы и искусства 2002 года»

Ссылки