Шейкеры
Шейкеры | |
---|---|
![]() | |
Общие сведения | |
Основатель | Анна Ли |
Писания, книги | Библия |
Вероисповедание | |
Религия | христианство |
Течение | квакеры |
Распространение | |
Страны |
|
Языки | английский |
Число последователей | 2 |
Объединённое сообщество верующих во Второе Пришествие Христа (англ. United Society of Believers in Christ's Second Appearing — USBCSA), более известное как шейкеры (устар. шекеры) (англ. Shakers, букв. «трясущиеся»), также трясуны[1][2][3][4][5][6][7] — милленаристская реставрационистская христианская религиозная организация, основанная в XVIII веке в Северо-Западной Англии как Wardley Society , а затем переместившаяся в колониальную Северную Америку . Первоначально эта организация отделилась от протестантского религиозного движения квакеров, и в Англии её членов часто называли «трясущимися квакерами» (Shaking Quakers), поскольку они открыто практиковали экстатические танцы во время богослужений, а затем в Америке стали называть просто «трясущимися» — шейкерами .
Основательница USBCSA Анна Ли считала «похотливые удовольствия» корнем всякого зла и призывала верующих к полному воздержанию . Другим корнем зла в шейкеризме считается алчность, потому в 1793 году было принято решение об установлении религиозного коммунизма и обобществлении собственности полных членов сообщества[8]. Также шейкеры должны соблюдать довольно строгое отделение от окружающего мирского общества . Для этих целей они успешно создали более 20 трудовых коммун-поселений в нескольких североамериканских штатах . Среди основных нравственных ценностей шейкеризма также стоит отметить признание равенства всех людей перед Богом и неприятие дискриминации, простоту жизни, честность, недопустимость клятвы или присяги, пацифизм, трудолюбие, духовную и физическую чистоту . Из-за них шейкеры во времена войны за независимость[9] и гражданской войны в США сохраняли нейтралитет и не брали оружие, но помогали раненым солдатам и дезертирам обеих сторон . Уникальным среди христианских религиозных организаций того времени было признание равенства полов и назначение женщин на главные руководящие должности . Уже с 1747 года Wardley Society и USBCSA возглавляли женщины — Матушки: вначале Джейн Уордли[англ.] и Анна Ли , позднее Люси Райт[англ.] .
Расцвет движения и творчества шейкеров пришёлся на 1837—1850-е годы, когда количество полных членов сообщества доходило до примерно шести тысяч человек, а всех жителей шейкерских поселений — до двухсот тысяч
. Тогда же появились основные религиозные рисунки, танцы и песни шейкеров . Из-за строгого целибата у шейкеров не могли родиться дети, но они охотно принимали на воспитание сирот и подкидышей, пока усыновление детей религиозными группами не было запрещено в США в середине XX века .Шейкеры не отвергали научно-технический прогресс, на их мануфактурах и фермах применялись новейшие в то время технологии и оборудование. Они даже сделали несколько изобретений (циркулярная пила, плоский веник и другие) и множество технических усовершенствований , но по религиозным соображениям не стали патентовать их[10]. В результате в период рассвета шейкеры полностью обеспечивали себя пищей за счёт своего сельского хозяйства, а также производили для собственных нужд и на продажу мебель, коробки, ткани, одежду и другие товары .
Но и при таком техническом оснащении шейкерские мануфактуры не смогли конкурировать с крупными высокотехнологичными промышленными предприятиями, появившимися в США во второй половине XIX — начале XX века. Это экономически ослабило шейкеров, их дела пошли на спад, и в 1920 году осталось только 12 действующих коммун шейкеров, а с 1992 года по настоящее время действует только одна: Саббатдей Лейк[англ.] в штате Мэн. В 2017 году в ней осталось только двое последних в мире шейкеров, но они ещё надеются привлечь новообращённых .
Многие другие коммуны шейкеров стали музеями и историческими местами США.
История
Квакеры
«Христианское общество друзей внутреннего света», ставшее более известным как квакеры, было основано Джорджем Фоксом в середине XVII века в Англии и Уэльсе. В те времена религиозные противоречия, споры и насильственные конфликты на религиозной почве нарастали: между католиками и протестантами, и между разными направлениями протестантизма. Споры о толкованиях Библии не приводили к согласию и примирению, а только множили религиозные расколы в христианстве. В вероучении квакеров выход из этого положения был найден в том, что каждый человек может получить непосредственное откровение от Бога, который в нём присутствует в виде «Внутреннего света». Такое непосредственное и часто несказа́нное откровение для квакеров важнее, чем Священное Писание[11].
Квакеры следуют таким нравственным ценностям, как равенство всех людей перед Богом независимо от внешних различий, неприятие любой дискриминации и угнетения, пацифизм и ненасилие, честность, недопустимость клятвы или присяги, простота жизни и добровольный отказ от излишеств и роскоши. Совершенно необычным для христианских религиозных сообществ XVIII века было предоставление женщинам возможности проповедовать и руководить[12]. Многие христиане и сейчас не приемлют этого, ссылаясь на слова апостола Павла о том, что женщины в церкви должны молчать (1Кор. 14:34). Но квакеры стали исключением: уже с 1670 года основатель «Сообщества друзей» Джордж Фокс назначал женщин на руководящие должности в сообществе, поскольку он считал, что дух Божий обитает в каждом человеке[13].
Шейкеры, отделившись от квакеров, по-прежнему разделяют эти ценности, добавив к ним обязательный целибат и религиозный коммунизм .
«Французские пророки»
Значительное идейное влияние на квакеров и шейкеров оказали «французские пророки» — гугенотские камизары, бежавшие от преследований из Франции в Англию. Их история началась в 1668 году во французских областях Дофине и Vavarias. Тогда среди преследуемых властями протестантов вначале пять человек, потом намного больше объявили себя пророками, вдохновлёнными Святым Духом. В основном то были дети и молодые люди обоего пола от 6 до 25 лет. У них наблюдалась необычная двигательная активность и реакции: они ходили, шатаясь, часто падали в обморок, испытывали сильную дрожь, периодически впадали в трансовое состояние, в котором, по их словам, им открывалось небо, они видели ангелов, рай и ад[14][15].
В 1705 году трое из них — Элиас Марлон (Elias Marlon), Джон Кавилье (John Cavilier) и Дуранд Фейдж (Durand Fage) — прибыли из Франции сначала в Дувр, потом в Лондон. Они продолжали свои экспрессивные проповеди с обличением официальных церквей — как римско-католической, так и англиканской — чем вызвали скандал, были задержаны и оштрафованы за возмущение спокойствия. Про этих пророков ходили легенды о том, что они, подобно апостолам, наделены даром исцеления болезней и даже воскрешения мёртвых, что им удалось вернуть доктору Эймсу (Dr. Eames) не только жизнь, но и здоровье[14][15].
Ранние шейкеры могли перенять религиозную практику у этих проповедников. Среди их слушателей были супруги Уордли и ещё несколько квакеров, в дальнейшем создавших сообщество шейкеров[14][15].
Wardley Society
Непосредственным предшественником USBCSA стала Wardley Society — религиозная община на северо-западе Англии, основанная супругами Джеймсом и Джейн Уордли[англ.][16]. Супруги Уордли были небогатыми портными из Болтона и набожными квакерами, считавшими, что истинная религия возникает из внутреннего опыта. Но в 1747 году они из этого опыта получили «следующую степень света и силы»[a], что побудило их отделиться от «Сообщества друзей» (Society of Friends) и создать свою религиозную группу[17][18][19][20].
Собрания Wardley Society проходили в Манчестере, Мертауне (англ. Meretown, Mayortown), Честере и в других местах вблизи Манчестера[21]. Начинались они, как и у квакеров, с общей молчаливой молитвы сидя. Затем присутствующие по одному вставали и исповедовались в своих грехах перед всем собранием. Затем на собрании начиналась пылкая проповедь; чаще всего выступала Джейн Уордли (Матушка Джейн). Она рассказывала о своём мистическом опыте: небесных огнях и голосах, видениях — и о том, что Новая Эра уже наступает. Заключительная часть собрания шейкеров была самой динамичной: на ней верующие пытались выразить свои внутренние чувства телодвижениями: ходили по залу, пели, танцевали, тряслись, кричали. За это сторонние люди в насмешку прозвали их «трясущимися квакерами» (англ. Shaking Quakers). В дальнейшем это насмешливое прозвище стало нормативным общеупотребительным наименованием данного религиозного движения[12].
В сентябре 1758 года в Wardley Society вступила 23-летняя повариха лазарета Анна Ли[22][23]. Эта религиозная группа оказалась вполне подходящей для неё. Анна Ли получила собственный мистический опыт и стала всё активнее выступать с проповедями на собраниях. Супруги Уордли были настолько впечатлены, что в 1771 году передали ей управление общиной, а сами «вышли в отставку». Анна Ли, уже имевшая негативный опыт супружеской жизни и пережившая ранние смерти всех четырёх её детей, стала выступать против всякой половой жизни и брака, видя в плотских удовольствиях причину всякого зла. Она ввела в религиозную практику громкие песнопения, прыжки, говорение на незнакомых языках и пророчествование. Около половины членов Wardley Society не приняли эти нововведения и вышли из общины[24].
Такие бурные религиозные собрания вызывали подозрения властей и обвинения в возмущении спокойствия и организации беспорядков. Матушка Анна Ли и другие члены Wardley Society неоднократно задерживались в Манчестере. Анна не менее двух раз была заключена в тюрьму Манчестера на несколько недель; в тюрьме у неё были видения и другие религиозные переживания, и после выхода на свободу она продолжала проповедовать свою веру и проводить собрания[25][21][26]. Получив очередное откровение, она сказала готовиться к переезду в Америку, чтобы там основать истинную церковь Второго Пришествия, которая была названа «Объединённое сообщество верующих во Второе Пришествие Иисуса Христа»[27]. 19 мая 1774 года Анна Ли и восемь её последователей отправилась на корабле «Мария» (Maria) под командованием капитана Смита (Smith) в плавание из Ливерпуля в Нью-Йорк[28]. С Матушкой Анной были: муж Абрахам Стенли (англ. Abraham Stanley), брат Уильям Ли (William Lee), племянница Нэнси Ли (Nancy Lee), а также Джеймс Уиттекер[англ.], Джон Хокнилл (John Hocknell), финансировавший этот переезд, с его сыном Ричардом Хокниллом (Richard Hocknell), Джеймс Шепард (James Shephard) и Мэри Партингтон (Mary Partington)[29][30]. На корабле они так же устраивали шумные молитвенные собрания, чем очень разозлили капитана, и тот пригрозил выкинуть их за борт. Судно попало в сильный шторм, от удара волны сместилась одна из досок в обшивке и началась сильная течь, грозящая неминуемой катастрофой. Но от удара другой волны та доска стала на место, и течь прекратилась. Шейкеры посчитали это чудом, результатом божественного вмешательства. Капитан посчитал так же и более не препятствовал их богослужениям. 6 августа 1774 года все благополучно прибыли в Нью-Йорк[31].
Ещё несколько человек из бывшего Wardley Society приехали в Америку год спустя. Оставшаяся в Манчестере община шейкеров, видимо, какое-то время продолжала существовать, но постепенно сошла на нет[32]. Из прибывших вместе с Анной Ли не все остались шейкерами: Нэнси Ли и Ричард Хокнилл влюбились друг в друга и отказались соблюдать целибат[33], Абрахам Стенли отказался от религии, бросил Анну и женился на другой[34][9].
Создание поселений

По совету ранее приехавших квакеров, Уильям Ли и Джон Хокнилл отправились вверх по реке Норт (англ. North) и нашли подходящее место в нескольких километрах к северу от города Олбани. Первое поселение шейкеров в Америке было названо «Нискаюна» (Niskayuna) — по индейскому названию этой местности[35]. Уильям Ли и Джон Хокнилл купили этот участок земли и вернулись в город Нью-Йорк, откуда Джон Хокнилл направился в Англию, чтобы забрать свою семью в Америку. Позднее на этом же месте был город Ватерфлит[англ.] штата Нью-Йорк. В 1895 году административно-территориальное деление этого штата[англ.] было изменено, и сейчас место первого шейкерского поселения находится на территории города Колони[англ.], а современный город Ватерфлит[англ.] занимает другую территорию. Кроме того, есть ещё современный город Нискаюна[англ.], расположенный в том же штате к северо-востоку от этого места. В результате нередко возникает путаница с историческими и современными географическими названиями. Во многих исторических источниках шейкеры-первопоселенцы называются «шейкерами Нискаюны» (Niskayuna Shakers), в других они же именуются «шейкерами Ватерфлита» (Watervliet Shakers)[36]. Чтобы обозначить именно территорию первого поселения шейкеров, был введён термин «исторический шейкерский район Ватерфлит»[англ.][36].
25 декабря 1775 года Джон Хокнилл со своей семьёй и Джоном Партингтоном прибыл в Филадельфию, откуда они отправились в Нью-Йорк к Анне Ли. В Нью-Йорке они пробыли до февраля следующего года, потом отправились в Олбани, где воссоединились с остальной частью сообщества, а оттуда все пришли в шейкерский Ватерфлит — расчищать землю и возводить дома для будущих членов сообщества[37]. Из брёвен был построен большой общинный дом, где позднее жила Анна Ли со Старшими Братьями и Сёстрами, проводили собрания и принимали гостей. В таких трудах и в ожидании исполнения пророчества Матушки Анны о том, что люди соберутся по благой вести о Втором Пришествии Христа[28], эти же шейкеры провели там три с половиной года — до 1780-го[38][9].
В конце 1779 года в посёлке Канаан (Canaan; ныне город Нью-Лебанон[англ.][39] округ Колумбия штата Нью-Йорк) проходил большой религиозный ривайвел[b] под руководством местного пастора Самуила Джонсона (Samuel Johnson), к тому времени уже ставшего шейкером[40]. Начались массовые религиозные переживания; многие люди говорили о видениях и предчувствиях, думали, что уже наступили последние дни, совсем скоро Христос придёт царствовать на Земле, и не будет больше войн и насилия. Но через несколько месяцев воодушевление пошло на спад, эсхатологические ожидания не оправдались. Многие люди расстроились из-за этого, но продолжали верить в близость наступления Царствия Божия на Земле, искали новые подтверждения этому. Некоторые из них весной 1780 года посетили Анну Ли и её тогда ещё маленькую духовную семью, живущую на границе цивилизации с Диким Западом, и усмотрели в этом начало исполнения библейских пророчеств и собственных предчувствий. Слухи об этих необычных людях быстро распространились, началось большое паломничество к шейкерам, и так «Сообщество верующих во Второе Пришествие Иисуса Христа» получило первое пополнение в Америке. Шейкеры из той первой общины вели активную миссионерскую работу среди местного населения и уже в 1780 году привлекли к себе много новообращённых[41][42].
В то время шла война за независимость США, в которой шейкеры не участвовали ни с какой стороны, потому что их религия категорически не позволяет давать клятву или присягу, брать в руки оружие, причинять смерть или вред другим людям. Шейкеров заподозрили в нелояльности и непатриотизме, и мировые судьи Олбани потребовали от шейкеров принести присягу на верность, которая поможет снять обвинения в скрытой враждебности. Шейкеры отказались это делать, и в июле 1780 года были отправлены в тюрьмы: сначала Дэвид Дарроу (David Darrow), Джозеф Мичэм и Джон Хокнилл, затем Айзекайя Хаммонд (Hezekiah Hammond) и Джоэл Пратт (Joel Pratt), наконец, Матушка Анна, Мэри Партингтон, Уильям Ли, Джеймс Уиттекер и Келвин Харлоу (Calvin Harlow) — все они оказались за решёткой, но и там продолжали проповедовать свою веру как другим заключённым, так и посетителям: многие последователи ходили к ним на свидания в тюрьму[43]. Попавшие в заключение исключительно из-за своих религиозных убеждений шейкеры снискали симпатию граждан, что поспособствовало распространению их вероучения. В декабре того же года все они были освобождены по указу губернатора Джорджа Клинтона (George Clinton), без решения суда[44].
31 мая 1781 года[c] Анна Ли, Уильям Ли, Джеймс Уиттекер, Сэмюел Фитч (Samuel Fitch), Мэри Партингтон и Маргарет Леланд (Margaret Leland)[45] отправились в город Гарвард штата Массачусетс и далее по восточным штатам (Новой Англии) в миссионерское путешествие, в котором они провели два года и четыре месяца, обратили многих людей. Новые шейкеры появились в городах Нью-Лебанон и Канаан[англ.] штата Нью-Йорк, Питсфилд, Ричмонд[англ.], Эшфилд[англ.], Гарвард[англ.] и Ширли[англ.] штата Массачусетс, а также в округе Хэнкок штата Индиана, в штатах Коннектикут, Нью-Гэмпшир и Мэн (тогда ещё часть Массачусетса), и в других местах[36].
В 1783 году Анна Ли вернулась в шейкерский Ватерфлит, где 8 сентября 1784 года умерла и была похоронена[46][47]. В том же 1784 году умер и её брат Уильям Ли, и «Объединённое сообщество верующих во Второе Пришествие Иисуса Христа» возглавил Джеймс Уиттекер[англ.], который оставался в этой должности вплоть до своей смерти в 1787 году.
После смерти Джеймса Уиттакера лидером шейкеров стал Джозеф Мичэм (англ. Joseph Meacham; 1742—1796). Ранее он был баптистским священником в городе Энфилд[англ.] штата Коннектикут. У шейкеров Батюшка Джозеф считается имеющим духовный дар откровения, уступающий только дару Матушки Анны[48].
Батюшка Джозеф привлёк будущую Матушку — Люси Райт[англ.] (1760—1821) — к религии, и совместно они разработали шейкерскую форму коммунализма (религиозного коммунизма)[8], создали центральную шейкерскую деревню Маунт Лебанон[англ.][39] в Нью-Лебаноне, а в 1790 году — ещё одно поселение в Хэнкоке.
Всего за пять лет, с 1787 по 1792 год, в штате Нью-Йорк были основаны деревни Гровленд[англ.] и Ватерфлит. В штате Массачусетс — Ханкок[англ.], Гарвард[англ.], Ширли[англ.] и Тэрингем[англ.]. Затем были созданы шейкерские деревни-коммуны и в других североамериканских штатах: Энфилд[англ.] в Коннектикуте и одноимённая[англ.] в Нью-Гэмпшире, Кентербери[англ.] также в Нью-Гэмпшире, Саббатдей Лейк[англ.] и Альфред[англ.] в штате Мэн[49].
В 1793 году вся собственность в каждой общине шейкеров стала «всецело посвящённой» (англ. consecrated whole), то есть была обобществлена[8], и каждый вступающий в общину подписывал такое обязательство[50]:
С полной искренностью и самым торжественным образом посвящаю себя и доверяю всё мне лично принадлежащее Богу и Его народу. Я отказываюсь от собственности и передаю её дьяконам или другим доверенным лицам с тем, чтобы они правильно её использовали для блага церкви и помощи бедным, а не для личного обогащения. И я заявляю перед Богом, что не потребую никакой компенсации и никакого отчёта о переданной мною собственности.
После смерти Джозефа Мичэма в 1796 году организацию возглавила Люси Райт (Матушка Люси). Она продолжила миссию Анны Ли, и шейкерские миссионеры проводили «встречи возрождения»[англ.] уже не только в Новой Англии и Нью-Йорке, но и в более западных штатах. Особо отличились Иссахар Бейтс[англ.] и Бенджамин Сет Янгс (англ. Benjamin Seth Youngs), старший брат Исаака Ньютона Янгса[англ.], которые привлекли сотни новообращённых[51].
Матушка Люси ввела новые гимны и танцы, чтобы сделать проповеди более оживлёнными, а также помогла Бенджамину С. Янгсу написать книгу «Свидетельство о Втором Пришествии Христа» (англ. The Testimony of Christ’s Second Appearing), изданную в 1808 году.
Шейкеры-миссионеры пришли в Кентукки и Огайо после ривайвела в Кейн Ридже[англ.] в 1801—1803 годах. С 1805 по 1807 годы были созданы шейкерские общины Юнион Виллидж (англ. Union Village) в Огайо, Саут Юнион (South Union) в о́круге Логан и Плезант Хилл[англ.] в о́круге Мерсер штата Кентукки. В 1824 году было основано шейкерское поселение Уайтуотер[англ.] на юго-западе Огайо. Самое западное поселение шейкеров — Вест Юнион[англ.] располагалось на реке Вабаш (Wabash River) в нескольких милях к северу от городка Венсенс[англ.] округа Нокс штата Индиана[52].
Организационная структура и руководство
В период своего расцвета, в середине XIX века, «Объединённое сообщество верующих во Второе Пришествие Иисуса Христа» имело тысячи полных членов и несколько уровней управления.
Шейкеры старались относиться друг к другу, как к братьям и сёстрам. Каждый полный член сообщества входил в одну из духовных семей — первичные группы шейкеров у них назывались именно семьями (англ. families), хотя люди в них не вели супружеской жизни и часто не были кровными родственниками друг другу, либо орденами (orders)[53]. В такой семье могло быть от нескольких до нескольких десятков человек, которые жили в одном большом доме, но мужчины и женщины жили в разных половинах этого дома, с отдельными входами и лестницами. Во избежание соблазнов, мужчина и женщина не должны были оставаться наедине или прикасаться друг к другу. На многих работах братья и сёстры трудились также раздельно, но на некоторых — например, уборке урожая, заготовке дров и хвороста — могли и совместно. На богослужениях, семейных собраниях и трапезах братья и сёстры могли общаться, но садились по разные стороны помещения[54].
У каждой духовной семьи было своё отдельное фермерское хозяйство и своё производство товарной продукции. Обычно шейкеры старались сделать каждую семью экономически самодостаточной, но в трудные времена пострадавшим семьям помогали шейкеры из других семей и поселений[54].


Руководство каждой семьи состояло из двух Старших Братьев (англ. Elders) и двух Старших Сестёр (Eldresses). Старшие Братья контролировали других мужчин своей семьи, Старшие Сёстры — женщин, а решения, касающиеся всей духовной семьи, принимались четырьмя Старшими совместно. В религии шейкеров мужчины и женщины считались равноправными и в равной мере могли быть проповедниками и руководителями любого уровня. Это было следствием шейкерского представления о том, что Бог в равной мере сочетает в Себе мужское и женское начало. Шейкеры также верили, что мужчины и женщины равны пред очами Божьими, а потому и в земной жизни одинаково достойны уважения[55].
Кроме Старших, семья могла избрать также диаконов (англ. deacons) и диаконисс (англ. deaconesses), которых иногда также называли «доверенными» (англ. trustees); они занимались переговорами с не-шейкерами, продажами товаров, произведённых семьёй, и закупками для нужд семьи, решением других вопросов, касающихся взаимоотношений шейкерской духовной семьи с окружающим обществом[53].
Коммуна-поселение шейкеров могла состоять из одной или нескольких семей. Если семей в одной коммуне было несколько, главная среди них называлась «Церковной Семьёй» (англ. Church Family), её дом обычно находился в центре поселения, а её Старшие руководили всей коммуной. Другие семьи назывались «сателлитными», их дома и земельные участки располагались по разные стороны от усадьбы Церковной Семьи, и часто сателлитные семьи именовались по сторонам света — Северная Семья, Восточная Семья и т. д.[54]
Следующий уровень — епархии (англ. bishoprics). Обычно епархия объединяла несколько соседних коммун-поселений. Коллегиальный руководящий орган епархии назывался «Духовенством» (англ. Ministry), он также состоял из двух Старших Братьев и двух Старших Сестёр и обычно находился в старейший из коммун епархии. Первой была организована Нью-Лебанонская Епархия (The New Lebanon Bishopric), которая располагалась в штате Нью-Йорк и включала в себя общины «Маунт Лебанон»[англ.] и «Ватерфлит»[англ.][56].
Высшее руководство «Объединённого сообщества верующих во Второе Пришествие Иисуса Христа» в разные времена бывало как единоличным, так и коллегиальным[57]. Главный орган управления сообществом — «центральное Духовенство» (central Ministry) — длительное время располагался в коммуне «Маунт Лебанон», он также состоял из двух Старших Братьев и двух Старших Сестёр. Один из этих четырёх Старших был главой всей религиозной организации шейкеров, и его называли «Главным» (Lead)[53]. Ниже приведён список людей, возглавлявших шейкеров в разные годы[57]:
Wardley Society:
- Матушка Джейн Уордли[англ.] (1747—1771)
- Матушка Анна Ли (1771—1772)
«Объединённое сообщество верующих во Второе Пришествии Иисуса Христа»:
- Матушка Анна Ли (1772—1784)
- Батюшка Джеймс Уиттекер[англ.] (1784—1787)
- Батюшка Джозеф Мичэм (англ. Joseph Meacham) (1787—1796)
- Матушка Люси Райт[англ.] (1796—1821)
- Собрание Старших в составе: Старшие Братья Эбензер Бишоп (Ebenezer Bishop) и Руфус Бишоп (Rufus Bishop), Старшие Сёстры Рут Ландон (Ruth Landon) и Асенат Кларк (Asenath Clark) (1821-?)
- Старший Брат Гилз Эвери (Giles Avery) (?-1890)[57]
- нет единого лидера (1890—1947)
- Старшая Сестра Фрэнсис Холл (Frances Hall) (1947—1957)
- Старшая Сестра Эмма Кинг (Emma King) (1957-?)
- Старшие Сёстры Гертруд Саул (Gertrude Soule) и Берта Линдсей (Bertha Lindsay) (? — примерно начало 1990-х)
- Старший Брат Артур Хадд (Arthur Hadd) и Старшая Сестра Джун Карпентер (June Carpenter) (? — н. в.)[58].
Шейкеры поддерживали единство своей религиозной организации; обособление, а также создание фракций или партий внутри неё не допускалось. Сами себя и друг друга шейкеры называли просто «Верующими» (англ. Believers), а также братьями (Brothers) и Сёстрами (Sisters); остальных людей они именовали «неверными» (unbelievers) или «мирскими» (the world's people или wordly), окружающее общество — «миром» (the world)[53].
Коммуны
В США шейкеры основали более двадцати общин — трудовых коммун-поселений и привлекли в них не менее 20 000 новообращённых[59]. Во времена первого и второго «Великого пробуждения», когда был повышенный массовый религиозный энтузиазм, мессианские и коммунитарные призывы шейкеров получили значительный отклик. Одни из ранних обращённых так отозвался о шейкерах: «Мудрость их правил, чистота их доктрины, христоподобное поведение и простота их нравов — всё представлялось воистину апостольским»[d]. Шейкеры представляли себя как малую, но важную утопическую попытку устроить жизнь по-евангельски. Проповедником у них мог быть любой верующий, независимо от пола, социального положения и образования[60].
Социальный состав шейкеров отличался большим разнообразием: в USBCSA вступали ремесленники, торговцы, ткачи, матросы, адвокаты, врачи и даже бывшие священнослужители других религий. Но костяк общин составляли мелкие фермеры, разорившиеся после экономических кризисов и промышленного переворота, потерявшие надежду подняться самостоятельно[39]. По мнению А. А. Кисловой, вступление в коммуны шейкеров было не только практическим выходом из положения и не только стремлением жить согласно евангельским идеалам, но и «социальным антикапиталистическим протестом этих слоёв американского населения»; по этим же причинам, при всём развитии шейкерского промышленного производства, основным видом деятельности почти всех их коммун долго оставалось сельское хозяйство, а среди шейкеров пользовались популярностью идеи возвращения к «естественной жизни», к «естественной гармонии», которая одна может спасти человека от угрожающей дисгармонии «механического мира»[61][39].
Почти всю историю «Объединённого сообщества верующих во Второе Пришествие Иисуса Христа» женщин в нём было больше, чем мужчин. По мнению Вергланд, причиной тому было равноправие мужчин и женщин, установленное среди шейкеров намного раньше, чем в окружающем их англо-американском обществе. В США конца XVIII — первой половины XIX века женщина имела больше прав и свобод, чем прежде в Англии: она была вправе отказаться выходить замуж, незамужняя могла самостоятельно владеть собственностью, заниматься работой или бизнесом (но на практике это удавалось только в крупных городах), наследовать по завещанию. Было разрешено заключение брачных контрактов, по которым собственность жены могла не полностью переходить в распоряжение её мужа. Однако замужняя по-прежнему не имела отдельной гражданской правоспособности и была обязана подчиняться мужу (не получая взамен никаких конкретных гарантий безопасности или материального обеспечения), развод был затруднён, и дети всегда оставались с отцом, а разведённая мать не имела никаких прав на них. В штате Массачусетс вдова получала треть земли покойного мужа в пожизненное владение, но не имела права продавать эту землю. Избирательные и другие политические права американские женщины тогда ещё не имели. Работодатели часто платили женщинам меньше, чем мужчинам за ту же работу, из-за чего многие работницы не могли накопить достаточных сбережений и при потере трудоспособности могли надеяться только на помощь родственников — либо отправляться в дома бедняков. А в коммуне шейкеров всем сёстрам, равно как и братьям, обеспечивалась безопасность и помощь при болезни или старости, давалось право участвовать в делах общины[62].
Трудовая и хозяйственно-экономическая деятельность



Ценящиеся у шейкеров чистоплотность, честность и бережливость способствовали тому, что во времена расцвета движения коммуны шейкеров имели большой успех как во внутрихозяйственных делах, так и в продаже производимых ими товаров на внешнем рынке. При всех шейкерских деревнях-коммунах создавались фермы, на которых применялись новейшие методы сельского хозяйства. Производство и зимнее хранение продуктов питания были приоритетом в хозяйственной деятельности шейкеров, и они почти полностью обеспечивали себя пищей из собственного хозяйства[63].
Большим спросом пользовались продаваемые шейкерами лекарственные травы, семена садовых деревьев (их поставляла созданная шейкерами фирма Shaker Seed Company[англ.]), яблочное пюре, вязанная одежда из коммуны «Кентербери»[64]. Шейкеры стали первыми в США крупными поставщиками лекарственных трав, а также первыми начали продавать семена в бумажных пакетиках[65].
Кроме сельского хозяйства, шейкеры в своих коммунах занимались также различными ремёслами, создали множество различных коммерческих промышленных мануфактур по производству кожи, корзин, щёток, шляп, веников, галантерейных товаров и домотканой материи. Шейкеры внедряли новейшие технологии, доступные им в то время, а также сами сделали несколько изобретений и множество технических усовершенствований: в их числе баббит, культиватор, круглая пила, прищепка, шейкерский крючок, плоский веник, стиральная машина с колёсным приводом[f], машина для установки зубцов в текстильные карты[g], механическая молотилка[h], металлические перья, пожарная машина нового типа, машина для выравнивания досок[i], малогабаритные ткацкие станки для ткани из пальмовых листьев[j], машины для изготовления веников из кукурузы, шаровые кантователи для ножек стульев[k], несколько усовершенствований водопровода, строгального и шёлконаматывающего[l] оборудования[66].
Промышленная продукция шейкеров тоже славилась своим высоким качеством и пользовалась спросом. Особую известность получила «шейкерская мебель»[англ.], которая ценилась за долговечность, функциональность и простоту[67]. В частности, шейкерская коммуна «Маунт Лебанон» в штате Нью-Йорк незадолго до гражданской войны в США преуспела в производстве стульев собственной разработки. Сначала целая серия этих стульев была изготовлена для общего собрания коммуны, потом «Маунт Лебанон» стала производить их для продажи, и эти высококачественные дорогие стулья быстро стали столь востребованными на рынке, что несколько мебельных компаний-конкурентов запустили в производство собственные версии «шейкерских» стульев.
Благодаря этим успехам благосостояние шейкерских коммун в первой половине XIX века стремительно возрастало. В трудолюбии, качественной работе, аккуратности, чистоте и стремлении к совершенству шейкеры видели не только залог материального благополучия, но и духовный смысл. На этот счёт имелось несколько предписаний Анны Ли[68]:
- Добрые духи не будут жить там, где грязь.
- Работай так, как будто у тебя впереди тысячи лет жизни, и так, как если бы завтра помирать.
- Руки — работе, а сердце — Богу.
- Трудом проложи свой путь к Богу; да будет это твоим наследием, твоим сокровищем, твоим занятием, твоей повседневностью.
Оригинальный текст (англ.)
Также Матушка Анна призывала своих последователей не влезать в долги[68].
Положение мужчин, женщин и детей
Разделение труда между мужчинами и женщинами оставалось традиционным: женщины занимались прядением, ткачеством, шитьём, сбором трав, приготовлением пищи, уборкой помещений и упаковкой товаров для продажи, мужчины — работой на полях, в мастерских и магазинах. Братья собирали семена, сёстры их расфасовывали для продажи[69]. Шейкеры осознавали тяжесть и важность и мужского, и женского труда[70].

Из-за требования абсолютного целибата шейкер не мог производить на свет потомство, кроме случаев, когда новообращённая женщина во время принятия в общину уже была беременной — тогда родившийся ребёнок оставался жить с матерью в общинном доме. Дети могли быть приняты в общину также через усыновление или обращение в веру. Бывали и случаи оставления неизвестными людьми младенцев около шейкерских домов; таких подкидышей шейкерские коммуны тоже принимали к себе, как и сирот, одиноких и бездомных людей более старшего возраста — всех, кто принимал веру и правила жизни шейкеров[71][39]. Жизнь детей и подростков в общине шейкеров была вполне упорядоченной, безопасной и предсказуемой, там было достаточно взрослых, готовых о них позаботиться[72]. Когда юноши и девушки, выросшие в общине шейкеров, достигали 21 года, они могли свободно выбирать, оставаться ли шейкерами или покинуть коммуну и жить самостоятельно. Многие из них, не желая соблюдать целибат, уходили, и сейчас в Америке живут тысячи потомков бывших юных шейкеров[73].
Бывало и так, что в «Объединённое сообщество верующих во Второе Пришествие Иисуса Христа» вступали целые семьи с детьми: такое произошло с юным Исааком Ньютоном Янгсом[англ.], который стал шейкером заодно с родителями — и добровольно остался им, когда уже вырос[74].
Обучение

Шейкерская коммуна «Нью-Лабанон» в штате Нью-Йорк создала свою школу в 1815 году; в начале 1817 года эта школа получила сертификат штата и стала публичной школой. Обучение велось по Белл-Ланкастерской системе, которая в то время считалась передовой. Мальчики учились зимой, девочки — летом.
В первых шейкерских школах обучали чтению, речи, правописанию, арифметике и хорошим манерам. Позднее добавились уроки музыки, алгебры, астрономии и агрохимии[arch. 1]. Некоторые из шейкерских школьных записей сохранились до наших дней[arch. 2][arch. 3].
В период расцвета шейкерские школы были в числе лучших, и в них учились не только малолетние шейкеры; родители других вероисповеданий иногда отдавали детей в шейкерские школы. Государственные инспекторы и другие сторонние люди, посетившие шейкерские школы, оставили позитивные отзывы об учителях и учащихся[75][76].
Эра Раскрытия
- Основная статья: Эра Раскрытия[англ.]
Расцвет религиозного движения шейкеров, их «золотой век» пришёлся на период с 1820 по 1860 год. Именно в эти годы количество членов и участников достигло исторического максимума, и они продвигались из Новой Англии всё дальше на запад — в Индиану, Кентукки, Огайо.
В период своего расцвета в 1840 году «Сообщество верующих во Второе Пришествие Иисуса Христа» насчитывало около 5000 полных членов, максимальное их количество доходило до примерно 6000, а всего в 19 шейкерских поселениях проживало около 200 тысяч человек[77].
Развивалась и духовная жизнь шейкеров: в конце 1830 годов у них начался период активного духовного ревивализма, который сами шейкеры называли «Эрой Раскрытия» (англ. Era of Manifestations) и «временем Матушкиных трудов» (англ. period of Mother's work) — Шейкеры считают, что Матушка Анна в последние годы её жизни получала много духовных откровений, которые сбылись в Эру Раскрытия[78].
Эти «духовные дары» обрели материальное воплощение в виде «рисунков дара» (англ. gift drawings), написанных шейкерскими художниками-визионистами[m]: Ханной Кохун, Полли Энн Рид, Полли Колинз, Джейкобом Скином (Jacob Skeen) и другими. Многие из этих картин остаются исторически значимыми артефактами шейкерского самодеятельного искусства[79][80].
-
Религиозное собрание шейкеров в эру раскрытия
-
Дар Элизе Энн Тейлор от Матушки Люси[n]. Полли Энн Рид, 1851
-
Древо Света, или Сияющее Древо[o]. Ханна Кохун, 1845
-
Религиозная схема на двух листах. Наглядное пособие для шейкерской школы. Джейкоб Скин, 1887
Исаак Н. Янгс, шейкерский историк и писарь, записал многие события из жизни шейкерской общины «Нью-Лебанон» в эру раскрытия и Матушкиных трудов — в «Местном журнале» (англ. Domestic Journal), в своём дневнике, в «Очерках видений» (Sketches of Visions) и в книге «Краткий обзор Церкви Божией» (англ. A Concise View of the Church of God)[arch. 4]
Гражданская война в США
Как убеждённые пацифисты, шейкеры считали неприемлемым убийство людей и причинение телесных повреждений, даже во время войны. Во время Гражданской войны в США раненные и беглые солдаты обеих сторон могли найти прибежище в общинах шейкеров. Шейкеры больше симпатизировали северянам, но заботились и о бывших солдатах Конфедерации. Президент Линкольн освободил мужчин-шейкеров от военной службы, и они стали одними из первых в американской истории отказников совести[81][82].
Окончание гражданской войны и отмена рабства привели к значительным изменениям в экономике США. Началась стремительная индустриализация[англ.], создавались всё более крупные заводы и фабрики, оборудованные новейшей на то время техникой, и шейкерским мануфактурам становилось всё сложнее конкурировать с ними. Доходы шейкерских коммун снижались, их благосостояние оказалось под угрозой, стало труднее привлекать новых членов[83][84], а многие старые покинули сообщество и отправились на заработки в города. Приток новообращённых уже не покрывал оттока бывших членов и значительной естественной убыли в шейкерских общинах, где почти не было деторождения[81][82].
Новейшее время
С конца XIX века движение шейкеров начало приходить в упадок. Шейкерские коммуны не выдерживали экономической конкуренции с крупными производителями массовой продукции и в начале XX века стали одна за другой закрываться. В 1887 году полных членов «Сообщества верующих во Второе Пришествие Иисуса Христа» было около четырёх тысяч, но уже в 1902 году осталось около одной тысячи человек и 17 коммун, а в 1920 году — 12 коммун[85][81][82].
В середине XX столетия были приняты новые федеральные законы США, запрещающие отдавать детей-сирот в религиозные группы.
В 1957 году Старшие Сёстры Гертруд, Эмма и Ида (Gertrude, Emma, Ida), руководившие деревней-коммуной «Кентербери», после «многомесячной молитвы», проголосовали за то, чтобы закрыть в сейфе ковенант, больше не давать его подписывать никому, и тем самым прекратить приём новых членов в «Сообщество верующих во второе пришествие Иисуса Христа»[86]. Тем самым была поставлена под сомнение правомочность членства в сообществе тех людей, которые вступили в него после 1957 года. В 1988 году Старшая Сестра Берта Линдсей (Bertha Lindsay) из коммуны «Кентербери», говоря от 20—30-летних шейкерах, живущих в коммуне «Саббатдей Лейк», оспаривала их членство: «Чтобы стать шейкером, Вам необходимо подписать юридический документ с соответствующими обетами — официальный ковенант, который заперт в нашем сейфе. Членство закрыто навсегда»[p]. Она посчитала это исполнением пророчества Матушки Анны Ли о временах, когда оставшихся шейкеров можно будет пересчитать по пальцам на двух руках, а потом шейкеров уже не будет[86].
Но шейкеры в «Саббатдей Лейк» с такой трактовкой не согласны и считают, что хоть тот ковенант и заперт навсегда в сейфе — религиозные обеты из-за этого не теряют силу и не могут иметь сроков окончания действия, потому появление новых шейкеров по-прежнему возможно[87]:
Если кто желает стать шейкером, и шейкеры согласны [принять его], будущий член может переехать в жилой дом [в общине шейкеров]. Если так называемые «новички» остаются там на неделю, они подписывают письменное соглашение об условиях подлежащего оформлению договора, которое защищает колонию против исков о возмещении невыплаченной зарплаты. Через год шейкеры будут голосовать по вопросу о принятии новичка, но только ещё через четыре года принятый получит статус полного шейкера и сможет участвовать в принятии финансовых, административных и богослужебных решений колонии.
Оригинальный текст (англ.)

Последней из крупных общин в 1960 году прекратила своё существование деревня Хэнкок (она же Град Мира) близ г. Питтсфилд, штат Массачусетс. В 1992 году закрылась коммуна «Кентербери», и осталась только одна действующая шейкерская коммуна «Саббатдей Лейк», личный состав которой неуклонно сокращался. В 2009 году «Сообщество верующих во второе пришествие Иисуса Христа» состояло только из трёх человек[88][89]. 2 января 2017 года в «Саббатдей Лейк» на девяностом году жизни скончалась сестра Фрэнсис Карр (Frances Carr), и в мире осталось только двое шейкеров — полных членов сообщества: брат Арнольд Хадд (Arnold Hadd, 58 лет) и сестра Джун Карпентер (June Carpenter, 77 лет)[90][91]. Оставшиеся надеются, что искренние новообращённые ещё придут к ним[87], и отрицают, что шейкеризм оказался неудачным утопическими экспериментом[84]:
Шейкеризм не является анахронизмом, как многие утверждают; и он не завянет, как печальный последний цветок, взращённый стараниями либеральных утопистов XIX века. В шейкеризме есть послание для нынешнего поколения — и это послание сегодня столь же верно, как и в те времена, когда оно было явлено. Оно учит, прежде всего, тому, что Бог есть Любовь, и что наша самая святая обязанность — и впредь открывать миру Бога, который есть любовь.
Оригинальный текст (англ.)
Вероучение и религиозная деятельность
Традиция
Шейкеры считают себе продолжателями традиции христианских диссентеров, начавшейся с монтанистских пророков ранней христианской церкви и продолжавшейся через квакеров, а также через камизардов и некоторые другие недолго существовавшие религиозные группы. Шейкеры считают себя оставшимися в живых последователями истинной церкви, которая была маргинализирована и преследовалась ложной антихристианской церковью[92].
Основные положения
Согласно краткому изложению религиозной доктрины шейкеров, опубликованному на сайте ныне единственной действующей шейкерской общины «Саббатдей Лейк», основные положения веры шейкеров таковы[93]:
- Шейкеры верят в вечного Единого Бога — всемогущего, вездесущего и всеведающего, который является Создателем и Первопричиной всего сущего, видимого и невидимого. Бог полностью духовен и не имеет тела, а потому не имеет половой принадлежности (в человеческом её понимании), но сочетает в Себе как мужское, так и женское начала.
- Шейкеры признают божественность Иисуса Христа и его рождение от девы, верят во всё, написанное в Евангелиях, и во Второе Пришествие Христа, но считают, что второй раз Иисус Христос придёт на Землю не во плоти, но в духе любви и истины; этот дух может пребывать в том или ином человеке, но человек от этого не оказывается Иисусом Христом.
- Матушку Анну Ли шейкеры называют «Невестой Христовой» (англ. the Bride of Christ), помощницей и «Второй Евой», но не отождествляют её с Иисусом Христом и утверждают, что она никогда не называла себя Христом, но Дух Христа пребывал в Анне Ли и направлял её, потому что она была Им избрана и полностью посвятила себя Ему.
- Шейкеры полагают, что большинство людей в мире забыли настоящего Бога, и видят своё призвание в том, чтобы проявить в этом мире Дух Христов через свою жизнь и свои качества. Считают, что Бог всегда использует очень малую группу незнатных людей, исполняющих Его волю, чтобы создавать Царство Божие на Земле.
- Каждому следует исповедовать все свои грехи за всю сознательную жизнь — перед Богом и шейкером-свидетелем.
- Полные члены сообщества обязаны соблюдать абсолютный целибат и стремиться жить подобно Христу и ангелам.
- Любовь и мир — основополагающие ценности, данные в Новом Завете, и принявший их не только не может брать в руки оружие и причинять вред другим людям, но также не должен на кого-либо обижаться или жаждать мести; нужно желать только добра каждому человеку, независимо от того, что он делает. На основе этих ценностей возможно всеобщее братство и равенство людей, и шейкеры воплощают его на практике в своей повседневной жизни уже более двухсот лет.
- Принявший веру должен внести всё своё имущество в общину и более не копить себе сокровищ на земле; всякую вещь, которой пользуется человек, следует считать временно вверенной ему Богом.
Этика и правила жизни
Среди нравственных ценностей шейкеров можно выделить четыре наивысших:
- Девственная чистота, целомудрие, целибат.
- Религиозный коммунизм — полное обобществление имущества и доходов.
- Исповедание грехов.
- Отделение от мира[англ.] (внешнего общества, не принимающего веру шейкеров).
Человек, не приемлющий или не исполняющий хотя бы один из этих четырёх принципов, не является истинно верующим шейкером и не может быть полным членом «Сообщества верующих во Второе Пришествие Христа»[93][58].
В доктрине Анны Ли первородный грех Адама понимается как первое совокупление, ставшее актом нечистоты. После Второго Пришествия все браки верующих утратят силу, и в наступившем Царствии Божием не будет ни замужних, ни женатых. Поскольку общины верующих стремятся стать хотя бы прообразом Царствия Божьего, то и в них не должно быть ни браков, ни секса. В шейкерской общине мужчинам нельзя даже дотрагиваться до женщин (как и женщинам до мужчин)[94]. Исповедание грехов и покаяние открывает двери духовному возрождению, и абсолютный целибат становится нормой жизни[95].
Как и квакеры, шейкеры придерживаются спиритуализма и считают, что Бога следует искать внутри себя самого, а не через священников или обряды, и что возможно непосредственное получение верующими откровений от Духа Божьего во время духовного пробуждения; этого состояния они старались достичь с помощью молчаливой молитвы-медитации. Получивший такой духовный дар и в земной жизни сможет не совершить более греха[20][21][96].
Исчисление сроков
В одном из основополагающих теологических текстов шейкеризма — «Общем обзоре церкви тысячелетия» (англ. A Summary View of the Millennial Church)[97], опубликованном в 1823 году, приводятся расчёты по Откровению Иоанна Богослова сроков наступления миллениума, когда человечество обретёт спасение на Земле. Цитируется Откр. 11:3: «И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище». Шейкерские комментаторы считают, что в пророчествах день равен году, и что эти двое свидетелей будут пророчествовать 1260 лет во времена царствования Антихриста. Этот тёмный период начался в 457 году нашей эры, когда римский папа Лев I установил верховенство Ватикана, и закончился через 1260 лет в 1717 году, когда царь Пётр I разрешил свободу совести в России, после чего веротерпимость стала потихоньку распространяться и в Европе. В той же главе Откровения сказано, что язычники будут 42 месяца попирать святой город[q]. Сорок два месяца — это 1278 дней-лет, и если к 457 году прибавить 1278, получаем 1735 год, в котором закончилось попрание святого города, а сразу после должно начаться его восстановление. И как раз в следующем 1736 году родилась Анна Ли[98].
Молитвенные собрания

Интерьеры молитвенных домов шейкеров были простыми и аскетичными; их стены окрашивались в однотонный белый цвет, подмостков, кафедр, каких-либо украшений не было — шейкеры отвергали их как слишком мирские и суетные вещи. Однако молитвенные собрания были довольно оживлёнными: верующие ходили рядами, пели песни, танцевали, иногда вздрагивали, резко поворачивались, дёргались, вскрикивали. Поначалу шейкерские молебны были неупорядоченными, шумными, хаотичными и эмоциональными. Но в дальнейшем шейкеры выработали довольно слаженные религиозные танцы и упорядоченные марши с символическими жестами. Многие сторонние люди не понимали смысл жестов и песен шейкеров, потому осуждали такие богослужения или смеялись над ними[63].
Культурное наследие
Артефакты
В середине XX века, когда многие коммуны шейкеров уже исчезли, в США появились коллекционеры предметов шейкерской культуры, несущих дух эпохи раннего модернизма и воплотивших в себе принцип «функция определяет форму»[r][99].
Не меньшим интересом продолжают пользоваться религиозные рисунки, танцы и песни шейкеров. Дорис Хамфри поставила «Танец избранных» (англ. Dance of The Chosen), показывающий религиозный пыл шейкеров[100][101].
Поселения шейкеров как туристические объекты
Уже в XIX веке шейкерские деревни-коммуны привлекали сотни туристов, и сохранилось много письменных свидетельств об их поездках. На посетителей производили впечатление успехи шейкеров в сельском хозяйстве, их чистота, аккуратность, искренность и гостеприимство. Пищевые продукты шейкерских ферм считались деликатесом, многие другие товары шейкерского производства также часто были лучшими в своём роде[102].
Музеи
- Исторический шейкерский район Альфред[англ.] в городе Альфред, штат Мэн.
- Деревня шейкеров Кентербери[англ.] в городе Кентербери[англ.], штат Нью-Гэмпшир.
- Музей шейкеризма Энфилд[англ.] в городе Энфилд[англ.], штат Нью-Гэмпшир.
- Музей Фрутландс[англ.] в городе Гарвард[англ.], штат Массачусетс.
- Шейкерская деревня Хэнкок[англ.] в городе Хэнкок[англ.], штат Массачусетс.
- Шейкерский городок Плизант Хилл[англ.], недалеко от города Харродсбург[англ.], штат Кентукки.
- Шейкерская деревня Саббатдей Лейк[англ.], Нью-Глостер[англ.], штат Мэн.
- Природный центр в Шейкер Лейкс[англ.] — общественная организация по охране природного и культурного наследия в месте расположения исторической шейкерской деревни Северный Союз[англ.] в Шейкер Хейтс[англ.], штат Огайо.
- Исторический шейкерский район Ватерфлит[англ.] в городе Колони[англ.], штат Нью-Йорк.
- Шейкерский музей и библиотека[англ.] в городе Нью-Лебанон[англ.], штат Нью-Йорк.
- Шейкерский музей в Южном Союзе[англ.] в городе Оберн, штат Кентукки.
Музыка

Большая часть ранней шейкерской музыки — монодическая, с одной мелодической линией без гармонизации. Их мелодии и гаммы происходят от народных песен Британских островов, но шейкеры записывали музыку и бережно хранили эти записи, потому их музыкальные произведения уже не относятся к устному народному творчеству, но образуют особый музыкальный жанр. Многие их тех мелодий необыкновенно плавные и красивые. Шейкерские песни стали важной частью американского культурного наследия и мировой религиозной музыки, но остаются малоизвестными[103][104].
Ранние шейкерские гимны передавались из уст в уста или пересылались в письмах между поселениями шейкеров. Многие верующие сами сочиняли и стихи, и музыку. В 1813 году шейкеры издали сборник текстов песен под названием «Тысячелетнее восхваление»[англ.][103][104].
После Гражданской войны в США, шейкеры стали издавать нотные записи своих религиозных песен. В них музыка уже была с четырёхчастной гармонией. Эти песни обычно исполнялись шейкерами в начале их воскресных богослужений. Последнее такое шейкерское нотное издание вышло в 1908 году в Кантербери, Нью-Гемпшир[105].
Композитор Аарон Копленд в 1944 году написал для Марты Грэм знаковую балетную партитуру «Весна в Аппалачах»[англ.]; музыкальный финал этой композиции основан на мелодии знаменитой шейкерской песни «Простые дары»[англ.]. Композитор дал этой работе рабочее название «Балет для Марты», чтобы Грэм могла ей включить в свой сценарий, и говорил, что при написании музыки он не думал ни об Аппалачах, ни о весне. Совпадение или нет, но шейкеры действительно проводили богослужения на горе Холи Маунт[англ.] (хребет Таконик, Аппалачи)[106].
Некоторые исследователи, такие как Роджер Ли Холл[англ.] и Даниэль В. Паттерсон (Daniel W. Patterson), составили сборники песен шейкеров, отдельные музыкальные коллективы исполняли шейкерские песни и танцы[107][108][109].
Самая объёмная звукозапись шейкерских песен в исполнении самих шейкеров была сделана с 1960 по 1980 год и вышла на двух CD-дисках с иллюстрированным буклетом под названием «Да сдвинется Сион: музыка шейкеров» (англ. Let Zion Move: Music of the Shakers)[110]. Издавались и другие записи шейкерских песен в исполнении как шейкерских, так и других музыкальных групп. Среди них большой коммерческих успех имели два альбома, записанных ансамблем Boston Camerata[англ.] в «Саббатдей Лейк»: «Простые дары» (Simple Gifts, 1995) и «Золотая жатва» (The Golden Harvest, 2000). В этих альбомах звучат голоса как музыкантов этого ансамбля, так и немногих оставшихся шейкеров ныне единственной коммуны.
Оценки и критика
Ряд авторов называют шейкеризм феминистской религией за строгое следование принципу равенства полов как в вероучении, так и в повседневной жизни и организации деятельности. Так, Эдвард Деминг Эндрюс (Edward Deming Andrews), автор нескольких книг о шейкеризме, утверждал, что шейкеры и шейкерки наслаждались «полным равенством в правах», свидетельством чему была и шейкерская концепция гендерного дуализма Бога, представлявшегося в равной мере Отцом и Матерью, и шейкерская система совместного правления старших братьев и старших сестёр[92]. Французский писатель Анри Дерош (Henri Desroche) и, позднее, теоретик феминизма Салли Китч (Sally Kitch) усматривали проявление феминистичности шейкеризма в полном целибате, который, как отмечала Китч, исключал всё то, за что современные феминистки критикуют брак и сексуальность[111]. Другие авторы не считают шейкеров сторонниками гендерного равенства в современном его понимании; Керн и Лоуренс Фостер (Kern and Lawrence Foster) отмечают, что шейкеры признавали глубокие врождённые различия между полами, и что у них сохранялось такое же разделение труда между мужчинами и женщинами, какое было в окружающем американском обществе в XIX веке[112].
Пояснения
- ↑ англ. a further degree of light and power
- ↑ Перевод затруднён: англ. revival означает «религиозное возрождение» или «духовное пробуждение»; однако у Хаскетта[40] этим словом явно называется религиозное собрание или ряд таких собраний, служащих этой цели.
- ↑ У Хаскетта[45] указано 31 мая 1780 года, что явная опечатка, т. к. противоречит другим источниками и хронологии событий
- ↑ англ. The wisdom of their instructions, the purity of their doctrine, their Christ-like deportment, and the simplicity of their manners, all appeared truly apostolical.
- ↑ англ. Pittsfield
- ↑ перевод затруднён, англ. the wheel-driven washing machine
- ↑ перевод затруднён, англ. a machine for setting teeth in textile cards
- ↑ англ. a threshing machine
- ↑ англ. a machine for matching boards
- ↑ англ. small looms for weaving palm leaf
- ↑ англ. ball-and-socket tilters for chair legs
- ↑ англ. silk reeling machinery
- ↑ Шейкеры практиковали общение с духами умерших; верующий, который общался с таким духом, назывался «визионистом» (англ. visionist) или «инструментом» (instrument), а то послание или идея, что человек получал от духа, называлось «дар» (gift)[53]
- ↑ англ. A present from Mother Lucy to Eliza Ann Taylor
- ↑ англ. The Tree of Light or Blazing Tree
- ↑ англ. To become a Shaker you have to sign a legal document taking the necessary vows and that document, the official covenant, is locked up in our safe. Membership is closed forever.
- ↑ Откр. 11:2: «А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца».
- ↑ англ. form follows function
Примечания
- ↑ Краткая российская энциклопедия, 1997, статья "Ли, Анна".
- ↑ А. А. Азаров, Большой англо-русский словарь религиозной лексики, 2004, С. 686
- ↑ Народы Америки. Том I, 1959, С. 345
- ↑ Н. М. Гольдберг, Свободомыслие и атеизм в США XVIII-XIX вв, 1965, С. 117
- ↑ Л. Н. Митрохин, К. Л. Блаженов, Словарь атеиста, 1990, С. 145
- ↑ Л. Н. Митрохин, В. П. Андронова, Христианство: словарь, 1994, С. 257
- ↑ Радио Свобода, А. Генис, Эстетика трясунов, 2015
- ↑ Перейти обратно: 8,0 8,1 8,2 Stein, 1992, pp. 42—44.
- ↑ Перейти обратно: 9,0 9,1 9,2 Evans, 1859, p. 141.
- ↑ FAQs.
- ↑ Павлова, 2005, с. 153.
- ↑ Перейти обратно: 12,0 12,1 Campion, 1990, p. 8.
- ↑ Campion, 1990, pp. 17—18.
- ↑ Перейти обратно: 14,0 14,1 14,2 Haskett, 1828, pp. 17—20.
- ↑ Перейти обратно: 15,0 15,1 15,2 Evans, 1859, pp. 18—20.
- ↑ Campion, 1976.
- ↑ Campion, 1990, p. 7.
- ↑ Stein, 1992, pp. 1—8.
- ↑ Evans, 1859, p. 20.
- ↑ Перейти обратно: 20,0 20,1 Aune, 1996, p. 105.
- ↑ Перейти обратно: 21,0 21,1 21,2 Evans, 1859, pp. 17—22.
- ↑ Haskett, 1828, p. 15.
- ↑ Evans, 1859, p. 123.
- ↑ Haskett, 1828, pp. 21—22.
- ↑ Haskett, 1828, p. 20.
- ↑ Campion, 1990, pp. 25—26.
- ↑ Evans, 1859, p. 138.
- ↑ Перейти обратно: 28,0 28,1 Evans, 1859, p. 24.
- ↑ Francis, 2001, pp. 80—81.
- ↑ Haskett, 1828, p. 24.
- ↑ Evans, 1859, p. 140.
- ↑ Francis, 2001, p. 80.
- ↑ Francis, 2001, p. 81.
- ↑ Haskett, 1828, pp. 28—29.
- ↑ Haskett, 1828, p. 27.
- ↑ Перейти обратно: 36,0 36,1 36,2 Stein, 1992, pp. 10—37.
- ↑ Evans, 1859, pp. 24, 141.
- ↑ Haskett, 1828, pp. 29—30.
- ↑ Перейти обратно: 39,0 39,1 39,2 39,3 39,4 Григоренко, 2004, с. 59.
- ↑ Перейти обратно: 40,0 40,1 Haskett, 1828, p. 30.
- ↑ Evans, 1859, pp. 26—28.
- ↑ Haskett, 1828, pp. 30—33.
- ↑ Evans, 1859, pp. 141—143.
- ↑ Evans, 1859, p. 143.
- ↑ Перейти обратно: 45,0 45,1 Haskett, 1828, p. 41.
- ↑ Evans, 1859, pp. 23—24, 138—144.
- ↑ Haskett, 1828, pp. 25—34.
- ↑ Stein, 1992, pp. 10—12, 40-42.
- ↑ Evans, 1859, pp. 35—37.
- ↑ Григоренко, 2004, с. 60.
- ↑ Stein, 1992, pp. 55, 110.
- ↑ Stein, 1992, pp. 62—64.
- ↑ Перейти обратно: 53,0 53,1 53,2 53,3 53,4 Wergland, 2011, p. xiii.
- ↑ Перейти обратно: 54,0 54,1 54,2 Stein, 1992, p. 94.
- ↑ Wergland, 2011.
- ↑ Paterwic, 2008, p. 18.
- ↑ Перейти обратно: 57,0 57,1 57,2 Paterwic, 2009.
- ↑ Перейти обратно: 58,0 58,1 Requirements.
- ↑ Brewer, 1986, pp. xx, 114.
- ↑ Duduit, 1992, p. 32–33.
- ↑ Кислова, 1989, с. 210.
- ↑ Wergland, 2011, pp. 1–2.
- ↑ Перейти обратно: 63,0 63,1 Wergland, 2007.
- ↑ Gordon, 1980.
- ↑ Andrews, 1974, pp. 53—74.
- ↑ Andrews, 1974, pp. 152—159.
- ↑ Grant, 1989.
- ↑ Перейти обратно: 68,0 68,1 Bishop and Wells, 1816, pp. 264—268.
- ↑ Wergland, 2011, chapter 7.
- ↑ Thurman, 2002, p. 262.
- ↑ Shaker Baby, 1873, p. 1.
- ↑ Andrews, 1973, pp. 201—214.
- ↑ Wergland, 2006, p. 21–27.
- ↑ Wergland, 2006, chapter 2.
- ↑ Wergland2, 2006, chapter 2.
- ↑ Wergland, 2011, chapter 4.
- ↑ Hauffe, 1995.
- ↑ Becksvoort, 2000, p. 40.
- ↑ Crosthwaite, 1987, pp. 1—15.
- ↑ Schorsch.
- ↑ Перейти обратно: 81,0 81,1 81,2 Brewer, 1984.
- ↑ Перейти обратно: 82,0 82,1 82,2 Stein, 1992, pp. 337—370.
- ↑ Chambers, 1999, p. 522.
- ↑ Перейти обратно: 84,0 84,1 NPS.
- ↑ Adams, 1905.
- ↑ Перейти обратно: 86,0 86,1 Hillinger.
- ↑ Перейти обратно: 87,0 87,1 Williams.
- ↑ Ouimet.
- ↑ Burns.
- ↑ Sharp.
- ↑ Crowe.
- ↑ Перейти обратно: 92,0 92,1 Procter-Smith, 1993, p. 23.
- ↑ Перейти обратно: 93,0 93,1 Principles and Beliefs.
- ↑ Andrews, 2011, pp. 244—245.
- ↑ Andrews, 2011, p. 12.
- ↑ Garrett, 1987.
- ↑ Green, 1823.
- ↑ Francis, 2001, p. 47.
- ↑ Bowe, 2007, pp. 43, 146, 169, 239.
- ↑ Stodelle, 1975.
- ↑ Morse, 1982, pp. 274—276.
- ↑ Wergland, 2010.
- ↑ Перейти обратно: 103,0 103,1 Wells, 1813.
- ↑ Перейти обратно: 104,0 104,1 Goodwillie, 2009.
- ↑ Hall, 2017.
- ↑ Kapilow.
- ↑ Patterson, 1983.
- ↑ Patterson, 1979.
- ↑ Hall, 2006.
- ↑ Shaker Music.
- ↑ Procter-Smith, 1993, pp. 23-24.
- ↑ Procter-Smith, 1993, p. 24.
Литература
- О движении шейкеров в целом и отдельных коммунах шейкеров
- Adams, Thomas Sewall; Ely, Richard T. Shakers (англ.) // The New International Encyclopædia. — 1905.
- Andrews, Edward D. The People Called Shakers. — N. Y.: Dover Publications, 1963.
- Andrews, Edward D. The People Called Shakers. — Dover Publications, 2011. — ISBN 0486210812.
- Andrews, Edward D.; Andrews, Faith. The Shaker Children's Order (англ.) // Winterthur Portfolio. — 1973. — No. 8. — P. 201–214.
- Andrews, Edward D. Andrews, Faith. Work and Worship: The Economic Order of the Shakers. — Greenwich, Conn.: New York Graphic Society, 1974.
- Andrews, Edward D.; Andrews, Faith. Work & Worship Among the Shakers. — N. Y.: Dover Publications, 1982.
- Brewer, Priscilla. Demographic Features of the Shaker Decline, 1787–1900 // Journal of Interdisciplinary History : j. — 1984. — Т. 15.1.
- Brewer, Priscilla. Shaker Communities, Shaker Lives (англ.) // Stein, Stephen J. The Shaker Experience in America. — Hanover, N.H.: University Press of New England, 1986.
- Brewer, Priscilla. The Shakers of Mother Ann Lee (англ.) // Donald E. Pitzer America’s Communal Utopias. — 1997. — P. 37-56.
- Burns, Deborah E. Shaker Cities of Peace, Love, and Union: A History of the Hancock Bishopric. — U. Press of New England, 1993. — 246 p.
- Chambers, John Whiteclay; Anderson, Fred. The Oxford Companion to American Military History. — Oxford University Press, 1999. — ISBN 978-0-19-507198-6.
- Chase, Daryl. The Early Shakers: An Experiment in Religious Communism. — University of Chicago libraries, 1938.
- Clark, Bob. Enfield, Connecticut: Stories Carved in Stone. — Dog Pond Press, 2006. — P. 189. — ISBN 978-0-9755362-5-4.
- Davenport, Guy. Shaker Light (англ.) // The Hunter Gracchus: And Other Papers on Literature and Art. — N. Y.: Counterpoint, 1996. — P. 52-59.
- De Wolfe, Elizabeth. Shaking the Faith: Women, Family, and Mary Marshall Dyer’s Anti-Shaker Campaign, 1815—1867. — Palgrave, 2002.
- Duffield, Holley Gene. Historical Dictionary of the Shakers. — Scarecrow Press, 2000.
- Evans, Frederick William. Shakers: Compendium of the Origin, History, Principles, Rules and Regulations, Government, and Doctrines of the United Society of Believers in Christ's Second Appearing : with Biographies of Ann Lee, William Lee, Jas. Whittaker, J. Hocknell, J. Meacham, and Lucy Wright. — Appleton, 1859.
- Foster, Lawrence. Shakers (англ.) // Encyclopedia of Religion. — 1987. — Vol. 13. — P. 200—201.
- Foster, Lawrence. Women, Family, and Utopia: Communal Experiments of the Shakers, the Oneida Community, and the Mormons. — 1st ed. p. cm. — Syracuse, NY: Syracuse University Press, 1991. — ISBN 0-8156-2535-9.
- Garrett, Clarke. Origins of the Shakers: From the New World to the Old World. — Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1987.
- Gopnik, Adam. Shining Tree of Life: What the Shakers did (англ.) // New Yorker. — 2006. — 13 & 20 2. — P. 162—168.
- Green, Calvin; Wells, Seth Y. A Summary View of the Millennial Church. — 1823.
- Gutek, Gerald; Gutek, Patricia. Visiting Utopian Communities: A Guide to the Shakers, Moravians, and Others. — U. of South Carolina Press, 1998. — 230 p.
- Haskett, William J. Shakerism Unmasked, Or The History of the Shakers .... — author, 1828. — 300 p.
- Hauffe, Thomas. Design: An Illustrated Historical Overview. — Koln: DuMont Buchverlag, 1995.
- Hinds, William Alfred. American Communities and Co-Operative Colonies. — Second Revised Edition. — Chicago: Charles H. Kerr & Co., 1908.
- Madden, Etta M. Bodies of Life:Shaker Literature and Literacies. — Westport, CT: Greenwood Press, 1998. — ISBN 0-313-30303-7.
- McKinstry, E. Richard. The Edward Deming Andrews Memorial Shaker Collection. — New York & London: Garland Publishing, 1987.
- The Millennial Laws of 1821 // The Shaker Quarterly / Johnson, Theodore E., ed.. — 1967. — Vol. 7.2. — P. 35–58.
- Millennial Praises / Seth Youngs Wells, comp.. — Hancock, Mass.: Josiah Tallcott, Jr., 1813.
- Morgan, John H. The United Inheritance: The Shaker Adventure in Communal Life (Exemplified in Their Religious Self-Understanding). — Bristol, IN: Quill Books, 2002.
- Morse, Flo. Shakers and the World’s People. — Hanover, N.H.: University Press of New England, 1982.
- Murray, John E. Determinants of Membership Levels and Duration in a Shaker Commune, 1780–1880 (англ.) // Journal for the Scientific Study of Religion. — 1995. — Iss. 34. — P. 35–48.
- Paterwic, Stephen J. Historical Dictionary of the Shakers. — Scarecrow Press, 2008. — ISBN 978-0-8108-6255-5.
- Paterwic, Stephen J. The A to Z of the Shakers. — Scarecrow Press, 2009. — ISBN 9780810870567.
- Portman, Rob; Bauer, Cheryl. Wisdom’s Paradise: The Forgotten Shakers of Union Village. — Wilmington, Ohio: Orange Frazer Press, 2004. — ISBN 1-882203-40-2.
- Promey, Sally M. Spiritual Spectacles, Vision and Image in Mid-Nineteenth-Century Shakerism. — Indiana University Press, 1993.
- Rieman, Timothy D.; Muller, Charles R. The Shaker Chair / Line Drawings by Stephen Metzger. — The Canal Press, 1984.
- Rotundo, Barbara. Crossing the Dark River: Shaker Funerals and Cemeteries (англ.) // Communal Societies. — 1987. — Vol. 7. — P. 36–46.
- Shaker Baby (англ.) // Pittsfield Sun. — 1873. — September. — P. 1.
- Sprigg, June; Larkin, David. Shaker: Life, Work, & Art. — 1987.
- Stein, Stephen J. The Shaker Experience in America. — Yale University Press, 1992.
- Thompson, Edward Palmer. The Making of the English Working Class. — IICA, 1980.
- Wergland, Glendyne R. Our Shaker Ancestors (англ.) // NEHGS New England Ancestors. — 2006. — Iss. 7.5–6. — P. 21–27.
- Wergland, Glendyne R. Visiting the Shakers, 1778–1849. — Clinton, N.Y.: Richard W. Couper Press, 2007.
- Wergland, Glendyne R. Visiting the Shakers, 1850–1899. — Clinton, N.Y.: Richard W. Couper Press, 2010.
- Wertkin, Gerard C. The Four Seasons of Shaker Life: An Intimate Portrait of the Community at Sabbathday Lake / Photographs by Ann Chwasky. — Simon & Schuster, 1986. — 189 p.
- Теологическая и религиоведческая
- Aune, Michael Bjerknes; DeMarinis, Valerie M. Religious and Social Ritual: Interdisciplinary Explorations. — SUNY Press, 1996. — ISBN 978-0-7914-2825-2.
- Duduit, Michael. Handbook of Contemporary Preaching. — Nashville, TN: Broadman Press, 1992.
- Mercadante, Linda A. Gender, Doctrine & God: The Shakers and Contemporary Theology. — Nashville, Tenn.: Abingdon Press, 1990.
- Stodelle, Ernestine. Flesh and Spirit at War (англ.) // New Haven Register. — 1975. — 1 March.
- Григоренко А. Ю. Глава 2, §8. Хилиазм в Северной Америке // Эсхатология, милленаризм и адвентизм. — СПб., 2004.
- Кислова А. А. Религия и церковь в общественно-политической жизни США первой половины XIX в / ред. И. А. Белявская. — М.: Наука, 1989. — 238 с.
- Павлова Т. А. Дух Просвещения и ранние квакеры // Человек XVII столетия: Часть 1. — М.: ИВИ РАН, 2005. — С. 149—159.
- Биографическая
- Campion, Nardi Reeder. Ann the Word: The Life of Mother Ann Lee, Founder of the Shakers. — Boston: Little, Brown and Company, 1976. — ISBN 9780316127677.
- Campion, Nardi Reeder. Mother Ann Lee: Morning Star of the Shakers. — UPNE, 1990. — 179 p. — ISBN 0874515270, 9780874515275.
- Francis, Richard. Ann, the Word: The Story of Ann Lee, Female Messiah, Mother of the Shakers, the Woman Clothed with the Sun. — L.: The Fourth Estate, 2000. — 388 p.
- Francis, Richard. Ann, the Word: The Story of Ann Lee, Female Messiah, Mother of the Shakers, the Woman Clothed with the Sun. — Arcade Publishing, 2001. — 388 p. — ISBN 1559705620, 9781559705622.
- Thurman, Suzanne. Dearly Loved Mother Eunice: Gender, Motherhood, and Shaker Spirituality (англ.) // Church History. — 1997. — Vol. 66.4. — P. 750–761.
- Wenger, Tisa J. Female Christ and Feminist Foremother: The Many Lives of Ann Lee (англ.) // Journal of Feminist Studies in Religion. — 2002. — Vol. 18, no. 2. — P. 5–32.
- Wergland, Glendyne R. chapter 2 // One Shaker Life: Isaac Newton Youngs, 1793-1865. — Amherst: University of Massachusetts Press, 2006.
- Ремесло, искусство и культура шейкеров
- Andrews, Edward D. The Gift to Be Simple: Songs, Dances & Rituals of the American Shakers. — N. Y.: Dover Publications, 1940.
- Andrews, Edward Deming; Andrews, Faith. Shaker Furniture: The Craftsmanship of an American Communal Sect. — Dover Publications, 1964.
- Becksvoort, Christian. The Shaker Legacy: Perspectives on an Enduring Furniture Style. — Taunton Press, 2000. — ISBN 978-1-56158-357-7.
- Bowe, Stephen; Richmond, Peter. Selling Shaker: The Commodification of Shaker Design in the Twentieth Century. — England: Liverpool University Press, 2007.
- Crosthwaite, Jane F. The Spirit Drawings of Hannah Cahoon: Window on the Shakers and their Folk Art (англ.) // Communal Societies. — 1987. — No. 7. — P. 1–15.
- Emlen, Robert P. The Shaker Dance Prints (англ.) // Imprint: Journal of the American Historical Print Collectors Society. — 1992. — Vol. 17.2. — P. 14–26.
- Goodwillie, Christian. Shaker Songs: A Celebration of Peace, Harmony, and Simplicity. — N. Y.: Black Dog and Leventhal, 2002.
- Gordon, Beverly. Shaker Textile Arts (англ.) // Andrews and Andrews Work and Worship: The Economic Order of the Shakers. — Hanover, N.H.: University Press of New England, 1980.
- Grant, Jerry V.; Allen, Douglas R. Shaker Furniture Makers. — Pittsfield, Mass.: Hancock Shaker Village, 1989.
- Hall, Roger L. A Guide to Shaker Music—With Music Supplement. — Stoughton, MA: PineTree Press, 2006.
- Hall, Roger L. The Story of Simple Gifts: Joseph Brackett’s Shaker Dance Song. — 2006.
- Hall, Roger Lee. Simple Gifts: Great American Folk Song. — Stoughton, MA: Pinetree Press, 2014.
- Hall, Roger Lee. Blended Together: Discoveries Along The Shaker Music Trail. — Stoughton, MA: Pinetree Press, 2011.
- Hall, Roger Lee. Invitation to Zion - A Shaker Music Guide. — Stoughton, MA: Pinetree Press, 2017.
- Kelly, Andrew. Kentucky by Design: The Decorative Arts and American Culture. — University Press of Kentucky, 2015.
- Millennial Praises: A Shaker Hymnal / Christian Goodwillie and Jane Crosthwaite, eds. — Amherst, Mass.: University of Massachusetts Press, 2009.
- Patterson, Daniel W. The Shaker Spiritual. — Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1979.
- Patterson, Daniel W. Gift Drawing and Gift Song. — Sabbathday Lake, Me.: United Society of Shakers, 1983.
- Patterson, Daniel W. The Shaker Spiritual. — 2000.
- Plummer, Henry. Stillness and Light: The Silent Eloquence of Shaker Architecture. — 2009.
- Rieman, Timothy D.; Muller, Charles R. The Shaker Chair / Line Drawings by Stephen Metzger. — The Canal Press, 1984.
- Rieman, Timothy D.; Buck, Susan L. The Art of Craftsmanship : The Mount Lebanon Collection. — Art Services International, and Chrysler Museum, 1995.
- Гендерные вопросы
- Brewer, Priscilla. ‘Tho’ of the Weaker Sex:’ A Reassessment of Gender Equality among the Shakers (англ.) // Signs: A Journal of Women in Culture and Society. — 1992. — Iss. 17. — P. 609–635.
- Campbell, D’Ann. Women’s Life in Utopia: The Shaker Experiment in Sexual Equality Reappraised, 1810—1860 (англ.) // New England Quarterly. — 1978. — March (iss. 51). — P. 23-38.
- Procter-Smith, Marjorie. „In the Line of the Female“: Shakerism and Feminism (англ.) // Wessinger, Catherine Women's Leadership in Marginal Religions: Explorations Outside the Mainstream. — University of Illinois Press, 1993. — P. 23-40. — ISBN 0252063325, 9780252063329.
- Ruether, Rosemary Radford. Women and Redemption: A Theological History. — Fortress Press, 2011. — ISBN 978-1-4514-1778-4.
- Thurman, Suzanne R. "O Sisters Ain't You Happy?": Gender, Family, and Community among the Harvard and Shirley Shakers, 1781–1918. — Syracuse, NY: Syracuse University Press, 2002.
- Wergland, Glendyne R. conclusions // Sisters in the Faith: Shaker Women and Equality of the Sexes. — Amherst: University of Massachusetts Press, 2011.
- Первичные источники
- Bishop and Wells, comps. Testimonies of the Life, Character, Revelations and Doctrines of our Ever Blessed Mother Ann Lee. — Hancock, Mass.: J. Talcott and J. Deming, Junrs., 1816.
- Jackson, Rebecca. Gifts of Power: The Writings of Rebecca Jackson, Black Visionary, Shaker Eldress / ed by Jean McMahon Humez. — Amherst, MA: University of Massachusetts Press, 1981.
Ссылки
- FAQs: History and Information about the Shakers (англ.). Hancock Shaker Village. — «Because the Shakers, as a show of humility, often did not patent their inventions and improvements, it is difficult to say how many things they invented». Дата обращения: 6 августа 2017.
- Principles and Beliefs (англ.). Sabbathday Lake Shaker Village. Дата обращения: 20 июля 2017.
- Requirements & process for Membership at Zion's Center of Union (англ.). Sabbathday Lake Shaker Village. — «Elder Arnold Hadd has been a Shaker for over 30 years. Eldress June Carpenter has been a Shaker for over 25 years». Дата обращения: 20 июля 2017.
- Schorsch, David A.; Wolfe, Ruth. A Cutwork Tree of Life in the manner of Hannah Cohoon (англ.). AFANews (23 февраля 2013). Дата обращения: 20 июля 2017.
- The Shakers. Shaker Historic Trail (англ.). National Park Service. Дата обращения: 20 июля 2017.
- Hillinger, Charles. Vanishing Shakers leave lasting legacy (англ.), Schenectady Gazette (17 December 1998).
- Williams, Kevin A few good Shakers wanted (англ.). Al Jazeera (3 марта 2015). Дата обращения: 19 июня 2017.
- Ouimet, Leanne. Jeannine Lauber: Exploring the Modern Day Shakers (недоступная ссылка). The Independent (8 декабря 2009). Дата обращения: 16 декабря 2009. Архивировано 23 февраля 2012 года.
- Burns, Ken. About the Shakers (англ.). PBS. Дата обращения: 19 августа 2017.
- Sharp, David. 1 of the Last Remaining Shakers Dies at 89, Leaving Just 2 (англ.), Associated Press (4 January 2017).
- Crowe II, Kenneth C.. Sister Frances Carr, one of last three Shakers, has died, Times Union (3 января 2017). Дата обращения 3 января 2017.
- Kapilow, Robert; Adams, John. Milestones of the Millennium: "Appalachian Spring" by Aaron Copland (англ.). National Public Radio (1999). Дата обращения: 20 июля 2017.
- Music of the Amarican Shakers (англ.). American Music Preservation. PineTree Productions. Дата обращения: 20 июля 2017.
- The Shakers: Timeline (англ.). pbs.org. WETA. — Хронология истории шейкеров и современных им важнейших событий мировой истории. Дата обращения: 24 августа 2017.
- Sabbathday Lake Shaker Village (англ.). United Society of Shakers. — Сайт единственной ныне действующей коммуны шейкеров «Саббатдей Лейк». Дата обращения: 24 августа 2017.
- The Friends of the Shakers (англ.). The Friends of the Shakers. — Сайт общественной организации «Друзья шейкеров». Дата обращения: 24 августа 2017.
- Shaker Historic Trail Travel Itinerary. Discover Our Shared Heritage (англ.). National Park Service. Дата обращения: 24 августа 2017.
- Stewart, Philemon. A Holy Sacred and Divine Roll and Book. — 1842.
Документы архивов и музеев
- ↑ Youngs, Isaac N. Concise View of the Church of God. — Winterthur Museum Library Andrews Shaker Collection. — Vol. ms. 861. — P. 355, 366-74.
- ↑ Youngs, Isaac N. et al. Memorandum of the Proceedings of the School (1817-35). — Shaker Museum Mount Lebanon. — P. ms. 10,469.
- ↑ Calvin Reed, Sarah Bates, Polly Reed, William Calver, Amelia Calver, Anna Dodgson. New Lebanon School Journal (1852-87). — Hancock Shaker Village library. — P. ms. 9758.
- ↑ Domestic Journal of Daily Occurrences (1834-46), New York State Library ms.; Sketches of Visions, 1838, Western Reserve Historical Society Cathcart Shaker Collection ms. VIII:B-113; A Concise View of the Church of God and of Christ on Earth, Edward Deming Andrews Memorial Shaker Collection, Winterthur Museum Library, ms. 861.