Перейти к содержанию

Шедвелл, Томас

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Томас Шедвелл
Thomas Shadwell
Место рождения Сентон Хол Норфолк, Англия
Место смерти Челси, Лондон
Гражданство  Англия
Род деятельности поэт, драматург, прозаик
Язык произведений англ. 

Томас Шедвелл (англ. Thomas Shadwell; 1642 — 19 ноября 1692) — английский поэт, писатель и драматург.

С 1689 носил пожизненное звание «Поэта-лауреата» — звание придворного поэта, утвержденного английским монархом и традиционно обязанного откликаться памятными стихами на события в жизни королевской семьи и государства.

Биография

Образование, получил в Bury St Edmunds School и Caius College при Кембриджском университете, в который поступил в 1656 году. После получения диплома, начал работать в лондонском суде Middle Temple.

Творчество

В 1668 году написал комедию в прозе «Сердитые возлюбленные» («The Sullen Lovers, or the Impertinents»), по мотивам пьесы Мольера «Докучные» (фр. Les Fâcheux), имитируя стиль Бена Джонсона. В своей комедии Шедвелл вывел на сцену двух главных персонажей. Один из них — сэр «Положительный во всем», другой — «Простофиля». Первый представлен «так глубоко положительным во всем, что не может позволить себе ошибки, даже самой небольшой», второй — «тщеславный поэт, всегда отвлекающий от дела людей неуместными рассуждениями о поэзии».

В 1669 году опубликовал пьесу «Королевская пастушка», в 1671 — комедии «Юмористы» и «Любовь к сумеркам, или монах- астролог».

Лучшим произведением Томаса Шедвелла считают пьесу «Epsom Wells» (1672) и «Сквайр из Эльзаса» («The Squire of Alsatia», 1688).

Известен тем, что был избран Джоном Драйденом мишенью для сатиры, вероятно, в ответ на злобный аптидрайденовскии пасквиль «Медаль Джона Бейза» (1682). Когда Драйден был лишен звания поэта-лауреата за свои политические убеждения, титул этот в 1689 году получил Томас Шедвелл.

Поэма «Мак Флекно» пера Драйдена-сатирика, была итогом многолетней баталии. Личные счеты переплетаются здесь с литературной борьбой того времени. Драйден и Шедвелл многие годы выступали в печати, полемизируя друг с другом по некоторым вопросам искусства драматургии. Начало обмена взглядами было положено Томасом Шедвеллом в предисловии к комедии «Сердитые возлюбленные» (1668). Здесь он высмеял героические пьесы, которые, по его мнению, поднимают любовь и честь на такую «нелепую высоту», что представление становится бурлеском. Он восхищается комедиями Бена Джонсона и отвергает произведения тех писателей (прежде всего, в виду имелся Джон Драйден), которые провозглашали, что Бен Джонсон даже лучшие свои пьесы написал без остроумия.

Заметив, что при создании «Сердитых возлюбленных» в определенной мере был использован сюжет Мольера, Шедвелл, тем не менее, нападал на того, кто, по его мнению, занимался прямым плагиатом:

«Но я добровольно признаюсь в своей краже и стыжусь этого, хотя я и имею как пример кое-кого, кто никогда не написал пьесы без того, чтобы не украсть большей её части… и, наконец, постоянно воруя, стал рассматривать краденое добро как своё собственное»

В течение четырнадцати лет с момента создания своей первой комедии до рокового противостояния с Джоном Драйденом, Шедвелл почти каждый год создавал по новой пьесе. В своих произведениях, по словам автора, побуждал к добродетели, ниспровергал и карал порок и безрассудства века.

Избранные произведения

  • The Royal Shepherdess (1669)
  • The Humorist (1671)
  • The Miser (1672)
  • Psyche (1675)
  • The Libertine (1676)
  • The Virtuoso (1676)
  • The history of Timon of Athens the Man-hater (1678)
  • A True Widow (1679)
  • The Woman Captain (1680)
  • The Lancashire Witches и Teague O’Divelly, the Irish Priest (1682)
  • Bury Fair (1689)
  • The Amorous Bigot (1690)
  • The Scowerers (1691)
  • The Volunteers, or Stockjobbers (посмертное издание, 1693).

Примечания

Литература