Шевалье д’Эон
Шарль д’Эон де Бомон | |
---|---|
Charles d'Éon de Beaumont | |
![]() | |
Шарль д’Эо́н[1] де Бомо́н (фр. Charles d'Éon de Beaumont, или шевалье́ д’Эо́н (фр. chevalier d'Éon); полное имя — Шарль-Женевье́в-Луи́-Огю́ст-Андре́-Тимоте́ д’Эо́н де Бомо́н (фр. Charles-Geneviève-Louis-Auguste-André-Timothée d'Éon de Beaumont); 5 октября 1728 — 21 мая 1810) — французский дворянин, тайный агент, принадлежавший к дипломатической сети «Королевского секрета», который первую половину жизни провёл как мужчина, а вторую половину — как женщина (вопрос о его половой принадлежности остаётся открытым[2]). Несмотря на хрупкое телосложение, шевалье считался одним из лучших фехтовальщиков своего времени[3].
Ранние годы
Шарль д’Эон родился в Тоннере, в семье адвоката. В своих записках он утверждает, что в детстве его одевали как мальчика, хотя был он девочкой: наличие наследников мужского пола стало условием получения наследства со стороны родственников по материнской линии. Окончив с отличием парижский коллеж Мазарини, д’Эон устроился клерком в налоговое ведомство. Семь лет спустя он был завербован тайной сетью французских дипломатов («Королевский секрет»).
Первым поручением д’Эона была поездка в Россию в 1755 году, где он должен был войти в доверие к императрице Елизавете Петровне с тем, чтобы расстроить русско-австрийский альянс (см. Дипломатическая революция). Этот период жизни д’Эона окружён легендами, отразившимися в романе Валентина Пикуля «Пером и шпагой», и достоверно о нём известно мало.
Согласно легенде публикаторов, именно д’Эон «обнаружил» в Петербурге и вывез во Францию так называемое завещание Петра Великого; ряд историков считает, что агент «Королевского секрета» мог быть действительно причастен к фабрикации первоначальной версии этой знаменитой подделки. По другой версии, именно в Петербурге д’Эон стал носить женское платье и настолько преуспел в своей миссии, что был допущен к самодержице в качестве чтицы, ежедневно читая ей на сон грядущий (в мемуарах самого д’Эона указывается, что он был чтицей у княгини Воронцовой[4]:335).
После смерти Елизаветы Петровны д’Эон был отозван во Францию и успел принять участие в последних битвах Семилетней войны под командованием маршала де Брольи. Он был ранен и получил за храбрость орден св. Людовика.
Пребывание в Лондоне

В 1763 году д’Эон, вновь в мужском платье, получил назначение в Лондон. В его задачи входило установление контактов с британской аристократией путём кредитования их французским вином и разработка плана вторжения французов в Уэльс, для чего он ездил осматривать западное побережье страны.
Деятельность д’Эона была прервана назначением нового посла, графа де Герши, с которым шевалье не сошёлся характерами; дело могло окончиться дуэлью, но этому помешала смерть посла. Всё посольство разделилось на партии сторонников и противников шевалье, в нескольких случаях разногласия выносились на рассмотрение лондонского суда.
В 1764 году посол добился отстранения д’Эона от дел, однако последний, вступив в связь с другим экс-шпионом, Тевено де Морандом, написал королю письмо, в котором обвинял посла в попытке подстроить своё отравление. По-видимому, не без его участия лондонские издатели опубликовали в 1764 году переписку между агентами «Королевского секрета».
По всей вероятности, именно во время этого конфликта посольство стало распускать слухи о том, что отставной французский драгун на самом деле — женщина. Дело получило большую огласку, и в печати стали появляться карикатуры на д’Эона. В середине 1770-х этот вопрос постоянно обсуждался в прессе, дошло до того, что ставки на то, к какому полу принадлежит д’Эон, начали оформляться на Лондонской фондовой бирже[5]:108.
Согласно другой версии, д’Эона вынудили признать себя женщиной, чтобы у родственников графа Герши не было возможности бросить ему вызов, так как ни у кого не возникало сомнений об исходе поединка, — ведь д’Эон считался одним из лучших фехтовальщиков Европы.
Прошло десять лет, прежде чем смерть короля и роспуск «Королевского секрета» открыли д’Эону возможность вернуться на континент. В ходе переговоров с Бомарше (представлявшим интересы французского правительства) д’Эон потребовал, чтобы его признали женщиной и позволили носить женское платье. Однако, по другой версии, подтверждённой архивными документами, превратить шевалье в даму задумал французский король Людовик XV[6]. Получив от короля средства на соответствующее обновление гардероба, д’Эон в 1777 году вернулся на родину. С тех пор и до конца жизни шевалье звался мадемуазель де Бомон.
По окончании службы

В 1779 году д’Эон опубликовал под чужим именем мемуары под названием «Военная, общественная и частная жизнь мадемуазель д’Эон», в которых, несомненно, приукрасил свои приключения. В то время он жил с матерью в Тоннерре на пенсию, назначенную покойным королём. Французская революция означала для него потерю постоянного дохода. Распродав библиотеку, д’Эон в 1785 году вернулся в Англию, где у него к тому времени образовался широкий круг знакомств (в том числе Георг IV).
Даже в сравнительно пожилом возрасте мадемуазель де Бомон не оставляла попыток вернуться на военную службу под знамёнами Франции. Она неудачно пыталась принять участие в освободительной войне американских колоний, а в 1792 году направила в Национальное собрание петицию с предложением возглавить женский батальон «амазонок». Регулярно принимала участие в турнирах по фехтованию, пока в 1796 году не получила серьёзное ранение.
Последние годы мадемуазель д’Эон провела в нужде, деля жилище с некой мисс Коул. Умерла она в Лондоне в возрасте 81 года. Осмотревший её тело врач пришёл к выводу, что оно принадлежит мужчине, и подписал акт следующего содержания: «Настоящим подтверждаю, что осмотрел и вскрыл труп шевалье д’Эона и при этом обнаружил на его теле мужские гениталии, прекрасно развитые во всех отношениях». Не исключено, что шевалье страдал от синдрома Каллмана (неполная маскулинизация).
Образ в искусстве


В живописи
- Портрет д’Эона, написанный маслом французским художником Жан-Лораном Монье, демонстрировался в 1791 году в Лондоне, в Королевской академии художеств. Повторение этого портрета, выполненное в 1792 году английским художником Томасом Стюартом и пропавшее в 1926 году, идентифицировал историк искусства Филип Мулд[англ.], купивший картину на торгах неподалёку от Нью-Йорка как «Портрет неизвестной» кисти Гилберта Стюарта, после чего в 2012 году полотно было куплено Национальной портретной галереей (Лондон)[7].
- Картина, изображающая поединок между шевалье де Сен-Жоржем и шевалье д’Эоном 9 апреля 1787 г. кисти Александра-Огюста Робино.
В театре
- 1837 — «Шевальесса д’Эон» (La Chevalière d'Éon), историческая комедия в двух актах с куплетами Шарля Дюпёти[фр.] и Шарль-Огюста Клевера, барона Молдиньи (Charles-Auguste Clever, baron de Maldigny), Театр водевиля[фр.], Париж.
- 1837 — «Шевалье д’Эон», комедия в трёх актах с пением авторства Жан-Франсуа Байяра и Дюмануара, Театр варьете[фр.], Париж.
- 2008 — «Эонагата» (Eonnagata), синтетический спектакль, созданный режиссёром Робером Лепажем, хореографом Расселом Малифантом[англ.] и балериной Сильви Гиллем. Звуковое оформление — Жан-Себастьян Коте[англ.], художник по костюмам — Александр Маккуин, художник по свету — Michael Hulls (премия Лоренса Оливье 2010 года в том числе за этот спектакль). Премьерный показ состоялся в Квебеке (Канада) в декабре 2008 года[8].
В литературе
Жизни шевалье д’Эона посвящены несколько книг на английском и французском языках, роман Валентина Пикуля «Пером и шпагой» (1963, опубликован в 1972) и рассказ «Шевалье д’Эон» То Убукаты[англ.].
В кино и на телевидении
- 1921 — «Exzellenz Unterrock» (Германия). В роли Марлон Леглер.
- 1928 — «Marquis d’Eon, der Spion der Pompadour» (Германия). В роли Лиана Хайд.
- 1957 — «Загадки истории» (Франция, сериал) / «Énigmes de l’histoire». Серия «Le chevalier d'Éon». В роли Марсель Рансон-Эрве.
- 1959 — «Секрет шевалье д’Эона[фр.]», фильм Жаклин Одри по сценарию Жака Лорана, в главной роли Андре Дебар[фр.].
- 1972 — «Figaro-ci, Figaro-là» (Франция). В роли Жак Деступ.
- 1996 — «Beaumarchais l’insolent» (Франция). В роли Клэр Небу.
- 2006 — «Шевалье д’Эон» / «Eru kazado». Японский аниме-сериал на основе одноимённого рассказа То Убукаты[англ.], демонстрировавшийся телеканалом WOWOW в 2006—2007 годах.
- 2008 — «Пером и шпагой», российский телесериал, демонстрировавшийся на канале «Россия». В роли Антон Макарский.
- 2009 — «Nicolas Le Floch» (Франция, сериал). В роли Филипп Демар.
- 2015 - Versailles / Версаль (Франция, сериал). В роли Марк Рендалл. Персонаж появляется во втором сезоне.
В играх
Появлялся/появлялась в мобильной игре Fate/Grand Order в качестве слуги класса Сейбер.
Появляется в игре Assassin’s Creed Unity в рамках второстепенного задания, предлагая главному герою сразиться с лучшими дуэлянтами Парижа, последним из которых оказывается сам д’Эон. Одет в платье и просит не смущаться его внешности. Победу над собой комментирует словами «Тебе нет нужды преклонять колено ни перед кем — ни перед мужчиной, ни перед женщиной».
В музыке
Упоминается в песне «Sans contrefaçon» французской певицы Милен Фармер.
Примечания
- ↑ В русских источниках XVIII века: де Еон.
- ↑ Фёдоров, 2020.
- ↑ Alfred Hutton (Альфред Хаттон): The sword through the centuries (Меч сквозь столетия)
- ↑ The European Magazine, and London Review = vol. 19. — London: J. Sewell Cornhill, 1791.
- ↑ Linda Grant De Pauw. Battle Cries and Lullabies: Women in War from Prehistory to the Present. — University of Oklahoma Press, 2000. — 432 с. — ISBN 978-0806132884.
- ↑ Хорошилова О. А. Шпион-травести или жертва королевского юмора? Жизнь и мифы Шевалье д’Эона — дипломата, авантюриста и торговца своей биографией (рус.) ?. Нож (18.03.2022). Дата обращения: 20 марта 2022.
- ↑ Portrait mistaken for 18th-century lady is early painting of transvestite. // The Guardian, 6 июня 2012.
- ↑ Judith Mackrell. The name’s d’Eon. Chevalier d’Eon. // The Guardian, 19 февраля 2009.
Литература
- Kates G. Monsieur D’Eon Is a Woman : A Tale of Political Intrigue and Sexual Masquerade / Gary Kates ; Orig. publ. by BasicBooks, 1995. — Baltimore; London : Johns Hopkins University Press, 2001. — P. 400. — ISBN 978-0801867316.
- д’Еон-де-Бомон // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Фёдоров Н. Она — мужчина! Захватывающая история переодеваний, запутавшая Европу : [арх. 7 марта 2020] / Николай Фёдоров // Вокруг света : журн. — 2020. — № 3. — С. 102–107.
- Карнович Е. П. Шевалье д'Еон // Замечательные и загадочные личности XVIII и XIX столетий = Замечательныя и загадочныя личности XVIII и XIX столетий. СПб.: А. С. Суворин, 1884. / Евгений Петрович Карнович. — Смарт, 1990. — С. 66–108. — 520 с.
- Хорошилова О. А. Шпион-травести или жертва королевского юмора?// Журнал НОЖ, 2022: https://tlgrm.ru/channels/@knifemedia
- Berkholz G. Napoléon Ier, auteur du testament de Pierre-le-Grand : [фр.] / Gustav Berkholz. — Bruxelles : Office de publicite, 1863. — P. 43.
- Gaillardet F. Memoires sur le chevallie d'Eon : [фр.] / Frédéric Gaillardet. — 2me ed. — Paris, 1836. — P. 400+[3].
Ссылки
- Jonathan Conlin. The Strange Case of the Chevalier d’Eon // History Today, Vol. 60, апрель 2010. (англ.)