Шебанов, Николай Петрович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Шебанов Николай Петрович
Дата рождения 1899(1899)
Место рождения Российская империя
Дата смерти 1953(1953)
Место смерти Москва, СССР
Страна  СССР
Род деятельности Лётчик-испытатель
Награды и премии
Орден Ленина

Медали

Николай Петрович Шебанов (18991953) — советский лётчик-испытатель, полковник.

Биография

Родился в 1899 году.

14 августа 1918 года был зачислен в Московскую лётную школу, по окончании которой был оставлен в ней инструктором. С 1923 года Шебанов работал пилотом Русско-Германского общества воздушных сообщений «Дерулюфт». В числе первых советских лётчиков гражданского воздушного флота (ГВФ) он освоил трехмоторный цельнометаллический самолет АНТ-9 конструкции А. Н. Туполева. Налетав в 1936 году один миллион километров без единой аварии, был привлечен к работе Совета по безопасности в Главном управлении ГВФ.

Николай Петрович Шебанов с 1937 года участвовал в испытаниях самолёта «Сталь-7»[1] и был зачислен в штат Научно-исследовательского института ГВФ. 28 августа 1938 года он вместе с В. А. Матвеевым с Н. А. Байкузовым совершили на «Сталь-7» полёт по маршруту Москва — Симферополь — Москва длиной 2360 км. 6 октября 1938 года был проведен беспосадочный перелет на «Сталь-7» по маршруту Москва — Батуми — Одесса — Москва, когда Шебанов, В. А. Матвеев и Н. А. Байкузов за 11 часов и 4 минуты пролетели 3800 км. А 28 августа 1939 года на новом варианте «Сталь-7» был выполнен беспосадочный перелет по замкнутому маршруту Москва — Свердловск — Севастополь — Москва протяженностью 5068 км со средней скоростью 405 км/ч (за 12 часов 30 минут). Экипаж самолета — летчики Н. П. Шебанов и В. А. Матвеев и бортрадист Н. А. Байкузов. Затем Шебанов испытывал бомбардировщик ДБ-240 (Ер-2) с двигателями М-105. 15 мая 1941 года он был откомандирован в Главное управление ГВФ.

Во время Великой Отечественной войны Николай Петрович возглавил группу транспортных самолетов для переброски продовольствия в осажденный Ленинград и доставки оттуда людей — выполнил порядка 50 полетов на самолёте Ли-2. Затем участвовал в боях в небе над Восточной Пруссией. Во время войны по состоянию здоровья ушёл в отставку. После войны работал начальником аэроотряда Сибирской аэрогеологической экспедиции в Красноярском крае.

Выдающийся советский лётчик Николай Петрович Шебанов имел общий налет более двух миллионов километров, провел в воздухе около одиннадцати тысяч часов и освоил самолеты более двадцати типов.

Умер в 1953 году в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.

Интересный факт

В Московскую лётную школу Шебанов был зачислен по личному письменному распоряжению Ленина, где предлагалось принять в школу Макса Павловича Дауге (сын революционного деятеля П. Г. Дауге[2]) и Николая Петровича Шебанова. За друживших юношей перед Лениным ходатайствовала Инесса Арманд, находившаяся в родстве с Максом Дауге.[3]

Награды

  • Награждён орденом Ленина (1936) и медалями.

Примечания

  1. СОЗДАНИЕ САМОЛЕТА «СТАЛЬ-7» (недоступная ссылка). Дата обращения: 21 февраля 2015. Архивировано 3 мая 2019 года.
  2. Дауге Павел Георгиевич
  3. Маркуша Анатолий — Любовь моя, самолеты (недоступная ссылка). Дата обращения: 21 февраля 2015. Архивировано 21 февраля 2015 года.

Ссылки