Шарлоттский трамвай
Шарлоттский трамвай (англ. Charlotte Trolley) — историческая трамвайная линия, которая действовала в Шарлотте (Северная Каролина). Линия проходила по правой колее бывшей Norfolk Southern Railway от Тремонт-авеню в Саут-Энде в северном направлении до конечной остановки на 9-й улице в центре города. Пути одновременно использовались с LYNX Blue Line.
История
Шарлоттский трамвай стал возрождением трамвайного сообщения в Шарлотте после закрытия прежней транспортной сети, работавшей с 18 мая 1891 года до 14 марта 1938 года[1]. Первый трамвай вышел на линию 30 августа 1996 года. В течение первых шести месяцев опытной эксплуатации маршрут работал по вечерам в четверг, пятницу и субботу и во второй половине дня в воскресенье. В опытный период вагоны ходили по трёхкилометровому участку между трамвайным депо Атертон-Милл и Стоунуолл-стрит[2].
За полгода работы, к 28 февраля 1997 года пассажиропоток трамвая составил 25 000 человек[3]. Опытная эксплуатация была признана успешной, и Norfolk Southern Railway получила контракт на годовое использование её путей для трамвайного сообщения.
После постройки нового моста над Стоунуолл-стрит началась ежедневное сообщение между Атертон-Милл в Саут-Энде и 9-й улицей в центре города. Первый трамвай по этому маршруту прошёл 28 июня 2004 года[4]. До этой даты трамвай обслуживали добровольцы (в том числе пенсионеры), часть которых затем была нанята Charlotte Area Transit System (CATS), осуществлявшей дальнейшую эксплуатацию системы. Были закуплены три вагона-реплики № 85, оригинал которых построен в 1920-е годы.
Приостановление и окончание эксплуатации
Эксплуатация системы была временно приостановлена 5 февраля 2006 года, когда началась реконструкция путей для запуска «легкого метро»[5]. Первоначально предполагалось, что перерыв продолжится год, затем ещё на год, до начала работы лёгкого метро, вагоны выйдут на линию[6]. Однако к ноябрю 2006 года CATS решила, что вариант с использованием трамвая во время строительства невыполним.
Возобновление работы трамвая состоялось 20 апреля 2008 года, на линию вышли старинные вагоны, следовавшие по тем же путям, что и лёгкое метро[7]. С появлением LYNX Blue Line ежедневная работа Шарлоттского трамвая прекратилась, вагоны перевозили пассажиров только по выходным. Окончательное закрытие трамвайного сообщения произошло 28 июня 2010 года[8]. Шарлоттский трамвай в дальнейшем сосредоточил усилия на сохранении подвижного состава в музее рядом с Ист-Вест-стейшн.
Подвижной состав
На линии работали три вагона-реплики трамвая 1920-х годов. Они были доставлены в Шарлотт Gomaco Trolley Company осенью 2004 года. Вагоны получили номера 91, 92 и 93[9].
Исторические вагоны
Вагон № 1
Вагон № 1 был построен в Филадельфии по J. G. Brill Company в 1907 году и первоначально использовались в Афинах (Греция)[10]. Реставрация вагона была завершена в 1989 году Брюсом Тейном из Гилфорда (Коннектикут).
Вагон № 85
Вагон № 85 стал последним электрическим трамваем, вышедшим на линию в Шарлотте 14 марта 1938 года. Александр Гарфилд Колли-старший руководил вагоновожатыми на момент закрытия линии, его сын, Александр Гарфилд Колли-младший, лично вёл № 85 в последней поездке. В своем личном дневнике, Колли-старший описал последнюю поездку: он попросил сына уступить ему место и сам сел на кресло вагоновожатого. Пятьдесят три года спустя, когда вагон № 85 вернулся на линию, пассажирами а первой официальной поездки стали несколько потомков Колли: Чарльз Рид Колли-старший (сын) с женой Луизой Бриггс-Колли; Джон Уэйн Колли (внук); Томас А. Колли (внук); Рой Алан Колли (внук). Рой Алан Колли родился после смерти деда. После закрытия трамвайной линии город использовал в качестве общественного транспорта исключительно автобус, пока в 2007 году не была открыта Blue Line[11]. После завершения работы вагон № 85 был продан за $100 вместе с остальным подвижным составом. О его местонахождении не было известно в течение 50 лет, пока вагон не был обнаружен в Хантерсвилле (Северная Каролина) в ноябре 1987 года.
Найденный вагон был передан Исторической комиссии Шарлотта для восстановление. Реставрация началась на SpringFest 89 была завершена в 1991 году. Стоимость работ составила чуть более $100 000.
Вернувшись на линию в 1996 году, , № 85 возил пассажиров до временного прекращения движения в 2006 году. В марте 2007 года было объявлено, что в связи с несоответствием требованиям безопасности в дальнейшем вагон использоваться не будет. Компания Charlotte Trolley, Inc., владелец вагона, в 2008 году заключила с городом соглашение о намерениях, по которому получила право выпускать вагон на линию до двух раз в год. Вагон находится на хранении в депо CATS на Саут-бульвар.
Вагон № 117
Ашвиллский трамвай № 117 был изготовлен в 1927 году J. G. Brill Company. Осенью того же года Carolina Power & Light Company закупила десять таких вагонов для Эшвилла (Северная Каролина).
Вагон № 117 ожидает восстановления в депо Шарлоттского трамвая.
Примечания
- ↑ Del Pino, Oscar. Clang, clang go the trolleys, The Charlotte Observer (August 16, 1995), С. 1C.
- ↑ Whitacre, Dianne. Clang! Clang! Clang! - Trolley back on track starting Friday, The Charlotte Observer (August 28, 1996), С. 1C.
- ↑ Smith, Doug. Trolley gets a one-year extension, The Charlotte Observer (March 1, 1997), С. 1D.
- ↑ Whitacre, Dianne. Why one track? and other trolley trivia - 7-day-a-week service, costing $1, officially begins on Monday, The Charlotte Observer (June 27, 2004), С. 2B.
- ↑ Coto, DaNica. History on Hiatus: Trolley makes last run for a year, The Charlotte Observer (February 6, 2006), С. 3B.
- ↑ Rubin, Richard. Trolley running late on restart, The Charlotte Observer (November 15, 2006), С. 1B.
- ↑ Harrison, Steve. Trolley joining Lynx on light-rail tracks, The Charlotte Observer (April 16, 2008), С. 1B.
- ↑ Service Change - June 28, 2010 . Charlotte Area Transit System. Архивировано 25 июня 2010 года.
- ↑ Charlotte, North Carolina, Debuts New Trolley Cars, October 16, 2004 . Gomaco Trolley Company. Дата обращения: 31 мая 2009. Архивировано 13 мая 2008 года.
- ↑ Whitacre, Dianne. Trolley time! Blowout gala to accompany streetcar's return., The Charlotte Observer (August 23, 1989).
- ↑ Gubbins, Pat Borden. Ol' No. 85, last trolley to roll, leads way back to track., The Charlotte Observer (March 4, 1990).