Шапошников, Адриан Григорьевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Адриан Шапошников
Основная информация
Полное имя Андриан Григорьевич Шапошников
Страна  Российская империя СССР
Профессии композитор
Награды Орден Трудового Красного Знамени — 28.10.1955

Адриан Григорьевич Шапошников (29 мая (10 июня) 1887, Санкт-Петербург — 22 июня 1967, Москва) — русский и советский композитор. Народный артист Туркменской ССР (1967).

Биография

Окончил Петербургский технологический институт (1909), одновременно брал уроки теории музыки и композиции у Василия Калафати. Затем принял решение посвятить себя музыке и поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию в класс композиции, который и окончил в 1913 г. Учился у А. К. Глазунова, Н. А. Соколова, H. H. Черепнина, И. И. Витоля). В 19141916 гг. работал концертмейстером и преподавателем в Музыкально-историческом обществе графа А. Д. Шереметева.

После Октябрьской Социалистической революции вплоть до 1936 г. оставил музыкальную карьеру, работал инженером. В этот период сочинил небольшое количество камерных произведений: романсы на стихи Фёдора Сологуба, Игоря Северянина, Ивана Рукавишникова, Константина Бальмонта (1919—1923), сонатину для фортепиано (1923), сонату для виолончели и фортепиано (1935) и др.

В 1937 г. по приглашению кинорежиссёра Леонида Оболенского последовал за ним в Ашхабад для работы в созданной там оперной студии. Изучив туркменский национальный музыкальный материал, в 1939 г. создал музыку к спектаклю «Зохре и Тахир» на сюжет туркменского классика Молланепеса, затем переработал её в одноимённую оперу, которой 6 ноября 1941 года открылся Туркменский театр оперы и балета. В дальнейшем создал ещё ряд опер на туркменские национальные темы — согласно обычной советской практике, в соавторстве с композиторами титульной нации: Вели Мухатовым и Дангатаром Овезовым. Кроме того, Шапошниковым были написаны Туркменская рапсодия (1940) и Туркменский марш (1949) для оркестра, концерт для фортепиано с оркестром на туркменские темы (1947; 2-я редакция 1953); два хора на слова Махтумкули и другие сочинения с местным колоритом. В 1941—1948 гг. он занимал должность заместителя председателя правления Союза композиторов Туркменской ССР.

Пострадав во время Ашхабадского землетрясения, вернулся в Москву, однако до конца жизни продолжал работать над туркменскими темами и сотрудничать с музыкальными организациями Туркмении. В 1955 г. удостоен ордена Трудового Красного Знамени, в 1967 г. — почётного звания «Народный артист Туркменской ССР». Похоронен на Ваганьковском кладбище (11 уч.)[1].

За последние годы в Туркмении возобновлены основные оперы Шапошникова — «Зохре и Тахир» и «Шасенем и Гариб»; по мнению современного туркменского музыкального критика,

Шапошников заронил в благодатную туркменскую почву семена классического западного музыкально-театрального искусства, из которых взошло и широко разрослось уникальное, самобытное явление — туркменская опера. Главное в его творчестве — та необычайная осторожность, бережность, чуткость, с которой он подходил к национальному материалу. Мелодика традиционных туркменских напевов в его произведениях осталась неизменной, оригинальные мотивы созданы по образцам народных, с небольшими творческими вариациями, а в оркестровке нашла отражение тембровая окраска народного инструментария. Эта необычайная скромность и щепетильность композитора Адриана Шапошникова, предельно уважавшего национальные основы выполняемых им работ, и стала залогом всенародной любви к его музыке, которая жива по сей день[2].

За пределами Туркмении продолжает пользоваться популярностью Соната для флейты и арфы (1926, 2-я редакция 1962), записанная, в частности, Луизой Ди Туллио и Сьюзен Макдоналд.

Примечания

  1. Артамонов М. Д. Ваганьково. — М.: Моск. рабочий, 1991. — С. 177.
  2. Мария Колодина. Композитор Адриан-ага // «Туркменистан»: Международный журнал. — № 7 (64), июль 2010.