Шал-Кийиз Тиленшиулы

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Шал-Кийиз Тиленши улы
Дата рождения 1465(1465)
Место рождения Левый берег реки Яйык (Урал)
Дата смерти 1560(1560)
Гражданство

Ногайская орда

Большая орда
Род деятельности поэт
Годы творчества йырау, поэт
Язык произведений ногайский

Шал-Кийиз Тиленши улы (1465 г. — 1560 г.) — ногайский[1][2] йырав, поэт, легендарный персонаж. Был приближенным беклярбека Большой орды Темира.

Биография

Поэт родился в 1419/1420 гг., умер в конце XV века или начале XVI века. Творения его дошли до нас в сравнительно большом количестве, в виде поэм, стихов и дидактических монологов.

Шал-Кийиз был современником ногайского беклярбеком Большой Орды Темир-бия. Это был век укрепления роста и могущества Ногайских ханств, поляризации интересов общественных классов и роста эксплуатации трудового населения, особенно в западных, экономически развитых областях государства.

Поэт вышел из трудовой семьи и лишь силой своего таланта достиг славы и почета. Одно время он был близок ко двору Темира. Но поэт никогда не смешивал интересы народа с интересами степной аристократии. В ответ на упрёки Темира в симпатии к простым людям поэт не без гордости отвечает:

Ты есть шелк,
А я же шерсть.
Ты есть алтын,
А я же рубль.
Ты — Султан,
А я же холоп.

Попытки хана приблизить к себе поэта и певца дорогими подарками и женитьба на дочери мурзы не смогли заставить Шал-Кийиза порвать с трудовыми ногайцами. Более того, высокомерие жены — аристократки заставило поэта уйти от неё. Благополучие народа, его мирный труд, свобода, мир составляют основные направления поэзии Шал-Кийиза. В поэме "Эй, душа моя* поэт осуждает неравный брак, когда старый, но богатый мурза женится на молодой девушке, разлучив ее с любимым юношей. Поддерживая миролюбивую внешнюю политику Темира, который установил добрососедские отношения с Московской Русью и прекратил междоусобную борьбу внутри Ногайской орды, поэт развивал идею дружбы с соседними народами и государствами. В поэме «Вижу я» Шал-Кийиз заклеймил позором вынашиваемые ногайским князем Окасом агрессивные планы в отношении соседей:

Когда смотрю на свою
Десятиудельную ногайскую Родину,
Вижу ненавистного Окас-мурзу,
Ненавистники-злодеи,
Собравшись, что-то замышляют,
И вижу я, как этот несчастный мир
Опрокинулся в омут.

Когда же хан Темир хотел поехать в Мекку, чтобы замолить свои грехи, то Шал-Кийиз выступил перед ним с поэмой «Нагрузил ты корабль грузом», где призывает хана не ехать в далекую Мекку, не давать повода для междоусобицы из-за трона, а дать облегчение бедным и обиженным. «Таким путем ты и сидя дома освободишься от грехов», — заявляет поэт. «Без ветра — нет холода, без богатства среди богатых нет друзей!» — вот основная мысль многих его творений.

В своих стихах и поэмах Шал-Кийиз осуждал антинародную направленность внутренней политики Темира, клеймил позором жадность и лживость некоторых приближенных хана, за что был оклеветан, изгнан из ставки хана и вынужден скитаться. Чувствуя неприязненное отношение к себе ногайских князей Северного Кавказа, поэт с горечью говорит:

Весь мир вмещается
В мою внимательную голову.
Голова же моя одинокая
Не вмещается в эту бескрайнюю степь.

Живя долгие годы на Куме и принимая у себя кабардинских гостей, поэт восклицал:

Тот, кто танцует в моем доме,
Это красавец — кабардинец.
Эй, друзья мои!
То, что кипит в моем котле,
То большая голова
Ногайского барана.
Передо мной переливающиеся горы Кавказа,
В Кабарду я не пойду для разбоя.
...Я сегодня не пожалею
Ни скота, ни головы
Ради друга-кабардинца.

Уже будучи стариком, прожив жизнь, полную лишений и печальных переживаний, Шал-Кийиз вынужден был признаться:

Скитаясь по земле помногу,
Нигде не видел
Справедливости глазами я.

Стихи Шал-Кийиза призывают к скромности, честности, доброте, клеймят алчность, коварство. Яркая поэзия его была подготовлена творчеством предыдущих ногайских поэтов. Потребовались целых сто с лишним лет культурного развития ногайского общества, чтобы оно стало способным выдвинуть из своей среды такого поэта, как Шал-Кийиз.[3]

Примечания

  1. А.Ю. Каракаева. ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОГАЙСКОГО НАРОДА. Казанский педагогический журнал.
  2. Г. А. Абдурахманов, Хамид Зияевич Зияев,. Фольклор, литература и история Востока. Академия наук СССР. Отделение литературы и языка.
  3. Сикалиев, А.И. Ногайский героический эпос. Карачаево-Черкес. ин-т гуманит. исслед. - Черкесск : , 1994.

Литература

  • Ногайский героический эпос: / А. И.-М. Сикалиев (Шейхалиев); Науч. ред. Х. Г. Короглы; Карачаево-Черкес. ин-т гуманит. исслед. — Черкесск : КЧИГИ, 1994. — 326,[1] с.; 21 см; ISBN 5-85183-008-5 (В пер.) : Б. ц.