Шайбеков, Исак
Исак Шайбеков | |
---|---|
кирг. Ысак Шайбеков | |
Дата рождения | 1880 |
Место рождения | село Чон-Кемин, Пишпекский уезд, Семиреченская область, Российская империя |
Дата смерти | 22 апреля 1957 |
Место смерти | Киргизская ССР, СССР |
Гражданство | СССР |
Род деятельности | акын, манасчи |
Направление | реализм |
Жанр | поэма |
Язык произведений | киргизский, русский |
Дебют | «Славный народ» (1936) |
Награды | |
Исак Шайбеков (1880, село Чон-Кемин, Пишпекский уезд, Семиреченская область — 22 апреля 1957, Киргизская ССР) — киргизский советский акын-письменник и общественный деятель, член Союза писателей СССР (с 1938 года). Среди произведений акына больше всего внимание исследователей привлекают его стихотворения, отражающие беды киргизского народа в период восстания 1916 года. В них Исак Шайбеков описывал тяжёлую долю беглецов, рассказывал о проблемах, с которыми столкнулись киргизы по пути в Китай и возвращения на родину. Его стихотворения относят к историческим документам, которым придана стихотворная форма.
Биография
Исак Шайбеков родился в 1880 году в селе Чон-Кемин (сейчас Каинды) нынешнего Кеминского района[1] в бедной крестьянской семье. С четырнадцати лет зарабатывал на жизнь у богача Исманбая, а потом у муллы из Токмака Закира Халпы, у которого Исак обучился грамоте. Оставшись сиротой, Исак с 1894 до 1899 года работал по найму у разных токмакских купцов и кулаков[2]. В десять лет Исак начал слагать песни о своей тяжёлой доле, о стране, устремлении к свободе. С 1908 года, владея арабской грамотой, он записывал свои песни на бумаге, а иногда распространял их в устной форме[3][4]. Получив начальное образование в Токмаке в 1900-е годы, в дореволюционное время обучал в Кемине детей грамоте, старался содействовать молодёжи в получении образования[5].
Примкнув к лагерю демократического, прогрессивного направления в киргизской литературе конца XIX и начала XX века, Исак Шайбеков сделал центральными в своём творчестве мотивы борьбы киргизского народа со своими поработителями[6]. В 1916 году в период восстания киргизского народа, Шайбеков покинул страну и, находясь в Китае, написал поэму-плач (кошок) «Мой многострадальный народ» об Уркюне (кирг. «Қайран эл»), приобретшая во время восстания широкую известность и ставшая народным произведением. Как писал Аалы Токомбаев, люди ещё в Китае знали наизусть отрывки из поэмы: «…многие кыргызы, оказавшиеся на чужбине и оставшиеся ни с чем, ходили по домам и просили подаяние, произнося отрывки из поэмы Ы. Шайбекова…»[7][8][9]. Она стала первым произведением, описывающим бедственное положение киргизов на пути в другую страну и жизни на чужбине. Произведение содержит в себе тематические повторы, реквиемные мотивы, традиционные параллелизмы[10]. Позднее Шайбеков написал два продолжения поэмы, назвав их «Потерянный народ» (кирг. «Азган эл») и «Вернувшийся народ» (кирг. «Кайткан эл»). В итоге произведение получилось как поэтическая трилогия о судьбе народа во времена восстания[11].
В 1912 году написал поэму «Землетрясение» (кирг. Зилзала), где, подобно Молдо Калычу, расценивал стихийное бедствие как «ниспосланную всевышним кару за потерю веры в бога и религиозного рвения»[12]. После Октябрьской революции Исак создал ряд произведений в духе реализма о жизни киргизского народа («Большевистской партии», «Ленинское знамя», «Октябрь дал», «Чуйский канал» и другие). В 1918 году вступил в городе Пишпеке (ныне Бишкек) в ряды РСДРП(б), 14 августа этого же года стал делегатом I Семиреченского областного съезда Советов и участвовал в разгроме басмачества[13][14]. В годы революции и гражданской войны стал участником борьбы с басмачами, в 1922 году был председателем Нарынского ревкома, а в 1923—1924 годах — председателем Быстровского волисполкома. Позднее Шайбеков участвовал в проведении коллективизации сельского хозяйства советской Киргизии[4]. Исак Шайбеков был одним из авторов писем для В. И. Ленина и Г. И. Бройдо о бедственном положении киргизов, «в которые ввергло его хозяйничанье царских холопов, и из которых не вывела его до сих пор даже революция». Благодаря усилиям Бройдо письмо дошло до Ленина, и Правительством СССР были приняты меры поддержки и помощи киргизскому народу[15][16].
В 1936 году вышла в свет отдельным изданием его поэма «Славный народ»[17]. В 1938 году стал членом Союза советских писателей[18]. Являлся одним из манасчи эпоса «Манас»[19]. Скончался в 1957 году. Был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»[18].
Критика
Советские исследователи полагают, что в его творчестве прослеживается стремление к освобождению от условной метафоричности, к созданию правдивых образов «на основе новых фактов, наблюдаемых в действительности»[20]. Одной из главных тем в творчестве Шайбекова явилась тема созидательного труда и мира, которые отразились в его стихотворениях «Женщине свекловичнице», «Руки прочь от Кореи», «Враг горит в огне», «Мощь народа» и другие[21].
Советский литературовед М. Богданова отмечает, что Шайбеков стал одним из выразителей наиболее прогрессивных идей в советской Киргизии (наряду с Токтогулом Сатылгановым, Тоголоком Молдо, Абылкасымом Джутакеевым, Токтораалы Талканбаевым и другими), способствовал развитию художественно-поэтического мышления и поэтической культуры как среди киргизов, так и среди других народов Средней Азии и Казахстана[21]. Советские исследователи отмечают влияние произведений Тоголока Молдо на Шайбекова и звучание в них гражданских мотивов, наличие отзвуков народно-освободительного движения 1916 года и борьбы русского пролетариата, выражение веры в силу добра, в благородное призвание человека. Его поэмы показывают, как акын был не просто сторонним наблюдателем за событиями тех лет и морализатором, а старался помочь своим современникам «добрым наставлением», как это делали Токтогул Сатылганов, Тоголок Молдо и другие[22]. Тематическая направленность его произведений характеризуется осуждением дооктябрьского прошлого, доминирования бай-манапов и царской политики. Им также характерно яркое выражение фольклорных традиций[23].
По мнению исследователей из Института мировой литературы имени А. М. Горького, Исак Шайбеков «владея письменными стихотворными формами», не считал литературный труд «своим призванием, смыслом жизни», но при этом являлся одним из видных представителей рукописной литературы, оставившим «сравнительно небогатое наследие»[24]. Произведения И. Шайбекова (наряду с А. Джутакеевым, Алдаша Молдо и других), созданные в письме и распространенные либо в списках или выученные наизусть в отрывках, имеют характер «документа», где литературно описываются человеческие истории, трагедии, являются «свидетельством» того времени[25]. Критик и литературовед А. Жирков отнёс Исака Шайбекова к зачинателям современной киргизской письменной словесности[26].
Наследие
В начале осени 1918 года, когда Базаркул Данияров ездил по хозяйственным поручениям своих «попечителей» из Курдая в Верный, он встретил Шайбекова, который был близко знаком с его старшим братом Бакиром Данияровым. В аиле Каинды Шайбековы и Данияровы жили рядом, эта встреча, по мнению исследователей, оказалась судьбоносной для Базаркула. Описанное событие сыграло поворотную роль в его жизни. Именно с этого момента открылась дорога Базаркула в учительскую профессию, начался его путь к просветительству. Сам Базаркул так описывает эту встречу[5]:
«В то время казахи со своим сыном возили из Алматы зерно. Я же тогда сопровождал их повозку. Когда я во второй раз отправился на волах, мне встретился знакомый по имени Шайбеков. Он ехал на областной съезд бедняков от имени пишпекских батраков. Зная, что к этому времени я был уже грамотный, он мне рассказал про курсы в Алматы, и сам меня отвёз и устроил на курсы. Это было примерно в октябре 1918 года».
Память
В 1977 году его стихотворения «О, сладки денежки твои…» (в пер. М. Ватагина) и «Горемычный народ» (в пер. М. Петровых) вошли в антологию «Поэзия народов СССР XIX — начала XX века» от издательства «Художественная литература»[27]. В Национальной библиотеке Киргизии, в честь 140-летия Исака Шайбекова, прошла выставка «Кайран элдин акыны», где были представлены его книги, а также газетные и журнальные статьи о его творчестве[28].
Библиография
- Шайбеков И. Славный народ. Стихи Ысака (киргиз.). — Фрунзе: Киргизгосиздат, 1936. — 48 с.
- Шайбеков И. Славный народ : Сборник стихов (киргиз.). — Фрунзе: Киргизгосиздат, 1940. — 29 с.
- Шайбеков И. Сборник стихов и поэма (киргиз.). — Фрунзе—Казань: Киргизгосиздат, 1940. — 32 с.
- Шайбеков И. Стихи Ысака (киргиз.). — Фрунзе: Киргизгосиздат, 1955. — 63 с.
- Шайбеков И. Акыны-письменники : Сборник стихов (киргиз.). — Фрунзе: Изд. АН Кирг. ССР, 1956. — С. 23—56.
- Шайбеков И. Мой бедный народ : Стихи и поэма (киргиз.). — Фрунзе: Кыргызстан, 1975. — 83 с.
- Шайбеков И. Избранное (киргиз.). — Фрунзе: Кыргызстан, 1980. — 72 с.
Примечания
- ↑ Знать историю и культуру: В Кеминском районе открыли новый музей . КНИА «Кабар» (18 сентября 2018). Дата обращения: 23 августа 2022.
- ↑ Галицкий В. Я., Усенбаев К и др. Возникновение и развитие революционного движения в Киргизии в конце XIX - начале XX вв / Ред. изд-ва В. Л. Фоменко. — Фрунзе : Илим, 1973. — С. 26.
- ↑ История литератур народов Средней Азии и Казахстана : Учеб. пособие для ун-тов и пед. ин-тов / Под ред. Богдановой М. И. — М.: Издательство Московского университета, 1960. — С. 430. — 491 с.
- ↑ 4,0 4,1 Самаганов, 1969, с. 578.
- ↑ 5,0 5,1 Айтматова, 2013, с. 19.
- ↑ Джамгерчинов Б. Д. О прогрессивном значении вхождения Киргизии в состав России. — Фрунзе: Изд. АН Кирг. ССР, 1963. — С. 98, 103. — 189 с.
- ↑ Усенбаев К. Восстание 1916 года в Киргизии / Ред. изд-ва В. К. Погорелова. — Фрунзе : Илим, 1967. — С. 303.
- ↑ Айтматова, 2013, с. 18, 19.
- ↑ Ибраимов, 2014, с. 130.
- ↑ Ибраимов, 2014, с. 43.
- ↑ Ибраимов, 2014, с. 44.
- ↑ Османова, 1970, с. 59.
- ↑ Узбеков С. У. Северная Киргизия в период гражданской войны (1918-1920 гг.) / Отв. ред. В. П. Шерстобитов. — Фрунзе : Илим, 1973. — С. 150.
- ↑ Зима А. Г. Великий Октябрь в Киргизии / Ред. изд-ва Т. К. Песковая; Рецензенты: Б. Ч. Чокушев, Е. Л. Макаров. — Фрунзе : Илим, 1987. — С. 199.
- ↑ Creating Culture in (Post) Socialist Central Asia (англ.) / Editors: Ananda Breed, Eva-Marie Dubuisson, Ali Iğmen. — Cham: Palgrave Macmillan, 2020. — P. 28. — 157 p. — ISBN 978-3-030-58684-3.
- ↑ Тузов А. Открытие историков: как 100 лет назад Ленин сильно помог кыргызам Семиречья . Вечерний Бишкек (11 декабря 2020). Дата обращения: 28 августа 2022.
- ↑ Самаганов, 1969, с. 579.
- ↑ 18,0 18,1 Ботояров, 1989, с. 596.
- ↑ Веснина Б. МАНАС . Энциклопедия Кругосвет. Дата обращения: 23 августа 2022.
- ↑ Социалистический реализм в литературах народов СССР / Под ред. Ломидзе Г. И. — М. : Изд-во Академии наук СССР, 1962. — С. 132.
- ↑ 21,0 21,1 Богданова М. От фольклора к письменной литературе // Вопросы литературы : журнал. — 1957. — № 1. — С. 144—158.
- ↑ Османова, 1970, с. 79, 87.
- ↑ Кыргызстан : энциклопедия / Гл. ред. Асанов У. А. — Бишкек: Гл. ред. «Кыргыз энциклопедиясы», 2016. — Т. 9. — С. 525—526. — 676 с. — ISBN 978-9967-14-135-3.
- ↑ История всемирной литературы / Под ред. Г. П. Бердникова. — М. : Наука, 1983. — Т. 8. — С. 210.
- ↑ Ибраимов, 2014, с. 45.
- ↑ Жирков А. Крылья творчества — единство и многообразие : книга о русско-киргизских литературных взаимосвязях. — Фрунзе: Кыргызстан, 1982. — С. 7. — 206 с.
- ↑ Поэзия народов СССР XIX — начала XX века / Под ред. Ю. Розенблюма; Вступит. ст. и сост. Л. Арутюнов. — М.: Художественная литература, 1977. — Т. 102. — С. 731—733. — (Библиотека всемирной литературы. Серия вторая: Литература XIX века). — 303 000 экз.
- ↑ Книжная выставка «Кайран элдин акыны» посвященная 140-летию со дня рождения известного кыргызского акына Ысака Шайбекова. . nlkr.gov.kg (24 сентября 2020).
Литература
- Самаганов Дж. Писатели Советского Киргизстана: Биобиблиографический справочник / Под ред. А. В. Жиркова. — Фрунзе: Кыргызстан, 1969. — 644 с.
- История киргизской советской литературы / Отв. ред. З. Г. Османова; Редколлегия: Ч. Айтматов, З. Кедрина, Б. Керимжанова и др. — М.: Наука, 1970. — 541 с.
- Ботояров К. Писатели Советского Киргизстана: Биобиблиографический справочник / [Авт.-сост. К. Ботояров, Р. Момунбаева]; Редкол.: Б. Рыспаев (гл. ред.) и др. — Фрунзе: Адабият, 1989. — С. 441. — 651 с. — 12 000 экз. — ISBN 5-660-00084-3.
- Айтматова Р. Белые страницы истории. — Бишкек: ОсОО «V.R.S. Company», 2013. — 268 с. — ISBN 978-9967-27-080-0.
- Ибраимов О. История кыргызской литературы XX века : Учебник / Ответ. ред. Шаповалов В. И.; Рецензенты: Укубаев Л., Койчуев Б. Т. — (2-е издание). — Бишкек: Издательство КРСУ, 2014. — 544 с. — ISBN 978-9967-19-166-2.