Чудай, Харальд

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Бобслеист
Харальд Чудай
Общая информация
Гражданство  Германия
Дата рождения 14 февраля 1963(1963-02-14) (61 год)
Место рождения Билефельд, Саксония
Рост 180 см
Вес 90 кг
Карьера
Позиция пилот
Клуб SWC Zinnwald, SSV Altenberg
В сборной с 1988 года
Статус завершил карьеру
Конец карьеры май 2001 года
Последнее обновление: 6 января 2012

Харальд Чудай (нем. Harald Czudaj, 14 февраля 1963, Вермсдорф, Саксония) — немецкий бобслеист, пилот, выступавший за сборные ГДР и Германии в конце 1980-х — начале 2000-х годов. Участник трёх зимних Олимпийских игр, олимпийский чемпион Лиллехаммера, обладатель Кубка мира, двукратный чемпион Европы.

Биография

Победивший четырёхместный экипаж Германии под предводительством пилота Харальда Кцудайа, изображение на азербайджанской марке

Харальд Чудай родился 14 февраля 1963 года в коммуне Вермсдорф, Саксония. Выступать в бобслее на профессиональном уровне начал в 1988 году и сразу показал несколько хороших результатов, в частности выиграл две серебряные медали на чемпионате мира в швейцарском Санкт-Морице, год спустя взял бронзу на мировом первенстве в Альтенберге, приехал третьим на четвёрке, позже добавил в послужной список золото чемпионата Европы, тоже выигранное на четырёхместном бобе.

Перед началом Олимпийских игр 1992 года в Альбервиле Чудая уличили в сотрудничестве с Министерством государственной безопасности ГДР, выяснилось, что за период 1988—1990, ещё находясь в составе спортивного общества «Динамо», он сделал как минимум десять доносов на своих товарищей по команде. В сборной разразился серьёзный скандал, ставился вопрос об отчислении его из команды, однако главные официальные лица немецкого спорта провели по этому делу расследование и всё же разрешили спортсмену принять участие в состязаниях[1]. В итоге его четырёхместный экипаж, куда также вошли разгоняющие Тино Бонк, Аксель Янг и Александер Шелиг, занял шестое место.

В 1994 году Харальд Чудай отправился защищать честь страны на Олимпийские игры в Лиллехаммер, от старой команды в составе остался только Шелиг, тогда как два других разгоняющих были заменены Карстеном Браннашом и Олафом Хампелем. Их четвёрка финишировала с лучшим временем и завоевала тем самым золотые медали, причём швейцарский экипаж пилота Густава Ведера отстал всего лишь на 0,06 секунды. В 1995 году занял третье место в зачёте четвёрок на чемпионате мира в Винтерберге и пополнил медальную коллекцию ещё одной бронзой.

Не менее удачным для спортсмена оказался сезон 1997/98, когда он стал обладателем Кубка мира, заняв по итогам всех этапов первую позицию общего зачёта, опять же среди четырёхместных экипажей, а также выиграл второе в карьере золото европейского первенства. В 1998 году ездил на Олимпийские игры в Нагано, где кроме Шелига ему помогали легкоатлет-десятиборец Торстен Восс и малоизвестный спринтер Штеффен Гёрмер. Команда ставила перед собой самые высокие цели, но смогла подняться лишь до восьмого места.

Со временем спортсмену всё труднее и труднее становилось конкурировать с молодыми немецкими бобслеистами, особенно с такими перспективными пилотами как Кристоф Ланген и Андре Ланге, поэтому в мае 2001 года Чудай принял решение завершить карьеру профессионального спортсмена. На Олимпийских играх 2006 года в Турине тренировал женскую команду по бобслею от Голландии. Сейчас владеет двумя большими спортивными студиями в Ризе и Косвиге, по-прежнему связан с бобслеем, являясь членом наблюдательного совета организации зимних видов спорта Альтенберга и вице-президентом спортивного клуба «Риза».

Примечания

  1. Germany Won't Ban Sledder Who Informed (англ.). The New York Times (11 февраля 1992). Дата обращения: 6 января 2012. Архивировано 8 сентября 2012 года.

Ссылки