Перейти к содержанию

Что такое культуральная история?

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Что такое культуральная история?
Общая информация
Историк Питер Берк

Что такое культуральная история? (англ. What is Cultural History?) — это научно-популярная книга Питера Бёрка, изданная впервые на английском языке в 2008 году.[1] Один из известных современных историков-культурологов Питер Бёрк, предлагает путеводитель по прошлому, настоящему и будущей культуральной истории не только в англоговорящих странах, но и в континентальной Европе, Азии, Южной Америке.

На русском языке книга была опубликована в 2015 году.

Содержание

Английский историк Питер Бёрк предлагает настоящий путеводитель по прошлому, настоящему и будущему культуральной истории не только в англоговорящем мире, но и в континентальной Европе, Азии, Южной Америке.

Впервые определение культурной истории было дано немецким историком Карл Лампрехтом в 1897 году.[2] Основоположниками этой науки называют мыслителей XVIII и XIX веков: Якоба Буркхардта, Джамбаттиста Вико или Вольтера.

Питер Бёрк выделяет четыре этапа развития культуральной истории:

— классический период (XIX век и первая половина XX века);

— изучение социальной истории искусства (с 1930-х годов);

— появление истории народной культуры (с 1960-х годов);

— «новая культурная история»

К классическому периоду (1800—1950) Бёрк относит труды швейцарца Якоба Буркхардта («Цивилизация Возрождения в Италии»[3], 1860), голландского историка Йохана Хёйзинги («Осень Средневековья»,[4] 1919) и англичанина Дж. М. Янга («Викторианская Англия», 1936).

В первой половине XX века большую роль в развитии культурной истории, по мнению Питера Берка, сыграли труды социологов — работа Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма»[5] (1904) и книга Норберта Элиаса «Процесс цивилизации»[6] (1939).

Впервые о «народной культуре» заговорили немецкие мыслители конца XVIII века, затем этот термин был подхвачен и в других странах.

В марксистских и близких к марксизму подходах в Англии, пишет Берк, в 1960-е годы произошло повторное открытие истории «народной культуры» (Эрик Хобсбаум, «Джазовая сцена»[7] (1959); Эдвард П. Томпсон, «Формирование английского рабочего класса»[8] (1963)).

В качестве проблем культуральной истории Бёрк называет:

— проблему субъективного подхода к материалу исследования,

— проблему, связанную с методами исследований.

Одним из возможных решений проблемы субъективизма является так называемая «серийная история», в рамках которой источники анализируются хронологически.

Другим методом, которым достаточно успешно пользуются некоторые культуральные историки, утверждает Берк, является «контент-анализ», способ изучения текста или группы текстов, выявляющий частоту употребления тех или иных слов.[9]

Берк пишет, что классический подход марксистами (Фредерик Анталь[10], Эдвард Томпсон[11] и др.) подвергался критике за то, что не мог описать культурные противоречия между социальными классами, различия между полами, поколениями, «временными зонами», за переоценку гомогенности культур.

Не все люди существуют в одном и том же «теперь», часть общества продолжает жить в прошлом, считал марксист Эрнст Блох.[12]

1960—1990-е гг среди учёных происходит поворот к антропологии. Культурологи пытаются давать культурологические объяснения различным сторонам жизни общества, даже политическим событиям (Ф. С. Л. Лайенс[англ.], «Культура и анархия в Ирландии»[13], 1990—1939).

В 1980-е гг в обиход вошла формулировка «новая культуральная история». Бёрк останавливается на исследованиях четверых теоретиков, практикующих НКИ (Михаил Бахтин, Норберт Элиас, Мишель Фуко, Пьер Бурдьё) и др.

Бёрк подчёркивает связи между новыми подходами к исторической мысли и развитием феминизма (Дж. Картрайт, Дж. Келли, К.Байнем и др.), постколониальных исследований (Э. Саид, «Ориентализм». 1978)[14])). Учёным также сделан обзор последних исследований и обозначены возможные направления культуральной истории в XXI веке.

Об авторе

Питер Берк (Peter Burke) родился 16 августа 1937 года в Стэнморе, в Великобритании. Британский историк культуры, медиевист. Эксперт по истории культуры нового и новейшего времени.[15] Учился в иезуитском училище, в Колледже Святого Иоанна и Святого Антония при Оксфордском университете.

В 1962—1979 годах преподавал в Школе европейских исследований Суссекского университета, затем в колледже Эммануэля при Кембриджском университете, где получил звание профессора истории культуры.

Член Европейской академии, член Королевского исторического общества Великобритании.

Отзывы

Александр Львович Доброхотов- профессор кафедры наук о культуре факультета философии НИУ Высшей Школы Экономики:

«Кембриджский профессор Питер Бёрк лаконично и просто дает очерк истории культурологии и картину современного состояния ее разнообразных направлений () Большая часть книги посвящена новым парадигмам культуралистики. Привлекательна авторская манера давать ясные и неагрессивные характеристики различных подходов и учений. Если вспомнить об идеологической ангажированности многих сегодняшних культуральных доктрин, эта объективность и ненавязчивость делает книгу Бёрка особо весомой. Вполне логично, что к истории культурологии автор применяет культуральный подход: каждое учение получает свой культурный контекст, историю появления и среду, в которой прочерчены взаимодействия и конфликты с контрагентами. Автор пытается даже заглянуть в будущее культуральных знаний, не исключая, что впереди может быть и период своего рода „усталости от культуры“. Завершающий книгу хронологический список значимых публикаций по культуральной истории за 1860—2007 годы дает картину достижений в этой области — картину, естественно, субъективную, но весьма ценную, ведь „субъект“ и сам уже классик культуральной истории».[16]

Примечания

Литература

Бёрк П. Что такое культуральная история? / Пер. с англ. И. Полонской; под науч. ред. А. Лазарева; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. — 240 с. — (Исследования культуры). — 1000 экз. — ISBN 978-5-7598-1207-4

Ссылки