Что? Где? Когда? (спортивная версия)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Игровой зал перед началом турнира по спортивному «Что? Где? Когда»

Спортивная версия игры «Что? Где? Когда?» (ЧГК) официально появилась в 1989 году в СССР после первого учредительного конгресса МАК в Мариуполе[1], по похожим правилам начали играть в одесском клубе «Эрудит» в конце 1983 года[2].

Игра появилась на основе существующей с 1975 года телевизионной игры «Что? Где? Когда?», авторами которой являются Владимир Ворошилов и Наталия Стеценко, однако имеет много отличий: например, соревнование команд друг против друга на одних и тех же вопросах проходит одновременно во многих странах мира. Клубы спортивного ЧГК существуют не только в странах бывшего СССР, но и во многих странах мира (Германии, Израиле, США, Великобритании, Канаде, Финляндии, Чехии, Нидерландах, Польше, Кипре, Швейцарии, Румынии), где участниками являются в основном эмигранты из русскоязычных стран. В некоторых странах существуют варианты игры на местных языках (например, в Германии «Was? Wo? Wann?»).

Виды

Известны следующие разновидности игры:

  • Очная — все команды играют в одном зале, вопросы зачитывает один и тот же ведущий (примеры — финал и некоторые отборочные этапы чемпионата мира и чемпионата России, чемпионаты городов, различные фестивали).
  • Синхронная — одни и те же вопросы играются одновременно (с допустимым разбросом в 3—4 дня) на различных игровых площадках (в разных городах и иногда — странах) с разными ведущими (примеры — Открытый кубок России, Открытый всероссийский синхронный чемпионат, Кубок городов, Кубок Провинций).
    • Строго синхронная — голос ведущего транслируется в режиме реального времени через Интернет либо допустимая задержка времени начала игры составляет не более 10 минут.
  • Асинхронная — одни и те же вопросы играются в чётко определённый длительный отрезок времени ( к примеру 21 мая 2021 3:00 — 21 июля 2021 21:00) на различных игровых площадках.
  • Телефонная или онлайн-игра — при помощи различных средств связи вопросы задаются командам-участницам, находящимся в различных местах, и так же принимаются их ответы (примеры — Телефонный турнир МАК — «телефонка», Интернет Гран-при). Такой способ игры противоречит кодексу спортивного ЧГК, в частности, из-за невозможности контролировать количество участников в команде.

Проводятся чемпионаты России, других стран бывшего СССР, а также многих других стран, в частности США, Канады, Германии, Великобритании, Израиля, Чехии. Команды-чемпионы своих стран и команды, прошедшие отбор на крупных фестивалях, принимают участие в чемпионате мира по ЧГК.

На Чемпионатах и фестивалях знатоки принимают участие не только в спортивном «Что? Где? Когда?», но и в других спортивных интеллектуальных играх:

  • Индивидуальная «Своя игра» («свояк») — Jeopardy!, отдельные знатоки играют друг против друга
  • Командная «Своя игра» и индивидуально-командные виды, рассчитанные на четверых («Эрудит-квартет») или пятерых («Хамса») игроков
  • «Брэйн-ринг»
  • «Крылатка» — командная игра по поэзии
  • Мультиигра или интеллектуальное многоборье

Синхронный турнир

Синхронный турнир — заочная форма соревнований по спортивному варианту игры, предусматривающая согласованное проведение в сжатый срок соревнований на одном и том же пакете вопросов в нескольких различных населённых пунктах.

Ход соревнования курируется организационным комитетом, имеющим своих представителей во всех населённых пунктах, где проводится игра. Представители на местах получают вопросы по Интернету, знакомят с ними ведущих и отсылают в оргкомитет отчёты о спорных ответах на вопросы, апелляциях со стороны игроков и результатах прошедших соревнований. Если организаторы турнира не пользуются услугами представителей на местах, а рассылают для ведения турнира своих представителей во все города, где он играется, такой турнир принято называть эмиссарским.

Все детали проведения синхронного турнира подробно описываются в его регламенте, который должен неукоснительно соблюдаться представителями оргкомитета на местах.

Правила

Александр Друзь, Андрей Козлов и Леонид Тимофеев во время Кубка Наций в Баку, 2006 год.

Основные правила описаны в кодексе спортивного ЧГК[3]. Здесь приведены ключевые из них:

  • В команде не допускается единовременное участие в игре более чем шести человек (ограничения снизу нет: случаи, когда игроки выступали в одиночку, известны[4]). Разрешается наличие ограниченного числа запасных игроков в команде и замены игроков между турами. Один из игроков команды является её капитаном. Капитан команды имеет особые права (например, право обращаться в игровое жюри в перерывах между турами).
  • Ответы сдаются секундантам (помощникам ведущего, часто называемым «ласточками») в письменном виде на карточках, выдаваемых команде перед началом игры. Информация на карточке, заключённая в скобки, не рассматривается как часть ответа и не влияет на его зачёт, вне зависимости от того, какая информация содержится на карточке, помимо этой (исключение — скобки являются частью авторского ответа).
  • Перед вопросом командам могут быть розданы или продемонстрированы на экране дополнительные материалы к вопросу (текст или изображение), воспроизведён звуковой файл и т. п. Также возможна демонстрация «чёрного ящика» — любого непрозрачного вместилища, содержащего определённый предмет, который игрокам требуется назвать (причём этот предмет действительно должен содержаться в «чёрном ящике», его отсутствие там является основанием для снятия вопроса).
  • На обсуждение каждого вопроса выделяется 1 минута (для блица, состоящего из произвольного числа вопросов (как правило, 2—3), суммарное время обсуждения составляет также 1 минуту), после окончания которой даётся 10 секунд для записи ответа. К моменту окончания времени для записи ответа капитан (или другой игрок) обязан поднять карточку с ответом над головой, в противном случае ответ может быть не засчитан. Минута обсуждения начинается и заканчивается по сигналу ведущего; также ведущий объявляет о 50-й секунде обсуждения и об окончании времени для записи ответов.
  • Основной показатель, по которому определяется место команды, — количество правильных ответов. При равенстве количества правильных ответов команды делят соответствующие места либо могут использоваться дополнительные показатели (в зависимости от регламента турнира). При равенстве количества правильных ответов у команд, претендующих на призовые места, может использоваться т. н. «перестрелка» — дополнительные вопросы, задаваемые соответствующим командам по одному до нарушения равенства.
  • Если ответ не в точности совпадает с авторским, он может быть зачтён либо игровым жюри (на игре), либо апелляционным жюри (в случае подачи апелляции) в том случае, если он соответствует указанным автором критериям зачёта, является более точным, чем авторский, содержит дополнительную информацию, не меняющую его смысла, и т. д.
  • Апелляционное жюри рассматривает апелляции двух типов:
    • Требования зачёта ответа, не предусмотренного автором, но удовлетворяющего всем условиям вопроса (так называемая «дуаль»; в случае удовлетворения апелляции ответ засчитывается апеллировавшей команде, а также всем остальным командам, давшим этот или эквивалентный этому ответ).
    • Требования снятия вопроса (в случае наличия в нём любой фактической ошибки либо существенной фактической ошибки, в зависимости от регламента конкретного турнира; в случае удовлетворения апелляции вопрос исключается из числа зачётных, со всех команд снимаются очки, начисленные за его взятие).
    • В синхронных турнирах, кроме того, регламент может разрешать апелляции на ошибку ведущего (в том случае, если ведущий прочитал не менее чем 2 % команд, участвовавших в турнире, вопрос с ошибкой, существенно исказившей смысл, то АЖ может снять этот вопрос).
Регламент конкретного турнира должен в явном виде разрешать апелляции каждого типа, в противном случае их подача не допускается. Регламент соревнования может предусматривать апелляционный залог в денежной форме либо в виде условных единиц, который не возвращается в случае отклонения апелляции.

Вопросы

Для правильного ответа на вопрос ЧГК («взятия» вопроса) должны требоваться один или несколько логических шагов, интуитивный поиск, «озарение» и т. п. Вопросы, требующие от игроков прямого знания малоизвестных фактов, воспринимаются негативно, а вопросы, которые не требуют ничего, кроме прямого знания, вообще находятся за рамками игры (распространена аббревиатура ЧЗВЧГКНЯ — «чистое знание вопросом ЧГК не является»).

Распространёнными приёмами для написания вопросов спортивного «Что? Где? Когда?» являются «пропуски» (требуется восстановить пропущенные слова в некотором тексте) и «замены» (требуется понять, какие слова были заменены).

В некоторых вопросах используется раздаточный материал (как правило, отпечатанные картинка или текст).

По построению вопроса могут быть выделены такие разновидности, как одноходовки и многоходовки (в зависимости от числа необходимых для взятия логических ходов), «мозаики» (об объекте вопроса сообщаются различные факты, по которым нужно определить объект) и пр.

К некачественным вопросам относят «гробы» (вопросы, которые из-за их недостатков или чрезмерной для турнира данного уровня сложности не смогла взять ни одна команда из игравших на турнире; впрочем, некоторые «гробы» являются очень качественными), «детские вопросы» или «гайки» (вопросы, которые взяли все команды), «свечки» («засвеченные» вопросы — то есть те, которые полностью или частично повторяют игравшиеся ранее), вопросы с дуальными ответами (это либо альтернативные ответы, которые полностью удовлетворяют всем фактам вопроса и, следовательно, должны быть засчитаны, либо «логические дуали» — ответы, которые столь же логичны, как и авторский, но прямо противоречат фактам вопроса, и поэтому не должны засчитываться), некорректные вопросы (базирующиеся на ложных фактах — такие вопросы могут быть сняты апелляционным жюри, если регламент турнира предусматривает это).

Международная ассоциация клубов «Что? Где? Когда?» (МАК ЧГК)

Международная ассоциация клубов «Что? Где? Когда?» (МАК ЧГК) — общественная неправительственная организация, объединяющая клубы «Что? Где? Когда» (ЧГК). Создана в 1989 году. По состоянию на 2021 год ассоциация объединяет 117 клубов интеллектуальных игр из 30 стран мира (в том числе, один международный клуб – Интернет-клуб «Что? Где? Когда?»)[5].

Правление и структура

Президент: Андрей Козлов

Правление:

Этот состав избран 26 мая 2018 года[6], в начале ноября 2020 года из него вышли ранее состоявшие в правлении Сергей Абрамов, Константин Кноп и Владимир Сушков[7]:

Ревизионная комиссия МАК:

  • Кирилл Теймуразов
  • Станислав Мереминский
  • Мария Уварова

В составе МАК ЧГК действуют следующие комиссии:

  • Комиссия по работе с детьми и молодежью, председатель — Павел Забавский
  • Комиссия по рейтингу, председатель — Константин Кноп (с 4 февраля 2021 года администрация сайта rating.chgk.info, который ранее считался официальным сайтом рейтинга МАК, более не относит себя к МАК ЧГК в соответствии с распоряжением президента МАК[8], атрибутируя себя с «сообществом знатоков»)
  • Комиссия по правилам (до 2019 – Турнирная комиссия), председатель — Максим Поташев
    • подкомиссия по сертификации (председатель — Кирилл Теймуразов)
    • подкомиссия по автоматизации игрового процесса (председатель — Фаик Гусейнов)
  • Комиссия по лицензированию (до 2019 – Комиссия по лицензированию и сертификации), председатель — Александр Друзь
  • Комиссия по истории, статистике и награждениям, председатель — Евгений Алексеев
  • Дисциплинарная комиссия (работа приостановлена 27 июля 2020 года распоряжением президента МАК[9], до конца июля 2020 года председателем была Мария Уварова)
  • Комиссия по работе в регионах и приему новых членов, председатель — Сергей Абрамов
  • Информационная комиссия (самораспустилась в ноябре 2020 года[10], до самороспуска председателем был Владимир Сушков)
  • Комиссия по организации и подготовке чемпионатов мира (до 20 октября 2018 года[11] — Комиссия по привлечению средств и внешнему пиару), председатель — Александр Рубин
  • Общественный совет, руководитель — Евгений Алексеев

Конгрессы

  • 1989 г. — Мариуполь
  • 1991 г. — Одесса
  • 1997 г. — Санкт-Петербург
  • 2001 г. — Москва
  • 2005 г. — Ярославль
  • 2009 г. — Москва
  • 2014 г. — Москва
  • 2018 г. — Москва

Международная ассоциация интеллектуальных игр (МАИИ)

Международная ассоциация интеллектуальных игр (МАИИ) – Международная некоммерческая организация, созданная в апреле 2021 года. В отличие от МАК, основана не на клубном, а на индивидуальном членстве[12]. По состоянию на конец 2022 года в МАИИ состоят более 240 игроков в спортивное ЧГК из разных стран Европы, Азии и Северной Америки.

Ассоциация поддерживает собственный рейтинг команд[13], на осень 2023 года запланировано[14] проведение чемпионата мира по версии МАИИ. Также ассоциация работает[15] над модернизацией правил спортивного ЧГК.

Структура

Орган, координирующий деятельность МАИИ, — исполнительный комитет. Он состоит из 15 человек, избирается всеобщим голосованием членов ассоциации.

Состав исполнительного комитета:

  • Иделия Айзятулова
  • Антон Бочкарёв
  • Владислав Быков
  • Андрей Волыхов
  • Евгений Кан
  • Андрей Мартынов
  • Евгений Миротин
  • Роман Немучинский
  • Владимир Островский
  • Александр Печеный
  • Юрий Ра­­­зу­­мов
  • Иван Семушин
  • Максим Сидоров
  • Наиль Фарукшин
  • Владимир Цвингли

Также в составе МАИИ действуют[16] (по состоянию на 23 декабря 2022 года) 10 рабочих групп и контрольно-ревизионная комиссия.

Контрольно-ревизионная комиссия:

  • Константин Соловьёв
  • Сергей Спешков
  • Андрей Штефан

Рабочие группы МАИИ:

  • IT-группа
  • Дисциплинарная группа
  • Информационная группа
  • Группа по переводам документов
  • Группа по правилам
  • Группа по рейтингу
  • Молодёжная группа
  • Турнирная группа
  • Уставная группа
  • Юридическая группа

См. также

Примечания

  1. Логотип YouTube МАК-панорама
  2. Бурда Б.О. Интеллектуальные игры. Для знатоков и не только. — М., Екб.: АСТ, У-Фактория, 2009. — 288 с. — ISBN 978-5-17-059702-4, 978-5-9757-0466-5.
  3. Кодекс ЧГК
  4. В кодексе МАК ограничение снизу не предусмотрено. В регламентах турниров часто встречается нижний порог.
  5. Клубы МАК at МАК ЧГК
  6. knop, ru_chgk. Конгресс МАК - неофициальные итоги. Спортивное "Что? Где? Когда?" (27 мая 2018). Дата обращения: 31 января 2022.
  7. Состав правления МАК (ноябрь 2020 года).
  8. Войдите на Facebook. Facebook. Дата обращения: 31 января 2022.
  9. Войдите на Facebook. Facebook. Дата обращения: 31 января 2022.
  10. Новости интеллектуальных игр. Telegram. Дата обращения: 31 января 2022.
  11. kit_sushkov, ru_chgk. Заседание Правления МАК (20 октября). Итоги. Спортивное "Что? Где? Когда?" (25 октября 2018). Дата обращения: 31 января 2022.
  12. Устав организации «Международная ассоциация интеллектуальных игр» | Международная ассоциация интеллектуальных игр. www.maii.li. Дата обращения: 31 января 2022.
  13. Рейтинг МАИИ. rating.maii.li. Дата обращения: 31 января 2022.
  14. Отмена ЧМ–22 | Международная ассоциация интеллектуальных игр. www.maii.li. Дата обращения: 1 сентября 2022.
  15. Итоги августовского общего собрания.
  16. Рабочие органы МАИИ | Международная ассоциация интеллектуальных игр. www.maii.li. Дата обращения: 23 декабря 2022.

Ссылки

Источники

Сайты, посвящённые ЧГК