Перейти к содержанию

Чремошнянский тоннель

Материал из энциклопедии Руниверсалис
Чремошнянский тоннель
словацк. Čremošniansky tunel
Северный портал тоннеля с локомотивом 750-164-4 (октябрь 2017)Северный портал тоннеля с локомотивом 750-164-4 (октябрь 2017)
Область применения железнодорожный
Пролегает под седловиной горы Малый Штурец
Место  Словакия
Тип одноствольный
Общая длина 4697,15 м
Дата открытия 1940 год
Дата закрытия
Чремошнянский тоннель (Словакия)
Точка

Чремошнянский тоннель (или неправильно также Гарманецкий тоннель; в 1936—1939 годах и в 1946 году Тоннель доктора Эдварда Бенеша, в 1939—1945 годах Тоннель Андрея Глинки) — однопутный тоннель, расположенный на линии Врутки — Зволен[1][2].

Описание

Самый длинный железнодорожный тоннель в Словакии, также был самым длинным в Чехословакии. Длина тоннеля составляет 4697,15 м[1]. Он пересекает самую высокую точку седловины горы Малый Штурец (словацк. Malý Šturec) между горными массивами Большая Фатра и Кремницке-Врхи, соединяя селения Гарманец и Чремошне.

В списках объектов сети Словацких железных дорог тоннель называется Чремошнянский 14. Тоннель является однопутным и неэлектрифицированным.

История строительства

Тоннель был построен в 1936—1940 годы австрийским методом проходки. Торжественная церемония открытия работ по строительству тоннеля и всей железнодорожной линии Банска-Бистрица — Долна Штубна состоялась 28 сентября 1936 года в присутствии президента Эдварда Бенеша, который пробурил первую направляющую скважину тоннеля[1].

Серьёзной проблемой при строительстве тоннеля стала вода. При проходке постоянно появлялись новые протечки. Самые мощные струи были со стороны Гарманеца, где максимальный напор воды достигал 760 л/с. Даже через год после завершения работ из тоннеля вытекало более 0,5 м³/с воды. Тем не менее, 28 августа 1938 года была пробита направляющая штольня[3].

Железнодорожная линия с тоннелем была открыта 19 декабря 1940 года во время существования Словацкой республики. При этом тоннель назвали в честь Андрея Глинки[2].

Примерно в середине туннеля расположена массивная вертикальная вентиляционная шахта. Первоначально она была оборудована вентиляторами, которые должны были обеспечивать достаточную циркуляцию воздуха, необходимую для работы паровой тяги. Сегодня она обеспечивает отвод выхлопных газов от локомотивов с дизельными двигателями. Система вентиляции состоит из двигателей мощностью 130 л.с. (около 100 кВт), которыми управляет диспетчер станции Чремошне[4].

Источники