Чижевский, Дмитрий Иванович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Дмитрий Чижевский
Dmitrij Tschižewskij
Страна  Российская империя
 Германия
 Нацистская Германия
 ФРГ
Язык(и) произведений немецкий, русский, украинский
Направление славистика

Дмитрий Иванович Чижевский (рус. дореф. Чижевскій; укр. Чижевський; нем. Tschižewskij; 23 марта [4 апреля1894 года, Александрия, Херсонская губерния, Российская империя — 18 апреля 1977 года, Хайдельберг, ФРГ) — российский и немецкий славист, философ, историк церкви, палеограф, литературовед русско-польского происхождения[1]. За значительный научный вклад в украинистику Чижевский также причисляется историографией к украинским учёным.

Чижевский снискал широкую известность как учёный ещё до эмиграции из России за исследования в области русского гегельянства, однако наиболее значительные труды он написал за рубежом. В Германии Чижевский был известен как знаток славянских древностей: русской, украинской, чешской поэзии, философии и литературы. Чижевский считается первым историографом украинской философской мысли. Большинство работ философа посвящены восточнославянской культуре в контексте немецкого на неё влияния.

Чижевский наиболее известен благодаря своим исследованиям истории древнерусской литературы, казацкого барокко, сочинений Григория Сковороды, гегельянства в России, Фёдора Достоевского и Фёдора Тютчева. Чижевскому принадлежит ряд научных открытий: будучи в Праге, Чижевский открыл для науки неизвестную ранее рукопись Яна Амоса Коменского.

Биография

Дмитрий Иванович Чижевский родился в семье артиллериста Ивана Константиновича Чижевского, происходившего из польской шляхты и русской дворянки[1] Марии Дмитриевны Ершовой. Его мать была художницей, она училась живописи у Ильи Репина и Павла Чистякова. Отец принимал активное участие в революционном движении народников, за революционную деятельность он отбывал наказание в двухгодичной ссылке на русском севере. Супруга Ивана Чижевского не разделяла революционные взгляды мужа.

Дмитрий Чижевский окончил гимназию в 1911 году. В том же году поступил в Петербургский университет на отделение астрономии и математики, однако северный климат плохо сказался на здоровье Чижевского и в 1913 г. перевёлся в Киевский университет Св. Владимира, чтобы поправить здоровье. В Киеве Чижевский осознал интерес к гуманитарным наукам и перевёлся на историко-филологический факультет, который окончил в 1919 г. Будучи студентом, Чижевский увлёкся революционными идеями меньшевиков. На философские взгляды Чижевского в период обучения в России оказали влияние лекции Николая Онуфриевича Лосского.

В период гражданской войны Чижевский сначала поддерживал меньшевиков, затем с сочувствием отнёсся к правительству Скоропадского. К петлюровцам Чижевский относился негативно. После прихода к власти большевиков Чижевского сначала приговорили к смертной казни, а потом отпустили как меньшевика.

С 1920 г. преподавал в Киевском университете, читал курс общего языкознания на Высших женских курсах в Киеве. 13 мая 1921 г. нелегально пересёк польскую границу.

В 1929 году он становится профессором Украинского Свободного университета в Мюнхене и обретает авторитет в научных кругах, благодаря своим трудам по философии и литературоведению. А уже в 1932 году его приглашают преподавать в университет в Галле, где он получил титул доктора философии[2]. В 1932-1945 преподавал русский язык в Галльском университете.[3]

В эмиграции Дмитрий Чижевский слушал лекции Эдмунда Гуссерля, Мартина Хайдеггера, Карла Ясперса и др. Чижевский поддерживал дружеские отношения с Максом Фасмером, отцом Георгием Флоровским, Хансом-Георгом Гадамером и многими др. Как отмечает Аркадий Полонский: «В Германии Дмитрий Иванович прожил почти полвека, в 20—40 гг. он был соратником Макса Фасмера, в 60—70 гг. преподавал в университетах Галле, Йены, Марбурга, Гейдельберга, являлся признанным главой немецкой славистики»[4]. Д.И.Чижевский был участником Пражского лингвистического кружка, с 1926 г. — профессором Украинского педагогического института им. М. П. Драгоманова. В 1949—1956 гг. работал в Гарварде (Массачусетс, США). В культурологии и искусствознании Чижевский известен как автор оригинальной модели исторического развития искусства, получившей название "Маятник Чижевского"[5][6].

Политическая деятельность

Политические воззрения Дмитрия Чижевского были крайне противоречивы и менялись на протяжении жизни. Юрий Шевелёв так характеризовал Чижевского: «Если у него и была политическая программа, то (понятная) только для него самого». В юношестве Дмитрий Чижевский как и отец принимал участие в революционных кружках, до 1917 года он был членом партии меньшевиков, а также сочувствовал Украинскому социал-демократическому движению. Член Центральной рады (1917–1918). Примечательно, однако, что Дмитрий Чижевский выступал против провозглашения Украинской народной республики.

После революции некоторое время проживает в США, в 1921 году окончательно покидает Россию. В годы гражданской войны Чижевский становится активным членом Немецкого христианского экуменического движения. В 20-е годы Чижевский получил профессорскую ставку в Германии и остался преподавать. Он не покинул страну и в годы национал-социализма, однако вынужденно отправил свою жену Лидию Израйлевну Маршак в США, так как её еврейское происхождение могло повлечь за собой преследование Чижевского немецкими властями. Чижевский был противником национал-социалистов и после войны был публично обвинён в Марбурге в поддержке коммунистов (обвинение выдвинул Альфред Гейлер как раз перед тем, как Чижевский получил визу в США, чтобы отомстить Чижевскому). Несмотря на обвинения, Чижевский уезжает из Германии и некоторое время преподаёт в США, куда его позвал Георгий Флоровский. Английским языком Чижевский не владел, поэтому лекции по преимуществу читал на русском языке, а также на немецком. Отношения Чижевского с Романом Якобсоном не сложились, поэтому, когда Чижевский получил приглашение возглавить отделение славистики в Гейдельберге, он вернулся в Германию. В годы эмиграции Дмитрий Чижевский поддерживал активные связи как с русской «белой», так и с украинской эмиграцией, в связи с чем часто подвергался критике сторонниками радикальных течений. Сам Дмитрий Иванович Чижевский характеризовал своё мировоззрение так:

«Мой жизненный путь привёл меня из России в Польшу, Германию, Чехословакию, Голландию, Швецию и т.д. И везде я мог убедиться, что те узкие рамки, в которые история поставила жизнь этих народов, вредят этим странам и народам не только в экономическом, но и в культурном плане. И будут и впредь тормозить их развитие, если не преодолеть узкие рамки любым способом — не нарушая, однако, естественных прав этих больших и малых народов».

Труды

Прижизненные издания на немецком языке
  • Hegel in Rußland. — Halle, 1934.
  • Geschichte der Altrussischen Literatur im 11, 12 und 13, Jahrhundert, Kiever Epoche. — Frankfurt/M: Klostermann, 1948.
  • Nachwort zu Die toten Seelen, Übers. Fred Ottow, Winkler, München 1949 und Buchclub «Freunde der Weltliteratur», Hamburg u. a. 1949; Nachwort von Tschižewskij S. 475—494[1]
  • Das heilige Russland (1959)
  • Hegel bei den Slaven. — Reichenberg, 1934.
    • 2. Aufl. — Bad Homburg. 1961.
  • Europa und Rußland : Texte zum Problem des westeuropäischen und russischen Selbstverständnisses. — Darmstadt: WBG, 1959.
  • Russische Geistesgeschichte. — 1959, 1961. — Bd. 1, 2.
  • Vergleichende Geschichte der slavischen Literaturen. — Berlin, 1968. — Bd. 1, 2.
Издания на русском языке
  • Чижевский Д. И. Гегель в России. — СПб.: Наука, 2007
  • Чижевский Д. И. Материалы к биографии в трёх томах. — СПб.: Русский путь, 2007
Издания на украинском языке
  • Чижевський Д. І. Філософські твори: У 4 т. — К.: Смолоскип, 2005. — Т. 1, 2, 3, 4.
  • Чижевський Д. І. Історія української літератури. — Нью-Йорк: Українська вільна академія наук у США, 1956 (переиздания: Тернопіль: Femina, 1994; К.: ВЦ «Академія», 2003).
  • Чижевський Д. І. Реалізм в українській літературі. — К.: Просвіта, 1999.
  • Чижевський Д. І. Порівняльна історія слов’янських літератур. — К.: ВЦ «Академія», 2005 (перевод с немецкого издания).
  • Чижевський Д. І. Історія російської літератури ХІХ століття. Романтизм. — К.: ВЦ «Академія», 2009 (перевод с немецкого издания).
  • Чижевський Д. І. Філософія Г. С. Сковороди. — Варшава: Український науковий інститут, 1934 (переиздание: Харків: Прапор, 2004).
  • Чижевський Д. І. Нариси з історії філософії на Україні. — Прага: Український громадський видавничий фонд, 1931 (Переиздание: Київ, 1992).
  • Чижевський Д. І. Українські друки в Галле. — Краків: Українське видавництво, 1943.
  • Чижевський Д. І. Культурно-історичні епохи. — Авґсбурґ-Монреаль: Накладом Товариства прихильників УВАН, 1978.

Примечания

  1. 1,0 1,1 Дмитро Чижевський: шлях до України
  2. Ігор Шаров. Вчені України: 100 видатних імен. — К.: АртЕк, 2006. ISBN 966-505-054-0  (укр.)
  3. Чижевский Дмитрий Иванович : Русская философия : Руниверс
  4. Полонский А. Дмитрий Иванович Чижевский
  5. Власов В. Г. Теория формообразования в изобразительном искусстве: учебник для вузов. — СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2017. — C. 196
  6. Власов В. Г. Маятник Чижевского, или Как история убивает гениев. Добавления к теории прогрессивного циклического развития искусства Ф. И. Шмита Архивная копия от 25 апреля 2018 на Wayback Machine // Электронный научный журнал «Архитектон: известия вузов». — УралГАХА, 2015. — № 49.

Литература

  • Янцен В. В. Неизвестный Чижевский: обзор неопубликованных трудов. — М.: Русский фонд, 2008.
  • Надъярных Н. С. Дмитрий Чижевский. Единство смысла. — М.: Наука, 2005.