Чжу Цзайюй

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Чжу Цзайюй

Правильные танцевальные движения по Чжу Цзайюю

Чжу Цзайюй (朱載堉, 19 мая 15361610) — китайский ученый, астроном, математик, лингвист и музыковед времен династии Мин, изобретатель музыкальной темперации.

Биография

Родился 19 мая 1536 года в уезде Хэнэй (современный Циньян провинции Хэнань). Наследник Чжэнского великого князя Чжу Хоуваня, потомок в шестом поколении четвертого минского императора Чжу Гаочжи. В 1548 году его отец, ортодоксальный конфуцианец, вызвал недовольство императора Чжу Хоуцуна отправленными на высочайшее имя уговорами с призывом совершенствовать благодать, развивать образование и критикой исполнения им даосских ритуалов. Поэтому, когда в 1550 году двоюродный брат Чжу Хоуваня, который претендовал на его титул, предъявил ему голословное обвинение в измене из 40 пунктов, дело получило ход и он, лишенный титула, был помещен в тюрьму для членов императорской семьи в г. Фэньян (провинция Аньхой).

Потрясенный несправедливостью 14-летний Чжу Цзайюй покинул наследственный дворец и уединился за воротами в землянке, где пробыл почти два десятилетия до прихода к власти в 1567 году нового императора, освобождения отца и возвращения ему титула. Там, углубившись в изучение математических основ музыки и астрономии, обратился к трудам известного ученого, члена академии Ханьлинь Хэ Тана, под руководством которого занимался его отец и на чьей праправнучке в 1570 году он сам женился. Через два года после смерти отца, в 1593 году Чжу Цзайюй должен был унаследовать его титул, но отказался в пользу родственника, который оговорил Чжу Хоухуана. В этой беспрецедентной ситуации специальным эдиктом ему был сохранен статус наследника принца крови первой очереди (шицзе), и впоследствии с учетом посмертного имени его стали называть Чжэн Дуаньцин шицзе (Чжэнський наследник Честный и Чистый). Он выступил перед троном с инициативой о разрешении членам императорской семьи принимать участие в государственных экзаменах и занимать чиновничьи должности, которая в 1602 получила одобрение. В дальнейшем занимался наукой. Умер в 1610 году.

Научная деятельность

Чжу Цзайюй написал 28 или 29 научных трактатов, в большинстве посвященных музыкально—акустической теории и календарю. 21 трактат сохранился. Одним из первых стал «Люйли жун тун» («Проникновение в согласовании звукоряда-люй и календарей, 4 цзюаня, 1581 год), в котором описан метод расчета традиционного звукоряда, соотнесенного с лунным циклом и нумерологической символикой, прежде всего три-и гексаграммы. Впоследствии был «Люй сюэ синьшо» («Новое объяснение учение о звукоряде-люй», 4 цзюаней, 1584 год), в котором на основе тщательного изучения всей известной ему музыковедческой литературы Чжу Цзайюй описал предыдущие попытки темперирования шкалы и показал их недостатки.

В 1584-1596 годах он разработал проект реформы "календаря", изложенный в «Ли шу» («Книги о календарь», 10 цзюаней, 1595 год) и собственную теорию музыкального строя, которую прежде всего отразил в «Люйлюй цзин и» («Сущностный смысл [звуковой] люй люй»), состоящую из «внутренней» (нейбянь 编) и « внешней части» (вайбянь) из 10 цзюаней. Вполне осознавая свое новаторство, Чжу Цзайюй планировал представить этот труд императору в 1596 году, расширив заголовок определению «Дай Мин» — «Большая Мин», призванным указать на современность содержания и отсутствие предшественников. Однако подношение трону произошло лишь через десятилетия в виде иллюстрированного блестящей ксилографией и символизирующего 12-ый звукоряд целого собрания из 12 книг под общим названием «Люй шу» («Книги о звукоряде-люй», 38 цзюаней, 1606 год).

Первые две книги — «внутренняя» и «внешняя часть» «Люй люй цзин и», третья — «Люй сюэ синь шо», четвертая — историческая «Юэ Сюэ синь шо» («Новое объяснение учения о музыке»), пятая — математическая «Суань Сюэ синь шо» («Новое объяснение учения о расчетах в музыке)», шестая — «Цао маньгу юэ пу» («Описание древней музыки на настроенных струнах») о древних мелодиях и нотации особенно в игре на лютне, седьмая — «Сюаньгун хе юепу» («Описание музыки самоцветного дворца, что аккомпанирует») о мелодии, транспозиции и музыкальном сопровождения официального танца, восьмая — «Сян иньши юепу» («Описание музыки со стихами для официальных банкетов на местах», 6 цзюаней), девятая—двенадцатая посвящены танцам с изображением в последней («Ер чжуй чжао ту» — «Изображение позиций в двупарном танце») последовательности шагов. «Ли шу» и «Люй шу» вместе составили «Юэ люй цюань шу» («Все книги о музыке и календаре»).

Исследованию музыки Чжу Цзайюй посвятил также «Сэ пу» («Описание гуслей-сэ», 10 цзюаней), «Люй люй чжэн лунь» («Правильные суждения о звуковой системе люй люй», 4 цзюаня, 1610 год), "Люй люй чжи и бянь хо" („Разрешение сомнений и распознавание ошибок относительно звуковой системы люй люй“, 1610 год).

Также является автором трудов по математике — „Цзя лян суаньцзин“ („Канон расчета узаконенной образцовой меры [объема]“, 3 цзюаня) и „Юань фангоу гуту цзе“ („Разъяснение изображения круга и квадрата, меньшего и большего катетов“»).

После тщательного исследования звукоряда и экспериментирования с ним Чжу Цзайюй смог разработать математическую теорию равномерно темперированного музыкального строя. При расчете длины струны, соответствующих ступеням звукоряда, использовал геометрическую прогрессию, строящуюся на 12√2. Установил зависимость высоты звука флейты не только от ее длины, но и диаметра. Показал, что при темперации отношение между длинами соседних флейт, различаются в звучании на полутон, равно, как и у струн, 12√2, а отношение их диаметров — 24√2. Заинтересовавшись техникой изготовления и настройки музыкальных инструментов, нашел, что метод размещения на цитре цинь маркеров хуэй вдоль струны пропорционально 1/2, 1/3 и т. п ее длины не соответствует теории люй и основан на неизвестной традиции, восходящей к самой глубокой древности, но не отраженной в литературе. Это дало моральное основание в противовес традиционной системе люй люй выдвинуть «новый метод», который опирается исключительно на математические выкладки.

Однако столь выдающееся изобретение не было воспринято в Китае. Лишь через полтора с лишним века о нём адекватно высказался Цзян Юн. Понадобилось еще более чем полтора века и смена культурной парадигмы, чтобы в 1633 году Лю Фу впервые дал ему точную научную оценку. На Западе же это достижение ждал триумф. На рубеже XVI–XVII ст. начали налаживаться систематические контакты Китая с Европой, куда, довольно быстро проникла идея равномерной темперации. Первое упоминание о ней появилось в неопубликованных бумагах великого нидерландского ученого и инженера Симона Стевина, а ее публикация состоялась в 1636 году в «Общей гармонии» («Harmonie Universelle») французского монаха-минорита, теолога, физика и музыкального теоретика Марена Мерсенна. К концу XVII ст. темперированный строй исследовал музыкальный теоретик и акустик Андреас Веркмейстер, которому часто приписывается это изобретение.

Примечания

Источники

  • Cho Gene Jinsiong. The Discovery of Musical Equal Temperature in China and Europe in 16th Century. Lewiston, 2003
  • Robinson K. G., Fang Chaoying. Chu Tsai-yü // Dictionary of Ming Biography, 1368-1644. Vol. I. N. Y., L., 1976, p. 367-371.
  • 李約瑟:《中國科學技術史》第四卷第一分册
  • Robert Temple:The Genius of CHINA(李約瑟《中國科學技術史》的濃縮本)
  • 戴念祖:《朱载堉——明代的科学和艺术巨星》
  • 程貞一 著,王翼勳 譯:《黃鐘大呂:中國古代和十六世紀聲學成就》(上海:上海科技教育出版社,2007)。

Внешние ссылки