Чжан Сяоган

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Zhang Xiaogang (2018)
Чжан Сяоган
Дата рождения 1958(1958)
Место рождения Куньмин, Юньнань
Род деятельности художник, скульптор

Чжан Сяоган (кит. упр. 张晓刚, пиньинь Zhāng Xiǎogāng ; 1958, Куньмин, провинция Юньнань) — известный современный китайский художник-сюрреалист и скульптор. Юность живописца пришлась на период Культурной революции в Китае, что оказало сильнейшее влияние на его творчество. К самым известным его работам относятся серии картин «Родословная», «Амнезия и память», «Площадь Тяньаньмэнь». С 1997 года его работы выставляются в Нью-Йорке, Париже, Токио, Праге и других городах.

Биография

Чжан Сяоган родился в 1958 году в городе Куньмин (китайской провинции Юньнань) в семье государственных служащих и был третьим из четырёх братьев. Мать с детства учила его рисовать с целью обеспечить сыну хорошее будущее. Детские годы художник запомнил надолго.

«С самого моего детства родители беспокоились, что я выйду на улицу, и со мной что-нибудь случится. Они дали нам бумагу и мелки, чтобы мы могли рисовать дома… Я испытывал все больший и больший интерес к искусству. У меня было много времени, потому что мне не нужно было ходить в школу… Вот так я и начал рисовать»

Юность художника пришлась на период культурной революции в Китае, которая оказала большое влияние на его живопись.

В начале 1976 года Чжан Сяоган был отправлен работать в колхоз в рамках движения «ближе к земле».

После возвращения, в 1978 году Чжан Сяоган был принят в Академию изящных искусств в городе Чунцин (провинция Сычуань), где он вскоре начал изучать масляную живопись. Во время обучения, Чжан Сяоган обучался рисованию в стиле «революционного» реализма.

В 1982 году он окончил Академию изящных искусств и вскоре сам получил должность преподавателя.

Период с 1982 по 1985 год оказался тяжелым для художника — Чжан Сяоган впал в тяжелейшую депрессию. В это время он работал строителем и художественным руководителем в танцевальной труппе в Куньмине. Это было время интенсивного самоанализа для художника, поскольку он испытывал трудности с адаптацией в обществе. Он также страдал от алкоголизма и был госпитализирован в 1984 году с внутренним кровотечением, вызванным алкоголем, в результате чего он написал серию картин «Призрак между чёрным и белым», придав физическую форму видениям о жизни и смерти, которые посещали его в больнице. Об этом времени художник вспоминал следующее:

«В то время мое вдохновение исходило главным образом из личных ощущений, которые я испытал в больнице. Когда я лежал на белой кровати, на белой простыне, я увидел много похожих на призраков пациентов, утешающих друг друга в переполненных больничных палатах. Когда наступила ночь, по больнице раздавались стоны, и некоторые из измученных тел уходили навсегда или приближались к порогу смерти: это глубоко взволновало мои чувства. Они были так созвучны моему жизненному опыту и одинокой несчастной душе».

В 1985 году Чжан Сяоган начал выходить из темной пучины своей депрессии и присоединился к движению «Новая волна» в Китае, которое породило философский, художественный и интеллектуальный взрыв в китайской культуре.

В 1986 году Чжан Сяоган основал Юго-Западную художественную группу, в которую вошли более 80 других известных китайских художников. Группа стремилась к «антигородскому регионализму», а также исследовала личные желания, которые, по мнению Чжан Сяогана, были подавлены коллективистской рационализацией. Они создали самоокупаемые выставки, которые стали основополагающим шагом в развитии китайского авангардного движения.

Чжан Сяоган придерживался экспрессивного и сюрреалистического стиля до 1980-х и начала 1990-х годов. Но после его поездки в Европу в 1992 году его стиль сильно изменился.

В 1992 году Чжан Сяоган отправился в Германию на 3 месяца, где смог удивительным образом осознать свою национальную и культурную самобытность.

Во время своего трехмесячного пребывания в Германии Чжан проводил большую часть своего времени, анализируя работы западных художников в музеях. После художник посетил множество стран Европы.

Вернувшись из Европы, Чжан Сяоган начал творить. Он выбрал площадь Тяньаньмэнь в качестве первой темы и нарисовал её, используя выразительные сильные мазки кисти. Он также начинает изучать лица окружающих китайцев. В это время фотографии всех четверых детей, найденные в доме родителей, стали переломным моментом его жизни. Изображая сюрреализм реалистической живописью, он отказывается от стиля и начинает рисовать плоские картины. Он также передает китайскую идентичность, изображая специфическое «одинарное» веко, характерное для азиатов.

Сяогана особенно вдохновила фотография, но которой была изображена его молодая и привлекательная мать, столь не похожая на ту болезненную, страдающую шизофренией женщину, в которую она превратилась. Это и натолкнуло его на мысль написать серию «Родословная», которая показывала запутанность частной и общественной жизни. В середине 1990-х художник выставлялся по всему миру, включая Бразилию, Францию, Австралию, Великобританию и США.

Творчество

Серия «Родословная» Чжан Сяогана была представлена на выставке «Другое лицо: три китайских художника» в рамках более крупной международной выставки Identità e Alterità, организованной в итальянском павильоне во время 46-й Венецианской выставки Бьеннале в 1995 году.

Чжан Сяоган является одним из самых продаваемых современных китайских художников и любимцем иностранных коллекционеров. Его картины представлены в фильме 2005 года «Подсолнух». Картина «Мать и сын» — картина серии «Родословная», которую он рисовал со своей матери в 1993 году. Это картина совершенно другого стиля, нежели остальные картины этой серии. На полотне появляются фигуры без лица, но они имеют свою индивидуальность.

Картина «Два товарища с красным ребёнком» — одна из картин серии Чжан Сяогана «Родословная», которая в настоящее время демонстрируется в Национальной галерее Австралии. Эта картина, навеянная черно-белой семейной фотографией, найденной в 1993 году, когда он посещал дом своих родителей, представляет собой двух товарищей и красного ребёнка в центре. На левой щеке трех людей с невыразительными лицами есть белые пятна, их соединяют тонкие красные линии. Прически, мода, выражения лиц у персонажей кажутся почти одинаковыми в этой работе.

Ссылки