Чех, Сватоплук

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Сватоплук Чех
Svatopluk Čech
Сватоплук Чех (1908)Сватоплук Чех (1908)
Дата рождения 21 февраля 1846(1846-02-21)
Место рождения Остршедек
Дата смерти 23 февраля 1908(1908-02-23) (62 года)
Место смерти Прага
Подданство Флаг Австрийской империи Австрийская империя
Флаг Австро-Венгрии Австро-Венгрия
Род деятельности писатель, поэт, журналист

Сватоплук Чех (чеш. Svatopluk Čech;21 февраля 1846, Остршедек, Бенешов — 23 февраля 1908, Прага, Цислейтания) — один из крупнейших чешских писателей и поэтов второй половины XIX века.[1] Сватоплук Чех одним из первых чешских писателей приветствовал рабочее движение, а лучшие его произведения культивируют идеи противостояния национальному и социальному гнёту.[1]

Биография

Рождение, Семья Чехов

Сватоплук Чех родился 21 февраля 1846 года в поселении Остршедек недалеко от города Бенешов в семье управляющего имением. Отец будущего писателя, крестьянин по происхождению Франтишек Чех был ярым патриотом и сочувствовал демократическим устремлениям чешской прогрессивной интеллигенции того времени. Кроме того он участвовал в событиях 1848 года, за что подвергался репрессиям. В период политических гонений на чешскую культуру в 50-е годы Франтишек, тем не менее, не отступался от своих идеалов и, скрывая от властей, бережно хранил запрещённые портреты героев национально-освободительного движения Чехии Яна Гуса и Яна Жижки. Помимо этого в доме Чехов хранилась запрещённые книги чешского поэта и публициста Карела Гавличека, с которым Франтишек ранее переписывался.[2] Также Франтишек имел знакомство со знаменитым поэтом Яном Колларом, идеи дружбы всех славянских народов которого разделял всецело.

Франтишек Чех с большой любовью относился к русскому народу, что и передавал своему сыну, рассказывая ему истории об истории русских людей, обычаях, образе жизни и т. д. В семье Чехов также царила атмосфера любви к книгам, ибо последних в семье было внушительное количество. Иной раз Франтишек читал своим детям и жене классиков русской и чешской литературы прямо вслух. В целом прогрессивные для того времени идеи отца оказали большое влияние на складывающееся мировоззрение юного Сватоплука Чеха.[2] Обучался Сватоплук преимущественно вдали от семьи, так как Чехи жили в поселениях, где часто не было ни одной школы. Нередко вместе со своим отцом Сватоплук путешествовал по родной Чехии, наблюдая жизнь, быт и природу чешского народа.

Учёба в пансионе

В 1858 году Франтишеку удалось добиться для сына бесплатного места в Пражском епархиальном пансионе для учащихся, воспитанники которого обучались в пиаристской гимназии (семья Чехов была большой и часто испытывала финансовые трудности), однако самому Сватоплуку далеко не нравилось это учреждение:

Я чувствовал себя так, словно навсегда простился с прекрасным светлым миром, со всеми его радостями и надеждами и должен был быть заживо погребён в мрачных стенах семинарии.[2]

Учась, Сватоплук много читает, он знакомится с произведениями Карела Махи, Франтишека Челаковского, Яна Коллара, Тыла, а также русских Александра Пушкина, Николая Гоголя и Михаила Лермонтова. Вспоминая своё первое знакомство с «Кавказским пленником» Пушкина Чех писал:

Он произвёл на меня такое впечатление, словно передо мной неожиданно появилось что-то до того невиданное.[3]

В это же время Сватоплук начинает пробовать писать произведения собственного сочинения, которые отличались романтическим настроем и, в то же время, связью с народным творчеством. В 1865 году Сватоплук окончил своё обучение.

Учёба в университете

Закончив обучение в пансионе Сватоплук, по настоянию отца, поступает на юридический факультет Пражского университета. Будучи студентом, Чех продолжает свои занятия литературой, а также принимает активное участие в нескольких полулегальных патриотических организациях, таких как Огарек и Рух. Деятельность кружков была направлена на становление и поднятие национального самосознания чешского народа, однако, ввиду начала австро-прусской войны, в 1866 году была прервана. Из-за развёртывания военных действий Сватоплук покидает Прагу. Затем, вместе с другими прогрессивно мыслящими студентами того времени, Чех участвует в массовых антиправительственных демонстрациях и народных таборах:

Ясно, словно сейчас, проходят передо мной картины той бури; я вижу клокочущую реку взволнованной толпы, уносящую меня и Владимира (брата Чеха) по Фердинандской улице, до сих пор звенят в ушах оглушительные крики «Pereat Хербст!» и «Pereat Бейст!», которые срывались с бесчисленных уст по всей улице; они звучали безостановочно, в такт с движением тесно сомкнутых рядов студентов и рабочих…[4][5]

В это же время Чех имел дружбу с Ченеком Кёрбером — руководителем антиправительственной организации С Бланика, члены которой в 1869 году организовали взрыв возле здания пражской полиции. Чех у себя на квартире хранил печатный станок этой организации, с которого выходили антиправительственные листовки организации. Данные народные национально-освободительные волнения 60-х годов, поднимающиеся против существующей власти, оказали влияние на творчество Чеха. В конце 60-х — начале 70-х годов Чех знакомится с прогрессивными деятелями в лице поэтов Сладека и Шольца, искусствоведа Гостинского и писателя Арбеса.

Журналистская деятельность, поездка в Россию

Окончив университет в 1869 году, Сватоплук работает по профессии и занимается юридической деятельностью, а также активно ведёт журналистскую работу. В это время Чеху приходится испытывать серьёзные финансовые трудности, что сказалось и на его творчестве. В 1873 году Чех, после закрытия журнала Кветы, сотрудничает с журналом Люмир, который был основан Нерудой и Галеком. Первоначально Сватоплук был одним из авторов журнала, а затем, до 1876 года, редактором. В этом же журнале была напечатана первая крупная поэма Чеха Адамиты. В 1874 году Сватоплук в качестве журналиста отправляется в Россию, где побывал на Кавказе, Одессе, Севастополе, Ялте, Новороссийске, Владикавказе. Заворожённый южной природой, Чех впоследствии в своих письмах писал:

Первые певцы славянства Лермонтов и Пушкин стали бардами этой земли, её блеска и красок; они создали ряд прекраснейших, рождённых славянской поэзией образов, таких образов, как Демон, Тамара, Мцыри, несчастная возлюбленная кавказского пленника.[6]

Также в некоторых своих очерках Сватоплук с восхищением отзывался о русских солдатах. В период нахождения в России Чех изучил русский язык, а виденные им русские реалии впоследствии нашли отражение во многих его произведениях. Будучи в Тифлисе, Чех прочёл положительный отзыв Неруды на его первую книгу стихов, в котором рецензент давал слова приветствия появлению нового оригинального поэта в чешской литературе. в конце 1878 года Сватоплук вместе со своим братом Владимиром и другом по университету Сервацем Геллером основывает литературный общеобразовательный журнал Кветы. Подобное название было взято как память одноимённым изданиям Йозефа Каэтана Тыла, Витезслава Галека и Яна Неруды. в это же время Чех полностью оставляет свою профессиональную юридическую деятельность, отдавая всё время журналу и литературе. Непосредственно в редактировании журнала Чех принимал участие до 1899 года.

Литературная деятельность

Юношеское творчество, 60-е годы

Первые поэтические произведения Чеха начали появляться в середине 60-х годов. В 1867 году в журнале Кветы было опубликовано стихотворение Критянки, принёсшее автору известность. Стихотворение явилось откликом поэта на разворачивающуюся в то время на Балканах освободительную войну южных славян против турок.[7] Год спустя в альманахе Рух, в честь закладки Национального театра в Праге, был опубликован целый ряд его стихотворений, а в 1869 году в Альманахе чешского студенчества ещё несколько. Среди данных стихотворений особое внимание у общественности вызвали Гусит на Балтике, Избушка и Моя поэзия. Первое рассказывало о походе восьмитысячной гуситской дружины из Чехии к Балтийскому морю в 1433 году с намерением помочь в сражении польским войскам против тевтонских рыцарей. Второе стихотворение показывало кажущуюся идиллию сельской жизни с другой стороны, пронизанной горем и голодом. Моя поэзия выступала в защиту литературы, поддерживающей простой народ.

Одним из первых положительно о творчестве начинающего писателя откликнулся Неруда, написав в своей статье об Альманахе чешского студенчества слова похвалы стихотворениям Чеха, а также отметил «здоровую основу» «Моей поэзии».[7] Но тем не менее из-за часто радикально-демократической, антиправительственной и антиклерикальной направленности, многие произведения Сватопулка не были опубликованы. Среди таких произведений стихотворение Деспот 1863 года, в котором поэт противопоставлял деспоту нищего, говорящего о том, что корона и трон тирана не прочны и настанет день, угнетённые восстанут, а деспот будет забыт и предан забвению. в поэме Судьба бедняка 1866 года Сватоплук рассказывает о событиях 1848 года, в центре которых оказываются двое рабочих — отец, погибший в боях с войсками, и сны, раненый на баррикаде. В конце поэму Чех идеалистические заканчивает, говоря, что наступит время, когда не будет бедных. Национально-освободительному движению и Белогорской битве было посвящено стихотворение Барабан, в котором этот самый гуситский барабан символизировал собой движение национально-освободительной революции. Разоблачению деятельности католической церкви были посвящены его Ad Majorem Dei Gloriam! и В костеле.

После окончания университета, 70-е — первая половина 80-х годов

Окончив Пражский университет и испытывая финансовые трудности, Сватоплук, тем не менее, не оставляет литературную деятельность и продолжает работать в этом направлении. Однако, ввиду указанных обстоятельств, его произведения этого периода иногда имеют признаки недоработанности.[8] В 1871 году им был написан рассказ Заложенная совесть, в основе которого лежало повествование о том, как в капиталистическом обществе человека растлевают деньги. Рассказ, как и некоторые поздние его произведения, имел некоторый налёт романтичности и сказочности, что было обусловлено не только причинами литературной традиционности, но и необходимостью иной раз прибегать к иносказательным средствам выражения. В другом рассказе этого же года — Лишковицкий помещик — писателем зло высмеивается барское чванство, невежество и преклонение перед иностранщиной. На примере этого рассказа, по мнению Л. Кишкина, видно, что Сватоплук следовал в своих произведениях творческим принципам, выработанным Нерудой и Гоголем. В 70-х годах в журнале Люмир была напечатана поэма Адамиты, повествующая о периоде гуситских войн. В поэме выразилась внутренняя борьба поэта между материалистическими и идеалистическими взглядами на жизнь.[6] В 70-е годы Чех также продолжает интересоваться русской литературой и культурой, в 1871 году он пишет хвалебную статью, посвящённую русским народным песням. В Люмире публикуются его переводы запрещённых стихотворений Пушкина. Переводит он и стихи Шевченко.

В большой степени на творчество Чеха в 70-х и отчасти 80-х годов оказали влияние спад национального движения, а также идеология развернувшейся в то время «младочешской идеологии».[9] Чех продолжает критиковать капитализм и выступает в защиту простого человека, рабочего. Также в это время особое место в творчестве писателя и поэта занимает тема единства и дружбы славянских народов. В 1876 году Сватоплук пишет стихотворение Кинжал, на идейно-художественные особенности которого повлияла поэзия Пушкина и Лермонтова.[9] В стихотворении Чех поддерживает освободительную борьбу болгар против турок и выражает убеждённость в том, что в будущем все угнетённые славянские народы обретут свободу. Под конец этого же года Сватоплук оканчивает работу над повестью Ястреб против Горлинки, в которой ростовщик Ястреб, являющийся образом тогдашнего капиталиста, разоряет семью Горлинков. Повесть, в основном, носила реалистичный характер и имела искусственно привнесённые в неё элементы экзотики и литературной занимательности, а также отличалась идиллическим описанием жизни дворянства.[10] В 1879 году в журнале Кветы была опубликована поэма В тени липы, повествующая об идиллии сельской жизни. Поэма состояла из ряда небольших по размеру и разных по настроению стихотворений-новелл. Главными героями поэмы были обычные чехи — крестьяне, портные, мельники и солдаты, а в целом произведение носило патриотический характер, за что полюбилось у сторонников демократии. Годом ранее появилась поэма Европа, в которой Чех задумывался над будущим стран Запада. В 1882 году увидела свет Славия — своеобразное продолжение Европы — основной темой которой явились проблемы взаимоотношения славянских народов, возглавляемых Россией. В первой половине 80-х годов Чех пишет ещё две поэмы — Вацлав из Михалковиц (1878) и Догмар (1883—1884), основной темой которых явилась история Чехии. В это же время в период с 1878 по 1883 год под общим наименованием Рассказы, арабески и юморески выходят четыре тома произведений писателя. Большинство из них носило антибуржуазный и андидворянский характер.

С наступлением новых общественных изменений поменялись и подходы Чеха к своему творчеству. Одним из первых откликов писателя на новые общественные явления 80-х годов стала поэма Лешетинский кузнец, которая была опубликована в 1883 году в издании Поэтицке беседы. Однако практически сразу после выхода поэма была конфискована и запрещена для публикации на длительное время. В 1884 году появилась поэма Гануман, отличавшаяся своим сатирическим отношением к чешской буржуазии, а также общими космополитическими устремлениями. В качестве персонажей поэмы выступили обезьяны, которые, по замыслу автора, пародировали своим поведением депутатов буржуазных партий, их бездеятельность и полнейшую зависимость от императора.

Вторая половина 80-х

В 1886 году Чехом был создан цикл взаимосвязанных между собой стихотворений, получивших название Песенник Яна Бурьяна. Цикл имел общую антидворянскую направленность, обличал их в отсутствии патриотизма и поддержании национального гнёта.

Библиография

Стихотворения

  • 1863 — Деспот
  • 1867 — Критянки
  • 1869 — Песни обездоленных
  • 1876 — Кинжал
  • 1886 — Песенник Яна Бурьяна
  • 1886 — Труду
  • Гусит на Балтике
  • Избушка
  • Моя поэзия
  • Ad Majorem Dei Gloriam!
  • В костеле

Поэмы

  • 1866 — Судьба бедняка
  • 1878 — Европа
  • 1879 — В тени липы
  • 1882 — Славия
  • 1882 — Вацлав из Михалковиц
  • 1883—1884 — Догмар
  • 1883 — Лешетинский кузнец
  • 1884 — Гануман
  • 1886 — Правда

Рассказы

  • 1871 — Заложенная совесть
  • 1871 — Лишковицкий помещик
  • 1873 — Ррррбумбум

Повести

Примечания

  1. 1,0 1,1 Сватоплук Чех. «Избранное», 1953 год. «Краткий обзор жизни и творчества», автор Л. Кишкин, стр. 3 (тираж 30 тысяч экземпляров, художник Н. Мухин))
  2. 2,0 2,1 2,2 «Краткий обзор жизни и творчества», стр. 4
  3. «Краткий обзор жизни и творчества», стр. 5
  4. «Краткий обзор жизни и творчества», стр. 6
  5. «Pereat» с латыни переводится как «Да погибнет!»; Хербст и Бейст — австрийские министры
  6. 6,0 6,1 «Краткий обзор жизни и творчества», стр. 9
  7. 7,0 7,1 «Краткий обзор жизни и творчества», стр. 7
  8. «Краткий обзор жизни и творчества», стр. 8
  9. 9,0 9,1 «Краткий обзор жизни и творчества», стр. 10
  10. «Краткий обзор жизни и творчества», стр. 11

Литература