Чероне, Пьетро

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Пьетро Чероне
Pietro Cerone
Основная информация
Профессии теоретик музыки

Пьетро Черо́не (итал. Pietro Cerone; 1566, Бергамо — 1625, Неаполь) — итальянский теоретик музыки.

Служил певчим при испанском дворе в Неаполе и на СардинииОристано). В 1592 году переехал в Мадрид, где служил певчим в королевской капелле Филиппа II и (позже) Филиппа III. Около 1603 года вернулся в Неаполь, где служил и преподавал (с 1609 года) пение в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы (Сантиссима-Аннунциата), с 1610 — в неаполитанской капелле испанского короля. В 1609 году опубликовал трактат «Самые необходимые правила для начального изучения плавного распева» (Le regole più necessarie per l'introduttione del canto fermo). В 1613 году в Неаполе увидел свет один из самых масштабных (за всю истории музыкальной науки) трактатов «Композитор и наставник: трактат о музыке теоретической и практической» (El melopeo y Maestro: tractado de música theorica y pratica) Чероне, написанный на испанском языке. По своим взглядам Чероне — явный консерватор. Его основные авторитеты — Жоскен, Чиприано де Роре, Палестрина, Лассо. Итальянский авангард (например, хорошо известный в то время в Неаполе Джезуальдо) на страницах этого гигантского труда не нашёл никакого отражения.

Несмотря на многие фактологические неточности, консервативный взгляд и компилятивный характер, «Композитор и наставник» Чероне представляет большую ценность для историков музыки и музыкальной науки; среди прочего, трактат содержит систематический обзор различных техник композиции в музыке XVI века. Из-за своего объёма (849 глав, 1160 страниц) этот труд до сих пор не переведен ни на один современный язык.

Литература

  • Garcia F. Pietro Cerone's «El melopeo y maestro»: a Synthesis of Sixteenth-Century Musical Theory. / Ph. D. diss. — Northwestern University, 1978.
  • Stevenson R. Pedro Cerone (1566—1625): Imposter or Defender of the Faith // Inter-American Music Review, XVI (1997). — P. 1—27.

Ссылки

Примечания