Чернихов, Яков Георгиевич
Яков Георгиевич Чернихов | |
---|---|
Основные сведения | |
Место рождения | Павлоград, Российская империя |
Работы и достижения | |
Работа в городах | Ленинград, Москва |
Архитектурный стиль | конструктивизм, авангард |
Важнейшие постройки | Канатный цех с водонапорной башней завода «Красный Гвоздильщик», Ленинград, (1931) |
Яков Георгиевич Чернихов (5 (17) декабря 1889, Павлоград, Екатеринославская губерния, Российская империя — 9 мая 1951, Москва, СССР) — советский архитектор, художник, график, живописец, теоретик архитектуры.
Биография
Яков Чернихов родился 17 декабря 1889 года в Павлограде Екатеринославской губернии в многодетной еврейской семье, в которой было одиннадцать детей (пять девочек и шесть мальчиков), проживавшей по ул. Харьковская (дом Зубовой) — этот дом Яков изобразил потом в студенческих этюдах. Его отец, Георгий Павлович Чернихов, владел ресторанами на кораблях Добровольного флота; впоследствии разорившись, отец и семья перебрались на жительство в Одессу. Потерпев и тут ряд неудач, отец через несколько лет переехал и обосновался в городе Павлограде на казённом водочном заводе приемщиком посуды. Мать Якова, урожденная Маргарита Михайловна Баскова, из мещан Павлограда, занималась домашним хозяйством и воспитанием детей. Получив среднее образование, она особенно увлекалась чтением книг, и эту любовь привила всем детям, лично руководя их занятиями. В 1896 году, в возрасте семи лет, Яков был отдан в 6-классное городское Александровское училище, которое окончил в 1902 году. В 1904—1914 годах проживал в Одессе, обучался в Одесском художественном училище (в те годы — филиал Императорской Академии художеств). В этот период будущий зодчий зарабатывал себе на жизнь тяжёлым физическим трудом. В Одессе начинается увлечение Якова Георгиевича и графикой: он много рисует, работает над выработкой индивидуального графического языка.
В 1912 году Чернихов начинает преподавать в училище, по окончании которого переезжает в Санкт-Петербург.
В Петербурге он поступает на живописный факультет Академии художеств, а также на Высшие педагогические курсы. В 1916 году переходит на архитектурный факультет, где обучается под руководством Л. Н. Бенуа.
После окончания Академии Художеств в 1925 году Яков Чернихов занимается проектированием (главным образом промышленных зданий и комплексов). В 1927 году он организовал в Ленинграде «Научно-исследовательскую экспериментальную лабораторию архитектурных форм и методов графирования». Лаборатория становится фактически персональной мастерской Якова Чернихова, где он совместно со своими учениками и коллегами занимается проектной и экспериментальной работой.
Чернихов всегда и везде пропагандировал язык графики. Считал, что владение графическими приёмами, начертательной геометрией, рисунком — это обязательные навыки, наряду с грамотностью. Помимо плодотворной работы в мастерской, архитектор также вёл преподавательскую работу на Рабфаках и архитектурных и строительных факультетах ряда вузов. Разработал ряд методологических курсов, позволявших быстро и эффективно обучать студентов навыками графического мастерства.
Позже преподавал в Ленинградском институте инженеров путей сообщения (с 1933 года — ЛИИЖТ, ныне ПГУПС) на кафедре архитектуры (1928—1945), в Промышленной академии НКТП — курс фабрично-заводского строительства (1930—1932), Транспортной академии НКПС имени И. В. Сталина (1930—1932), в институте инженеров водного транспорта (1929—1931) и других крупных учебных заведениях.
На рубеже 1920—1930-х годов Чернихов издаёт в Ленинграде книги архитектурных фантазий, принёсшие ему всемирную известность: «Основы современной архитектуры» (1929—1930 гг.), «Конструкции архитектурных и машинных форм» (1931 г.), «Архитектурные фантазии. 101 композиция» (1933 г.).
Графические работы мастера, исполненные романтики, экспрессии и пафоса технического века были представлены широкой публике на выставке «2222 архитектурные фантазии», которая открылась в Ленинграде в 1933 году. Графика Чернихова, особенно его работы 1920-х—1930-х годов, повлияли на развитие современной архитектуры в XX веке Многие знаменитые современные архитекторы открыто называют его своим вдохновителем и заочным учителем. Графика Чернихова 1920-х—1930-х годов — советская параллель европейскому экспрессионизму. Наряду с такими мастерами, как Клод-Никола Леду, Джованни Баттиста Пиранези, Антонио Сант'Элиа, Яков Георгиевич Чернихов считается крупнейшим представителем жанра архитектурной фантазии.
В 1930—1940-е годы Яков Чернихов выполняет несколько циклов графических работ, среди которых: «Дворцы коммунизма», «Архитектура будущего», «Архитектурные ансамбли» и другие. В середине 1930-х годов, после разгрома конструктивизма и провозглашения нового подхода в архитектуре в сталинском СССР, Яков Чернихов подвергся жёсткой критике .
Последние годы жизни архитектор проживал и работал в Москве.
Скончался 9 мая 1951 года. Похоронен на Введенском кладбище (3 участок).
В 2006 году было обнаружено, что значительная часть коллекции рисунков Якова Чернихова похищена из РГАЛИ и заменена грубыми подделками.[1]
Проекты и постройки
- Канатный цех с водонапорной башней завода «Красный Гвоздильщик», Ленинград, (1931 г.) (реализован)
- Проект дома отдыха для рабочих «Северолес». (1933 г.) совместно с арх. С. Е. Бровцевым, гражд. инж. А. П. Арешевым.
- Проект здания научно-исследовательского института «Механобр». (1933 г.) совместно с арх. С. Е. Бровцевым, арх. С. В. Малиновским.
Основные книги, научные труды и графические циклы
Книги:
- «Основы современной архитектуры» (1925—1930);
- «Конструкция архитектурных и машинных форм» (1925—1931);
- «Архитектурные фантазии. 101 композиция» (1925—1933);
- «Анализ построения классического шрифта», конец 1940-х годов.
Научные работы:
- «Энтазис и фуст колонны»;
- «Методы архитектурного проектирования»;
- «Геометрическое черчение»;
- «Цвет и свет»;
- «Эстетика архитектуры»;
- «Красота в архитектуре».
Графические циклы (помимо изданных в виде книг):
- «Архитектура дворцов» (1934—41 гг.),
- «Дворцы коммунизма»,
- «Архитектура будущего»,
- «Архитектурные ансамбли»,
- «Пантеоны Великой Отечественной войны» (1942—1948).
- «Военная маскировка» (1942—1945).
Литература
- Berkovich, Gary. Reclaiming a History. Jewish Architects in Imperial Russia and the USSR. Volume 2. Soviet Avant-garde: 1917–1933. Weimar und Rostock: Grunberg Verlag. 2021. С. 134. ISBN 978-3-933713-63-6
- Лисицина Я. Ю. Творческий метод архитектора-художника Я. Г. Чернихова. — Иркутск, 2017. С. 268.
См. также
Примечания
- ↑ Новая «кража века»: что творится в музеях // РИА Новости. 09.08.2006; «Дворцы коммунизма» унес неизвестный: Из РГАЛИ похищена коллекция рисунков известного архитектора и художника Якова Чернихова // Российская газета — Федеральный выпуск. 09.08.2006.
Ссылки
- Международный архитектурный благотворительный фонд имени Якова Чернихова
- Международная архитектурная премия Best Building Awards
Для улучшения этой статьи желательно: |
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся в Павлограде
- Архитекторы по алфавиту
- Архитекторы СССР
- Художники России
- Художники СССР
- Художники русского авангарда
- Архитекторы русского авангарда
- Выпускники Одесского художественного училища
- Авторы книг по архитектуре из России
- Архитекторы Волгограда
- Художники-педагоги
- Похороненные на Введенском кладбище