Перейти к содержанию

Человеческий зоопарк

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Карикатура на Саарти Бартман, которая была одним из экспонатов этих зоопарков.

Человеческий зоопарк (также известный под названием «этнологическая экспозиция», «выставка людей» и «негритянская деревня») — некогда распространённый на Западе вид развлечения для широкой публики в XIX — начале XX века, целью которого было продемонстрировать выходцев из Азии и Африки в самом естественном и подчас примитивно-дикарском виде. Подобные зоопарки имели, особенно в Германии[источник не указан 4845 дней], ярко выраженные расистские подтексты, черпаемые из течений социального дарвинизма, когда выходцы из Африки выставлялись зачастую рядом с обезьянами, чтобы показать их общее происхождение[источник не указан 4845 дней].

Первые выставки людей

Предшественниками настоящих зоопарков были многочисленные попытки европейцев привезти с собой из заокеанских плаваний аборигенов. Колумб также привозил в Испанию индейцев напоказ. Другим примером была готтентотка Саарти Бартман, более известная как Венера Готтентотская, привезённая в Лондон на показ из Кейптауна, где она была служанкой при голландской (бурской) семье. Её выпуклые ягодицы (стеатопигия) и ярко выраженные половые губы привлекали внимание публики.

В XIX веке такие показы также были популярны. Одним из известных шоу был цирк Ф. Т. Барнума, который начал свои показы с пожилой рабыни-негритянки Джойс Хет (Joice Heth) (первый показ 25 февраля 1836), о которой утверждалось, будто бы она была няней Джорджа Вашингтона. Когда через год Джойс умерла, Барнум начал демонстрировать сиамских близнецов Ченга и Энга Банкеров.

1870—1958

Начиная с 1870-х гг. человеческие зоопарки становятся символом второй волны империализма, охватившей западные страны, борющиеся за колонии в мире (см. Колониальный раздел Африки). Тогда подобные зоопарки появились в Антверпене, Лондоне, Барселоне, Милане, Нью-Йорке, Варшаве, Гамбурге, каждую из которых посетили от 200 до 300 тысяч человек. Часто показ людей был частью так называемых «колониальных выставок», где представлялись различные экономические достижения колоний. В Германии особую известность получил Карл Хагенбек, выставлявший народы с Самоа и саами (лапландцев).

Последняя «временная экспозиция» с неграми была в 1958 году в Брюсселе на выставке Экспо, где бельгийцы представили «конголезскую деревню вместе с жителями»[1].

См. также

Примечания