Чао, паяц (фильм)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Чао, паяц
фр. Tchao Pantin
Постер фильма
Жанр драма
Режиссёр Клод Берри
Продюсер Пьер Грюнштейн[fr]
Кристиан Спиллемекер[1]
Автор
сценария
Клод Берри
Ален Паж[фр.]
В главных
ролях
Колюш
Ришар Анконина
Оператор Брюно Нюиттен
Композитор Шарлели Кутюр[fr]
Кинокомпания Renn Productions[fr]
Длительность 93 мин.
Страна  Франция
Год 1983
Ссылки
IMDb ID 0086420

«Чао, паяц» (фр. Tchao Pantin) — художественный фильм, снятый французским режиссёром Клодом Берри по одноимённому роману Алена Пажа[фр.] в 1983 году.

Обладатель пяти наград и семи номинаций премии «Сезар».

Сюжет

Бывший полицейский Ламбер (Колюш) работает в ночную смену на заправочной станции, находящейся в неспокойном квартале Ла Шапель в 18 округе Парижа. После трагической смерти сына от передозировки наркотиков он ведёт жизнь отшельника, скрашивая одиночество бутылкой рома. Судьба свела его с молодым арабом Юсефом Бенсуссаном (Ришар Анконина), проживающим по соседству — мелким торговцем наркотиками, а также угонщиком мопедов и мотоциклов. Поначалу Юсеф показался Ламберу нахальным магрибским молодчиком, но добродушие Бенсуссана и одиночество обоих сдружило этих двух непохожих людей. Вскоре Бенсуссан начинает коротать вечера на заправке Ламбера. Однажды он встречает девушку из сообщества парижских панков Лолу (Аньес Сораль) и пытается завязать с ней отношения. Чтобы произвести на неё впечатление, он катает её на мотоцикле своего босса Рашида, который помимо снабжения Юсефа наркотиками держит и магрибский ресторан в квартале Барбес. Затем Бенсуссан крадет чужой мотоцикл, чтобы порадовать Лолу тем, что у него каждый день новый транспорт, но все портит полиция, которая решает проверить, есть ли у Юсефа документы на мотоцикл. Бенсуссан бьёт полицейского и сбегает. Позже его ждёт очередной удар. Из тайника Бенсуссана неизвестные крадут спрятанные наркотики и деньги, а самого Юсефа жестоко избивают. Едва живого от побоев, его находит Ламбер и прячет у себя. Бенсуссан рассказывает, что его избили Махмуд и его банда — сообщники Рашида за то, что тот начал отлынивать от основного занятия — сбыта наркотиков. Ламбер дает Юсефу деньги, чтобы тот рассчитался с Рашидом. Но все заканчивается печально — из окна своей конторы на заправке Ламбер видит, как неизвестные преследуют Бенсуссана. Он обливает нападавших бензином и убивает одного из них, но ничем не может помочь Бенсуссану: Юсефу разбили голову, и он умирает на руках Ламбера от полученных ран. Ламбер решает мстить.

Первым делом он начинает поиск Лолы, так как она единственный человек, способный вывести его на банду Рашида. Ламбер находит её в панк-клубе, но сталкивается с нежеланием Лолы помочь ему, так как она принимает Ламбера за следователя. Ламбер заявляет, что он не из полиции и его цель найти убийц Бенсуссана. Эта новость шокирует Лолу и она соглашается помочь Ламберу в поисках. С её помощью Ламбер находит в парижских трущобах исполнителя убийства Махмуда, которого расстреливает в собственном доме. Через несколько дней к Ламберу домой приходит меланхоличный инспектор Бауэр (Филипп Леотар), который сообщает, что прошлой ночью неизвестные зверски расправились с Дюфуром, сменщиком Ламбера по заправке. При этом Бауэр намекает, что у убитого Дюфура не было врагов и что бандиты явно ошиблись, совершив покушение не на ту жертву. Это лишь усиливает желание Ламбера расправиться с бандой магрибцев. Той же ночью он вламывается в ресторан Рашида перед закрытием и расспрашивает его о том, зачем он и его сообщники убили Бенсуссана. Чтобы заставить Рашида быть более словоохотливым, Ламбер корёжит рукояткой пистолета тот самый мотоцикл, из-за которого Рашид решил избавиться от Юсефа. Рашид угрожает Ламберу, что его босс Сильвио без проблем расправится с ним и пытается сбежать на мотоцикле, разбив витрину ресторана, но Ламбер убивает его выстрелом вслед и сжигает труп вместе с рестораном. После этого к нему опять приходит Бауэр и сообщает об убийстве Рашида, подозревая в этом Ламбера. Тот не может доказать свою непричастность, но Лола обеспечивает его алиби. Уходя, Бауэр признаётся, что в душе рад тому, что кто-то наконец избавил 18 округ от Махмуда с Рашидом и советует Ламберу быть поосторожнее. Но Ламбер решает завершить собственное правосудие и покончить с наркодилерами, которые помимо убийства Бенсуссана довели до смерти его собственного сына. На следующую ночь он приходит к боссу магрибцев, ливанцу Сильвио, но вместо того, чтобы убить его, Ламбер плюёт ему в лицо. После ночи, проведённой с Лолой, Ламбер решает пройтись. В этот момент неизвестные стреляют в него. К истекающему кровью Ламберу подбегает Лола, хватает его пистолет и начинает стрелять…

В ролях

Награды и номинации

Награды
Номинации

Интересные факты

  • На момент съемки Колюш находился в состоянии тяжелой депрессии, связанной с его разводом. Также он считал себя виновным в гибели его друга Патрика Девера, который застрелился в 1982 году из-за того, что его жена ушла от него к Колюшу, из ружья, которое ему подарил Колюш. Кинокритики отмечали, что актерское амплуа Колюша резко изменилось и что образ Ламбера Колюш не столько изображал, сколько обогатил его своими страданиями из реальной жизни. Сам Колюш настолько вжился в персонаж Ламбера во время съемок, что забрал с собой спецовку заправщика по их завершении.
  • Фильм отлично передает атмосферу Парижа 1980-х годов: обшарпанные улицы, проблемы, связанные с распространением наркотиков этническими преступными группировками, и отчаяние людей, чьи семьи затронула эта беда.

Примечания

Ссылки