Цутида Бакусэн

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Цутида Бакусэн
Цутида Бакусэн

Цутида Бакусэн (яп. 土田 麦僊, наст. имя Цутида Киндзи 土田金二; 9 февраля 1887, Садо (Ниигата) — 10 июня 1936, Киото) — японский художник, писавший свои картины в традиционном стиле нихонга.

Жизнь и творчество

Родился на острове Садо (префектура Ниигата) в зажиточной крестьянской семье. С детства родители определили его будущее служителем при буддийском храме. В 1903 году юношей был отправлен в Киото в храм Тисяку-ин  (англ.) (智積院), где Цутида должен был стать монахом, однако вскоре уже он его покинул с тем, чтобы выучиться на живописца. Первоначально брал уроки рисунка у Судзуки Сёнена (1848—1918), затем у выдающегося мастера нихонга, Такэути Сэйхо. Первые успехи показал на второй Императорской выставке в 1908 году, ежегодно организуемой для художественного творчества японским министерством культуры. Цутида представил публике своё полотно «Наказание», завоевавшее третий приз. В следующем году поступает в Художественную городскую школу Киото. Дипломной работой его становится картина «Расчёсывая волосы» (1912), участвовавшая в пятой ежегодной Императорской выставке.

Не удовлетворённый рамками стиля нихонга, в 1918 году Цутида вместе с некоторыми другими молодыми живописцами — Сакакибарой Сихо  (нем.) (1887—1971), Мураками Кагаку (1888—1939), Ириэ Хако[источник не указан 1187 дней] (1887—1948), Оно Тиккё  (нем.) (1889—1979) организует художественную группу «Национальное общество креативного искусства» (国画創作協会). Целью этого общества было обновление живописи стиля нихонга. Группа, с участием и Цутиды, организовывала собственные выставки живописи. В работах Цутиды ощущается сильное влияние поздних импрессионистов, в первую очередь Гогена (картины «Островитянки» и «Ныряльщицы»). В 1921—1923 годах художник совершает путешествие по Европе. Примером его работ этого периода творчества являются «Женская баня» (ставшая мотивом для почтового блока марок, выпущенного в Японии к 60-летию Национального музея современного искусства в Токио), а также «Гейша (майко) в саду» и «Женщины из Охара» (женщины из Охара традиционно поставляли в Киото на продажу дрова. Впервые этот сюжет художник использовал ещё в 1915 году). В 1928 году «общество», основанное художниками, распадается, и Цутида вновь участвует в ежегодных императорских выставках. В 1934 году его принимают в члены японской Академии художеств. Среди последних работ Цутиды следует назвать «Маки», «Плоская кровать», «Гейша».

Цутида Бакусэн был старшим братом японского философа Цутиды Кёсона (1891—1934).

Галерея

Примечания

Литература

  • S. Noma (изд.): Tsuchida Bakusen. в: Japan. An Illustrated Encyclopedia. Kodansha, 1993. ISBN 4-06-205938-X, S. 1629.
  • Yamada, Atsuo: Tsuchida Bakusen. Asahi Kurabu Bessatsu Nihon-hen 64, Bijutsu tokushu. 1990
  • Laurance P. Roberts: Tsuchida Bakusen. в: A Dictionary of Japanese Artists. Weatherhill, 1976. ISBN 0-8348-0113-2.
  • National Museum of Modern Art, Kyoto (изд.): Tsuchida Bakusen. In: Nihonga, the Kyoto School 1910—1930. Kyoto 1986. ISBN 4-87642-117-X. (на японском языке)