Цуй Бо

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Цуй Бо
崔白
Цуй Бо «Две сойки, недовольные зайцем». Около 1061г.Цуй Бо «Две сойки, недовольные зайцем». Около 1061г.
Место рождения Хаочжоу, империя Сун
Жанр пейзаж
Учёба Академия живописи

Цуй Бо (1050—1074) —  один из ведущих китайских художников времен империи Сун.

Биография

Цуй Бо родился в 1050 году в области Хаочжоу (на территории современной провинции Аньхой). О его родителях не сохранилось достоверных сведений. В юности Цуй Бо переезжает в столицу империи — Кайфэн. Здесь он учился в Академии живописи и впоследствии в последние годы царствования императора Шэнь-цзуна был принят в её штат (1023—1063).

Некоторые сведения о его творчестве и живописной манере сообщаются в знаменитом трактате «Записки о живописи: что видел и слышал» Го Жосюя. Как и большинство художников того времени, Цуй Бо в равной степени владел искусством станковой и монументальной живописи, создавая храмовые и дворцовые стенописи. Он работал, кроме стиля Хуа-няо, практически во всех существовавших в то время жанрах: пейзажи Шань-Шуй («живопись и изображение гор и вод»), Жень-В («живопись и изображение фигур») и др.

Наиболее ярко художник проявил себя в живописи на религиозные темы. Так, в 1060—1070-х годах Цуй Бо, по приказу императора Шэнь-цзуна, участвовал в оформлении даосского святилища, в 1068 году расписывал дворцовые ширмы. Но обязанности, налагаемые на члена Академии живописи обременяли Цуй. Он подал в отставку и занялся частной живописной практикой. Это, однако, не мешало художнику продолжать выполнять разовые заказы для императорского двора и иметь множество учеников.

Умер Цуй Бо в 1074 году в Кайфэне.

Творчество

Художник Цуй Бо создал около 240 картин. Несмотря на разносторонний талант, в историю китайской живописи Цуй Бо вошел как выдающийся мастер жанра цветы и птицы, точнее, в двух тематических направлениях этого жанра: «пернатые» (Цинь-няо) и «живопись бамбука» (мочжу). Любимыми объектами творчества художника были утки, гуси, лебеди, цапли, а из представителей китайской флоры —  ива и бамбук, хотя он обращался также и к другим подобным образам. Цуй Бо досконально знал привычки многих животных, что позволяло ему творить в «необузданно-свободной манере». Он создавал более непосредственные и выразительные композиции, чем многие из его предшественников.

Судя по сохранившимся картинам Цуй Бо, которых известно около 10, он обладал различными живописными техниками и стилистическими манерами. Так, свиток «Дикий гусь и камыш» довольно точно следуя стилистике Хуан Цюаня, отличается детальной прорисовкой натуры, красочностью цветовой гаммы и общей декоративностью. Совсем по-другому решена монохромная картина «Замерзшие воробьи», которая в эскизной манере изображает стайку замерзших птиц, примостившихся на голой ветке.

Наибольшей популярностью пользуются работы Цуй Бо из коллекции Национального дворцового музея в Тайбэе: «Бамбук и чайка» и «Пара соек», другое название — «Две сойки, недовольные зайцем».

Цуй Бо. Воробьи зимой. Вторая половина XI века, чернила и краски на шёлке.

На первой картине изображен момент приближения бури: высокие стебли бамбука прогибаются под порывом ветра, преодолевая ветер упорно движется белая птица, внешне больше похожая на цаплю, чем на чайку (картина называется «Бамбук и цапля»). Эффект движения птицы навстречу ветру достигается использованием нескольких художественных приемов: цветовой контраст между фигурой цапли и стеблями бамбука с длинными листьями, развивающимися по ветру, а также оригинальное композиционное решение, при котором птица расположена поверх зрителя и показана на фоне «глубокого» пространства, создающего впечатление её перемещения с нижней левой части свитка в самый центр художественного пространства.

Вторая картина отличается жизнерадостным и несколько насмешливым взглядом на мир. Две сойки, одна из которых сидит на стволе цветущего кустарника с узловатыми ветвями, а другая кружит вверху над зайцем, который, сев с поджатыми ушами, в свою очередь, не менее испуганно смотрит на шумных птиц. Образ сойки в китайской культуре является символом счастья и взаимной любви: её название означает «птица счастья», поэтому словосочетание «пара соек» апеллирует к аналогичному по звучанию выражению «шуанси», «двойное счастье». В связи с этим, картина Цуй Бо в дальнейшем также стала называться просто «Двойное счастье».

Изображение Цуй Бо в композиции жанра хуаняо животных, птиц и растений, имеющих сходные смысловые значения, со временем превратилось в общепринятый художественный приём, получивший широкое распространение в живописи эпох Мин и Цин.

Примечания

Литература

  • Barnhart R. Peach Blossom Spring: Gardens and Flowers in Chinese Painting. N.Y.,1983
  • James Cahill: Die Chinesische Malerei (« Chinese painting»). Skira-Klett-Cotta, 1979, ISBN 3-88447-056-6 (Nachdr. d. Ausg. Genf 1960).