Ципулин, Владимир Иванович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ципулин Владимир Иванович
Дата рождения 1882(1882)
Место рождения Калуга,
Российская империя
Дата смерти 15 декабря 1937(1937-12-15)
Место смерти СССР
Страна  СССР  Российская империя

Владимир Иванович Ципулин (18821937) — русский инженер-автомобилист, советский промышленный деятель.

Биография

Родился в 1882 году в Калуге, внук крупного промышленника и калужского городского головы Ивана Козьмича Ципулина[1].

В 1901 году окончил Калужское реальное училище и поступил в Императорское Московское техническое училище (ныне Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана). Во время учёбы участвовал в работе научного кружка под руководством профессора-теплотехника В. И. Гриневецкого и учёного-автомобилестроителя Н. Р. Брилинга, изучая автомобили. В 1906 году Ципулин собрал с использованием деталей старой модели «Де Дион-Бутон» (De Dion-Bouton) свой первый автомобиль. Окончив ИМТУ в 1910 году, одним из первых в России получив звание инженера-автомобилиста.[2]

Побывав после окончания вуза на ряде зарубежных заводов, закупал оборудование для завода братьев Никоновых. По возвращении в Россию, в 1914 году Владимир Ципулин проектировал и строил этот завод. С началом Первой мировой войны служил прапорщиком в сапёрном батальоне. В 1916 году был откомандирован в распоряжение Главного Военно-инженерного управления и работал техническим руководителем Военными авторемонтными мастерскими в Одессе, а в 1917 году — Государственным авторемонтным заводом в Родниках Ивановской губернии. После Октябрьской революции принимал участие в создании отечественного автомобилестроения, работая в Центральной автосекции ВСНХ, Автоотделе Главного военно-инженерного управления и Совете военной промышленности.[2]

В 1919 году В. И. Ципулин был направлен на московский военный автозавод «Спартак» (бывшая экипажная и автомобильная фабрика П. П. Ильина[3]). С марта 1920 года — технический руководитель завода АМО (ныне Завод имени Лихачёва), с января 1921 года стал его управляющим. Также проявил себя конструктором, технологом, одаренным организатором и вдобавок — искусным водителем. Когда утром 7 ноября 1924 года на Красной площади Москвы в колонне демонстрантов появились десять ярко-красных автомобилей, на кузове головной машины белела надпись: «1-й АМО 1-й» — вёл этот автомобиль Владимир Ципулин.[2]

Затем Ципулин работал на Нижегородском автомобильном заводе, где занимал руководящие должности и конструировал гоночный автомобиль. В 1929 году он был назначен начальником технического бюро Автостроя по проектированию и строительству автозавода в Нижнем Новгороде. В конце этого же года командирован на полтора года в США для изучения автомобильного производства. По возвращении, в 1931 году, был назначен начальником технического отдела автозавода. С января 1933 года работал в Научном автотракторном институте (НАТИ, ныне НАМИ) в качестве представителя Нижегородского автозавода — проводил научно-исследовательские работы по созданию образцов новых автомобилей и курировал создание трёхосных и полугусеничных автомобилей. В этом же году стал заместителем начальника технического отдела Главного автотракторного управления.[2]

Внешние изображения
ГАЗ-ЦАКС конструкции В. И. Ципулина

В середине 1930-х годов Владимир Иванович Ципулин разработал двухместный спортивный автомобиль ГАЗ-ЦАКС[4]: мощность мотора этой машины составляла 60 лошадиных сил при 3100 оборотах в минуту, она могла разгоняться до 135 км/ч.

6 ноября 1937 года В. И. Ципулин был арестован по обвинению в участии в контрреволюционной диверсионно-террористической организации. По приговору суда расстрелян 15 декабря 1937 года, тело было захоронено на полигоне НКВД в подмосковной Коммунарке.

Был посмертно реабилитирован в 1956 году.[5]

См. также

Примечания

Ссылки