Перейти к содержанию

Цикл НОРД

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Цикл НОРДнаблюдение, ориентация, решение, действие») — концепция, разработанная Джоном Бойдом в 1995 году, также известная как «петля Бойда»[1]. НОРД — это кибернетический самовоспроизводящийся и саморегулирующийся цикл, имеющий в своей структуре 4 процесса и предполагающий многократное повторение петли действий, т.е. реализацию принципа обратной связи. Согласно Бойду, любые процессы, соответствующие реальности, действуют в непрерывном цикле, постоянно взаимодействуют с окружающей средой и учитывают её изменения[2].

Идеи Д. Бойда сложились на основе трудов таких известных исследователей, как Жан Пиаже, Людвиг фон Берталанфи, Томас Кун, Майкл Полани, Норберт Винер, Грегори Бэйтсон.

Концепция НОРД

Свою концепцию Д. Бойд разрабатывал для армии США. В связи с этим НОРД изначально ставил своей задачей объяснение причин поражений и побед в столкновениях между противниками. Согласно концепции Д. Бойда, обе стороны, вступающие в военный конфликт, действуют и принимают решения в рамках своей петли НОРД.

Существует два основных способа достижения победы над противником: сделать свои циклы действий более быстрыми или улучшить качество принимаемых решений. Первый вариант позволит действовать на опережение и вынудит противника реагировать на действия (более быстрая петля действий, чем у противника). Второй путь — принимать решения, лучше соответствующие данной ситуации, чем решения противника, или же добиться ухудшения решений со стороны противника. В некоторых случаях противник может не присутствовать, но в таком случае его заменяет внешняя среда.

Составные элементы НОРД

НОРД состоит из 4 элементов[3]:

  • Наблюдение (англ. observation) — процесс преобразования изменений во внешней и внутренней (элементы обратной связи) среде в форму сигналов-данных, использующихся в дальнейшем. Информацию можно собирать из внешних и внутренних источников. Качество и скорость сбора информации определяют эффективность принимаемых решений.
  • Ориентация (англ. orientation) — процесс оценки данных в соответствии с контекстом, наделение данных смыслом. Скорость и качество этого этапа зависят от того, сколько существует уже сформированных планов. Если их мало или нет, то будет затрачиваться время на их разработку. Ориентация — самый сложный этап во всем цикле. Данный этап состоит из двух подэтапов:
    • А. Разрушение (англ. destruction). Разрушение является процессом раздробления проблем и данных на мелкие элементарные части, которые более легки для понимания.
    • Б. Созидание (англ. creation). Если «разрушение» подразумевает деконструкцию сложного вопроса, то «созидание» ставит своей целью создание плана и альтернатив решения проблемы за счёт обработки упрощённой информации.
  • Решение (англ. decision) — этап, подразумевающий выбор альтернатив и планов на основе оценок, разработаных на этапе ориентации. Критерии выбора могут быть разными и зависеть от целей конкретной системы.
  • Действие (англ. action) — процесс воздействия на окружающую среду. Происходит реализация конкретного разработанного плана. В результате этого действия внешняя среда изменяется, что снова влияет на всю систему. Реализуется принцип обратной связи.

Литература

Примечания

  1. The d-n-i echo: The Essence of Winning and Losing, by John R. Boyd (24 марта 2011). Дата обращения: 31 октября 2016. Архивировано 24 марта 2011 года.
  2. Петля Бойда и кибернетика второго порядка, Издательство «Открытые системы». Дата обращения 31 октября 2016.
  3. Ивлев А.А. Основы теории Джона Бойда. milresource.ru (2009). Дата обращения: 31 октября 2016.