Цианотипия
Цианоти́пия — бессеребряный фотографический процесс, дающий при фотопечати изображение голубого оттенка. Изобретён в 1842 году английским физиком и астрономом сэром Джоном Гершелем[1]. Технология широко использовалась для изготовления светокопий чертежей и документов («синек»), а в настоящее время она получила распространение среди фотохудожников как альтернативный процесс[2].

Описание
Главные достоинства технологии заключаются в её простоте и возможности печати на любых материалах, способных удержать чувствительный слой. В отличие от обычных фотопроцессов, цианотипия пригодна только для контактной печати и фотограмм из-за очень низкой светочувствительности[1]. Классическая технология, в некоторых источниках называемая «бессеребряным негативным процессом», основана всего на двух веществах: 30%-м растворе аммиачного лимоннокислого железа (Цитрат железа(III)-аммония) и 12%-м растворе железосинеродистого калия (Красная кровяная соль). В результате смешивания их равных долей получается раствор, который затем наносится кистью на какую-либо поверхность, чаще всего акварельную бумагу. После полного высыхания такая бумага становится чувствительной к ультрафиолетовому излучению. На экспонированных участках покрытие становится нерастворимым, образуя турнбулеву синь, окрашивающую поверхность[3].

Закрепление отпечатка заключается в его промывке водой. Растворимое в воде железо Fe (III) вымывается, в то время как нерастворимая турнбулева синь остаётся на бумаге. В результате получается негативное (по отношению к оригиналу) изображение синеватого оттенка[3]. Меньшую известность получил аналогичный бессеребряный позитивный процесс[4]. Он основан на тех же солях железа и железистосинеродистом калии (жёлтая кровяная соль). Их сочетание даёт нерастворимую в воде берлинскую лазурь, образующую изображение в тех местах, где свет не подействовал, то есть с позитива получают позитив, а с негатива — негатив[3][5]. Для бессеребряного позитивного процесса необходимы 4 запасных раствора: 20%-й раствор гуммиарабика, 50%-й раствор аммиачного лимоннокислого железа, 50%-й раствор хлорного железа и 10%-й раствор железистосинеродистого калия. Последний используется в качестве проявителя[6]. Кроме этих двух технологий, бессеребряной фотографии на солях железа известны ещё несколько, разработанных за полтора столетия разными учёными-химиками[7].
Оба процесса можно использовать для получения фотоотпечатков. В случае негативного процесса изготавливается негатив, пригодный для контактной печати, то есть того же формата, что и будущий снимок. С плёночного диапозитива негатив может быть получен его оптической печатью на фототехнической плёнке. В случае негативного оригинала необходим дополнительный промежуточный контратип или позитивный процесс с жёлтой кровяной солью. Готовый форматный негатив накладывается поверх обработанной раствором бумаги в рамке для контактной печати и облучается сверху ультрафиолетом. Излучение, проходя через прозрачные места негатива, экспонирует бумагу. В качестве источника света используют солнце или промышленные лампы[8]. С цифрового снимка негатив может быть изготовлен на прозрачной плёнке лазерным или струйным принтером[2][9].
Цвет цианотипного отпечатка зависит от соотношения железосинеродистого калия и аммиачного железа. При избытке последнего получается более голубой оттенок, а в случае преобладания красной кровяной соли цвет становится серовато-синим. Для получения других цветовых тонов отпечаток вирируют[3]. Одним из распространённых способов считается тонирование чёрным или зелёным чаем[2].
Сохранность
В отличие от других старинных и современных процессов, цианотипные отпечатки плохо сохраняются в присутствии оснований, поэтому не рекомендуется хранить или демонстрировать снимки в обложке из определённых видов картона. В таких условиях они выцветают. С другой стороны, уникальное свойство таких отпечатков — способность к регенерации: после выцветания под длительным действием света они могут быть заметно восстановлены до исходного состояния хранением в темноте[10].
См. также
Примечания
- ↑ Перейти обратно: 1,0 1,1 ФОТОГРАФИЯ. Всемирная история, 2014, с. 21.
- ↑ Перейти обратно: 2,0 2,1 2,2 Павел Настин. Цианотипия . «Иероглиф». Дата обращения: 21 февраля 2016.
- ↑ Перейти обратно: 3,0 3,1 3,2 3,3 Общий курс фотографии, 1987, с. 230.
- ↑ Шмидт, 1905, с. 272.
- ↑ Очерки по истории фотографии, 1987, с. 40.
- ↑ Общий курс фотографии, 1987, с. 231.
- ↑ Cyanotype and Other Ferric Non-silver Processes (англ.). Unblinking Eye. Дата обращения: 21 февраля 2016.
- ↑ Дмитрий Орлов. Под синим флагом цианотипии . Самоучитель. Photographer.Ru (27 ноября 2010). Дата обращения: 21 февраля 2016.
- ↑ Цианотипия. Синим по белому . Lomography. Дата обращения: 21 февраля 2016.
- ↑ Идентификация, хранение и консервация фотоотпечатков, выполненных в различных техниках, 2013, с. 18.
Литература
- А. В. Максимова, К. А. Мисюра-Аладова, Ю. А. Богданова. Идентификация, хранение и консервация фотоотпечатков, выполненных в различных техниках / Е. А. Васильева. — СПб.: «Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО», 2013. — 47 с.
- Фомин А. В. §3. Светочувствительные слои с солями железа // Общий курс фотографии / Т. П. Булдакова. — 3-е. — М.: «Легпромбытиздат», 1987. — С. 229—231. — 256 с. — 50 000 экз.
- К. В. Чибисов. Очерки по истории фотографии / Н. Н. Жердецкая. — М.: «Искусство», 1987. — С. 37—41. — 255 с. — 50 000 экз.
- Ф. Шмидт. Практическая фотография. — 3-е изд.. — Петербург.: «Издательство Ф. В. Щепанского», 1905. — 393 с.
- Рождение фотографии // ФОТОГРАФИЯ. Всемирная история / Джульет Хэкинг. — М.,: «Магма», 2014. — С. 18—25. — 576 с. — ISBN 978-5-93428-090-2.
- Ware, M. Cyanotype: the history, science and art of photographic printing in Prussian blue. Science Museum, UK, 1999