Цзян Вэнье

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Цзян Вэнье

Цзян Вэнье (кит. 江文也, пиньинь Jiāng Wényě, 11 июня 1910, Taihoku Prefecture — 24 октября 1983) — китайский композитор.

Биография

Цзян Вэнье родился в 1910 году в Тайбэе, его родители происходили из народа хакка и занимались торговлей. В 1917 году он был отправлен в японскую школу в Сямыне, а в 1923 году переехал в Японию[1]. В 19 лет он поступил в Технологический институт в Мусасино, где изучал электротехнику. В это же время Цзян начал заниматься музыкой и после выпуска из института полностью посвятил себя искусству[2].

В 1933 году Цзян получил место баритона в опере Фудзивары[англ.], где исполнял роли второго плана. Тогда же он начал изучать композицию с Косаку Ямадой[1]. В 1936 году с пьесой «Формозанский танец» op. 1 Цзян участвовал в программе конкурса искусств Олимпийских игр, где получил поощрительный приз[3].

В 1935 году в Токио Цзян познакомился с композитором Александром Черепниным, в то время работавшем в Китае. Черепнин считал, что модернистская музыка невозможна без создания национального стиля, поэтому китайским композиторам следует не cтолько подражать европейским образцами, сколько обращаться к музыкальным традициям Китая. Идеи Черепнина не получили широкого признания в Китае, но повлияли на творчество Цзяна[4].

В 1938 году Цзян, получив предложение о преподавательской работе в педагогическом университете Пекина, переехал в Китай. В то время Пекин находился под оккупацией Японии, и Цзян жил там, пользуясь привилегиями японского подданного[5]. В этот период он сотрудничал с коллаборационистским движением, сочиняя песни в поддержку японской политики[6]. После окончания войны композитор был арестован и провёл в заключении десять месяцев[7].

После взятия Пекина в 1949 году силами коммунистической партии Цзян остался в Китае и в 1950 году получил место преподавателя в консерватории Тяньцзиня[8]. В 1957 году Цзян подвергся критике за «правый уклон» и был лишён работы преподавателя. В ходе событий культурной революции композитор был отправлен на «перевоспитание» в школу кадров 7 мая, откуда был освобождён в 1973 году. Был реабилитирован в 1978 году. В мае 1978 года Цзян перенёс инсульт. Последние годы жизни он провёл прикованным к постели и умер в 1983 году[9].

Творчество

Вид с хребта Алишань

Авторству Цзяна Вэнье принадлежат оркестровые произведения, фортепианные сонаты, песни для голоса и фортепиано (их композитор написал более ста пятидесяти), а также музыка для двух кинофильмов[10]. Первые оркестровые работы композитора были проникнуты ностальгией по Тайваню и выполнены в импрессионистической манере[11]. К китайской музыке композитор впервые обратился лишь в 1935—1936 годах, воссоздав звучание инструментов эрху и пипы в Шестнадцати багателях для фортепиано op. 8[12].

После переезда в Пекин Цзян погрузился в изучение музыкальной традиции конфуцианства. Результатом его исследований стала оркестровая пьеса «Музыка конфуцианского храма» op. 30, форма которой воспроизводила порядок конфуцианских ритуалов поминовения, а мелодика была целиком основана на пентатонических ладах[13][14]. В этот же период Цзян писал музыку на тексты классической китайской поэзии, аранжировал классические и народные песни[13].

После окончания войны, пережив тюремное заключение, композитор обратился к христианской духовной музыке. Гимны, которые Цзян создавал на основе мелодий традиционной китайской музыки, исполнялись католическими хорами Пекина[7]. В последние годы Цзян работал над пьесой «Голос Алишань», вновь обратившись к образу Тайваня. Из-за болезни композитора эта работа осталась незавершённой[15].

Примечания

  1. 1,0 1,1 Wang, 2010, p. 158.
  2. Liu, 2010, p. 231.
  3. Wang, 2010, p. 160.
  4. Wang, 2010, pp. 161—164.
  5. Wang, 2010, p. 165.
  6. Liu, 2010, p. 236.
  7. 7,0 7,1 Liu, 2010, p. 243.
  8. Wang, 2010, p. 174.
  9. Wang, 2010, pp. 174—175.
  10. Wang, 2010, p. 164.
  11. Wang, 2010, pp. 160—161.
  12. Wang, 2010, pp. 163—164.
  13. 13,0 13,1 Liu, 2010, p. 242.
  14. Wang, 2010, pp. 165—167.
  15. Wang, 2010, p. 175.

Литература

  • David Der-wei Wang. In Search of a Genuine Chinese Sound: Jiang Wenye and Modern Chinese Music // Global Chinese Literature. — Brill, 2010. — P. 157–175. — doi:10.1163/9789004186910_010.
  • Liu Ching-chih. The Mass Singing Movement and Musical Creation in the Anti-Japanese War Period (1937–1945) // A Critical History of New Music in China / translated by Caroline Mason. — The Chinese University of Hong Kong Press, 2010. — P. 189—286.