Цзин Хао

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Цзин Хао
Цзин Хао. Гора Куан Лу. ок. 900г. 185,8х106,8см. Гугун, Тайбэй.

Цзин Ха́о (кит. трад. 荊浩, упр. 荆浩, пиньинь Jīng Hào; ок.855915) — китайский художник и теоретик живописи из государства Поздняя Лян эпохи Пяти династий и десяти царств. Работал в основном в конце IX века.

Биография

Все старые китайские письменные источники сообщают, что Цзин Хао принадлежал к первым настоящим мастерам пейзажа. Он происходил из Цзиньшуя, провинция Хэнань. Цзин Хао родился во времена правления династии Тан, и, подобно Гуань Сю, застал политическую чехарду периода Пяти династий. В источниках он упоминается одновременно и как крупный учёный, и как теоретик живописи. Его трактат об искусстве пейзажа хранился в сунской правительственной сокровищнице (Шэньгэ).

Горы Тайхан, где Цзин Хао провел часть своей карьеры в уединении как фермер

Как сообщает Го Жосюй, к концу X века живопись Цзин Хао казалась уже примитивной, и была превзойдена его учениками, такими, например, как Гуань Тун. Поэтому Го Жосюй отводит Гуань Туну место среди великих мастеров, а Цзин Хао рассматривает просто как предшественника великого мастера. Живший семь столетий спустя крупный минский художник, теоретик и критик Дун Цичан (1555-1636) причислял Цзин Хао и его ученика Гуань Туна к создателям так называемой "южной школы" живописи, наряду с Дун Юанем и Цзюйжанем, жившими примерно в то же время.

Свою карьеру художник начал при танском дворе, однако после крушения империи Тан наступила полоса политической нестабильности, и художник поселился в горах Тайхан, где создал ряд горных монохромных пейзажей. Несмотря на отшельничество Цзин Хао оставался известным мастером и имел учеников. В 907 году он вновь вернулся к государственной службе, заняв пост в администрации государства Поздняя Лян (907-923). Для его творчества характерен мотив огромных скал, горные потоки, чувство величия природных стихий. Согласно Го Жосюю, Цзин Хао говорил о себе так: "В картинах гор и вод У Даоцзы есть кисть, но нет туши, у Сянжуна есть тушь, но нет кисти. Я должен усвоить таланты обоих сыновей и создать свой собственный стиль". Это ему, судя по всему, удалось. В период отшельничества в горах к Цзин Хао присоединился Гуань Тун, который стал лучшим из его учеников, развив далее манеру учителя.

Творчество.

Сегодня Цзин Хао приписывают авторство всего двух свитков, и оба вызывают у исследователей сомнения. Тем не менее на обоих стоит имя Цзин Хао, и оба свитка в известной мере отражают развитие китайского раннего монохромного пейзажа. Один из них, ныне хранящийся в музее Нельсона-Аткинса (Канзас-сити), по сообщениям, был извлечен из гробницы, и выглядит, на первый взгляд, слишком примитивно и странно, чтобы быть работой прославленного Цзин Хао. Он имеет серьёзные повреждения на большей части поверхности, и был когда-то грубо отретуширован. Тем не менее подпись-печать на нём очень напоминает подобную же старинную подпись на подлинниках Гуань Сю из Императорской коллекции в Токио, которые были созданы в то же самое время. Кроме того, сам примитивный характер живописи перекликается с изображением архатов Гуань Сю из Токио. На основании этого исследователи относят пейзаж Цзин Хао примерно к тому же времени, когда было создано произведение Гуань Сю, т.е. к позднетанскому периоду.

Цзин Хао. Путники среди покрытых снегом гор. Музей Нельсона-Аткинса, Канзас-сити.

Другой свиток, "Гора Куан Лу", ушёл слишком далеко от предыдущей работы и выглядит как законченный монументальный пейзаж, который не кажется сырым и незрелым в сравнении с развитым сунским пейзажем. Это великолепный, убедительно переданный вид отвесной гряды величественных скал, громоздящихся ряд за рядом над глубокой речной долиной. Водопады низвергаются с высоких вершин, старые сосны сурово растут из скал. Такой пейзаж служил одновременно двум целям: был иконой, передающей идею грандиозности вселенной, и в то же время позволял "совершить путешествие", не выходя из дома, но разглядывая пейзаж в уютной обстановке. Имя Цзин Хао содержится в надписи, сделанной в верхнем правом углу свитка юаньским императором, который для её сочинения специально пригласил двух учёных; другая, более поздняя надпись сделана императором Цяньлунем (XVIII век). Эти императорские надписи были данью уважения к знаменитому мастеру прошлого.

Трактаты о живописи.

Как теоретик живописи, Цзин Хао написал трактаты «Бифа цзы» («Записки о приемах письма кистью») и «Хуа шаньшуй фу» («Гимн пейзажной живописи»). Трактат о приемах письма кистью первый; это первое сочинение о пейзажной живописи с четко разработанной терминологией, системой понятий и четко сформулированными эстетическими законами. Законы, которые ранее Се Хэ изложил для жанровой живописи, Цзин Хао переформулировал для пейзажа. При этом в отличие от Се Хэ он конкретизирует философскую отвлеченность законов, делает их более простыми и понятными. Например, категория «и» (прообраз, идея) у него заменяется на «сы» (замысел). Цзин Хао различает подобие — сы и истинность — чжэнь. Художник должен передать дух объекта (ци), если это не удается, получается сы (подобие), если удается чжэнь (истинность).

Он высказал соображения о принципах оценки, критики и классификации произведений пейзажной живописи, выделив четыре ранга произведений:

  • шэнь — божественные
  • мяо — блестящие
  • ци — оригинальные
  • гун — ремесленные

Литература

  • Т. А. Пострелова «Академия живописи в Китае в X—XIII вв.» — Москва: «Наука», 1976.
  • Е. В. Завадская «Эстетические проблемы живописи старого Китая» Москва: «Искусство», 1975
  • Various authors."Three Thousand Years of Chinese Painting" — Yale University Press, 1997
  • Цзин Хао. Трактат «Заметки о правилах работы кистью», в «Мастера искусства об искусстве», том I — М., 1965.

Ссылки

  • Трактат Цзин Хао "Заметки о правилах работы кистью" [1]