Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (Спирово)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Церковь
Введения во храм
Пресвятой Богородицы
Страна Россия
село Спирово, Волоколамский городской округ, Московская область
Конфессия православие
Патриархат Московский
Епархия Московская
Благочиние Волоколамское
Придел(ы) Никольский и Димитрия Ростовского
Престольный праздник 4 декабря — Введение во храм Пресвятой Богородицы
Настоятель протоиерей Константин Попов
Основание конец XV — начало XVI века
Строительство 18101849 годы
Архитектурный стиль классицизм
Основные даты
  • XV—XVI вв — мужской монастырь
  • с 1570 года — приходской храм
Состояние действующая
Статус Герб ОКН
Сайт http://spirovo.orthodox.ru/
56°08′59″ с. ш. 36°06′22″ в. д.HGЯO

 памятник архитектуры (федеральный)

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (Введенский храм) — православный храм Волоколамского благочиния Московской епархии Русской православной церкви. Расположен в селе Спирово Волоколамского городского округа Московской области.

Село Спирово являлось родовым имением преподобного Иосифа Волоцкого, пожалованным его прадеду Александру святым благоверным князем Димитрием Донским. В конце XV — начале XVI века преподобным Иосифом в селе был устроен Введенский Божедомный богорадный монастырь с деревянной церковью в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и воздвигнут специальный храм — «Дом Божий». По благословению настоятеля и соборных старцев в храме отпевали и хоронили скончавшихся от голода или несчастных случаев бездомных людей.

«Они не умели назвать поминаемых, но думали, что Бог слышит и знает, за кого воссылаются к Нему чистые, бескорыстные, истинно христианские молитвы», — писал Николай Карамзин о подобных монастырях.

Во время голода 1570 года в живых остался один из двенадцати иноков, монастырь перестал существовать, а Введенский храм стал приходским.

В 1825 году на средства прихожан была построена каменная церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, в 1848 году к ней были пристроены два придела (северный — во имя святителя Николая, южный — во имя святителя Димитрия Ростовского), в 1849-м — колокольня. По данным 1877 года при церкви действовала церковно-приходская школа, по сведениям 1890-го[1] — была уже и земская. Храм никогда не закрывался, а его благотворителями в своё время являлись Пушкины, Воронцовы, Телегины.

Здание построено в стиле классицизма. В основе ярусной храмовой части лежит двусветный, поперечно ориентированный овальный зал с прямоугольными выступами по оси восток — запад. Один из них занят хорами. Деревянный резной 6-ярусный иконостас устроен в 1896—1899 годах.

В купольной части летнего храма сохранилась роспись по мотивам известной картины русского художника Александра Иванова «Явление Христа народу».

На колокольне было шесть колоколов, три из которых имели надписи о дате изготовления: древнейший был отлит в 1695 году и весил 7 пудов, «вседневный» — в 1776 году (24 пуда), большой колокол — в 1850 году (208 пудов).

Введенский храм стал хранителем великих святынь Волоколамской земли. Отсюда в возрождённый Иосифо-Волоцкий монастырь для его освящения были принесены мощи святых. В храме долгие годы пребывает глубокочтимый образ Святителя Николая, здесь же сохранялась и монастырская икона преподобного Иосифа.

27 ноября 1937 года настоятель храма протоиерей Димитрий Лебедев вместе с настоятелем церкви Вознесения Господня в соседнем селе Теряево) Николаем Ви­но­гра­довым были расстреляны и погребены в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой[2]. Мученики за веру канонизированы Архиерейским собором Русской православной церкви в 2000 году.

Примечания

  1. Шрамченко А. П. Справочная книжка Московской губернии (описание уездов). — М., 1890. — С. 166. — 420 с.
  2. Игумен Да­мас­кин (Орловский). Жития но­во­му­че­ни­ков и исповедников Российских XX века Московской епархии. Ноябрь. — Тверь, 2003. — С. 138—143.

Ссылки