Цветочные войны

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ритуальная цветочная битва, кодекс Мальябекиано

Цветочные войны (аст. xochiyaoyotl, от xochitl цветок и yaoyotl война) — ритуальные войны, которые велись городами-государствами Мезоамерики (в частности, ацтекскими и майяскими городами-государствами), в том числе и с собственными вассалами, ради захвата пленников, которых приносили в жертву богам в ритуалах нештлауалли. По религиозным воззрениям индейцев, человеческая кровь и человеческие сердца («душа-сердце» и «душа-кровь») нужны для того, чтобы Солнце продолжало свой путь, Луна не упала на Землю и т. п.

Подобные столкновения происходили по договорённости как между противниками в эпоху мира, так и между союзными или вассальными городами.

Цветочные войны ацтеков

Цветочные войны проходили между городами Тройственного союза (Теночтитланом, Тлакопаном, Тескоко) против городов долины Пуэбла (Тласкала, Уэшоцинко и Чолула (Чололлан)). Ряд источников указывал, что сражения должны были повторяться раз в двадцать дней. Города сражались попарно, по очереди. Бои проходили в одном и том же месте. Противники не стремились захватить территорию, а в экстренных случаях битва прекращалась, и они могли оказать друг другу помощь.

Версии начала цветочных войн

По легендарной версии мешиков, инициатором войн выступил брат Монтесумы I Тлакаелель. Тлакаелель возражал против желания брата принести пленных в жертву богу Уицилопочтли в недостроенном храме. А чтобы «бог не пострадал», ему был открыт рынок. «Рынком» стали города Тласкала, Уэшоцинко, Чолула, Атлиско, Текоак и Тлильюквитепек[1].

По легендарной версии из Тескоко, инициатором был Несауалькойотль. После того как во время голода жрецы в очередной раз потребовали увеличить количество жертвоприношений, он решил, что это произойдет за счет пленников. Ради их получения были назначены регулярные поединки[2].

Теории причин мотивов ведения войн

  1. религиозная — обеспечить регулярный приток жертв в хорошей физической форме
  2. воинская тренировка
  3. ритуальный каннибализм, вызванный нехваткой протеина[3]

Мишель Гролиш считал убедительной лишь первую. Также он пишет про версию Муньоса Камарго[4], считавшего, что Тройственный Союз вел цветочные войны, чтобы изолировать противников в долине Пуэбло (которая была плотно заселена) и покорить её после ослабления.

Хронология цветочных войн

  • 1324 война между Чалько и Тлакочкалько
  • 1376 между Теночтитланом и Чалько
  • 1386—1455 между Теночтитланом и Чалько[5]
  • С 1454 между Теночтитланом, Тлашкалой, Чолулой, Тескоко и Уэхоцинго после засухи и голода 1450—1454[6]

См. также

Примечания

  1. Гролиш, 1998, с. 52-53.
  2. Гролиш, 1998, с. 53-54.
  3. Гролиш, 1998, с. 56-57.
  4. Гролиш, 1998, с. 61-63.
  5. Гролиш, 1998, с. 54—56.
  6. Isaac, Barry L. (1983). «The Aztec "Flowery War": A Geopolitical Explanation». Journal of Anthropological Research 39 (4): 415–432.

Литература

  • Мишель Гролиш. Монтесума / Перевод с французского Кукиева Н. М.. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 480 с. — (След в истории). — 5000 экз. — ISBN 5-222-00446-5.