Хуреш
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=Wrestling_competition_in_Tos_Bulak.jpg&width=360)
Хуре́ш (тув. Хүреш) — тувинская национальная борьба. Состязания по хурешу традиционно проводятся во время ежегодного праздника Наадым и на празднике Шагаа (Новый год). Также борьбе отводится важная роль во время традиционных молебен Оваа дагыыры (освящение хозяев местности), суг дагыыры (освящение водного источника), доя (пиршеств) и других[1].
Описание
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/images/0/0d/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_100-%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%8F_%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%A2%D1%8B%D0%B2%D1%8B_%D0%B8_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8._%D0%A1%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%BF%D0%BE_%D1%82%D1%83%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%B1%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%B1%D0%B5_%D1%85%D1%83%D1%80%D0%B5%D1%88.jpeg)
В борьбе хуреш участвуют борцы в традиционных костюмах. Если раньше они представляли собой короткие халаты с широкими штанами, то впоследствии это были уже облегающие спортивные трусы, затянутые ремнём, и короткая курточка с длинными рукавами, прикрывающая только спину борца, оставляя его грудь обнажённой.
Соревнования проводятся на открытом воздухе на выбывание. Победитель в последней паре становится абсолютным победителем.
Перед началом состязаний борцы исполняют танец орла — «девиг», символизирующий полёт орла всё выше и выше. Этот же танец исполняет победитель после завершения схватки. Считается, что во время этого танца борцы поклоняются Вечному Синему Небу[1].
Во время состязаний борцы берут друг друга в захват и пытаются сдвинуть с места или повалить на землю. Толчки и зажимы запрещены[2]. Проигравшим считается борец, первым упавший на землю или коснувшийся земли коленом[3].
Особое влияние имеет моге салыкчызы (судья-секундант), который призывает борца после тренировки. Он пользуется большим уважением борцов, которые прислушиваются к его словам. Моге салыкчызы также выступает в роли комментатора, и поэтому должен быть артистичным, обладать громким хорошо поставленным голосом. Часто моге салыкчызы становятся Народные артисты Тувы[1].
История
По мнению Оргелээра Чувурековича Ондара, специалиста по «хурешу», борьба появилась на территории Тувы достаточно давно, как минимум в XI—XII веках. Изначально это были рукопашные схватки, так как тувинцы вынуждены были сражаться с иноземными захватчиками. По мнению О. Ч. Ондараа, древнее происхождение борьбы хуреш подтверждается схожестью её названия с названиями аналогичных видов спорта у родственных тюркоязычных народов: курес на казахском языке, кураш на узбекском, куреш на алтайском, гюлеш на азербайджанском, гюреш на турецком, курес на хакасском. Упоминания борьбы содержатся и в тувинском эпосе о героических богатырях[1].
Борьба хуреш впервые письменно упоминается в сборнике летописей 1207 года персидского летописца Рашид-ад-Дина. Там говорится: «Первые воины Чингиз-Хана в верховьях Енисея организовали большую борьбу». Описания борьбы хуреш оставили и исследователи-путешественники, посещавшие Туву в XIX веке: Н. Ф. Катанов, Ф. Я. Кон и другие[1].
Новый толчок к развитию борьба хуреш получила в период существования Тувинской Народной Республики (1921—1944) в результате целенаправленной государственной политики. Получили развитие такие элементы «хуреша» как жеребьёвка, представление борцов, присуждение титулов, требования к спортивным костюмам, исполнение танца орла. Тем не менее, отсутствовали утверждённые правила борьбы, не было квалифицированных судей и комментаторов[1].
После вхождения Тувы в состав СССР в 1944 году власти стали уделять особое внимание развитию культуры, спорта и образования. Стали появляться квалифицированные специалисты, развивались новые виды спорта. Советский период стал важным этапом в развитии борьбы хуреш[1].
В конце XX — начале XXI века были окончательно утверждены правила борьбы хуреш, порядок вручения призов и званий борцам[1]. Сегодня нередки случаи, когда именно борцы «хуреша» становятся победителями в соревнованиях по сумо, например, Баткар Баасан принес единственное золото российской сборной по борьбе сумо среди юниоров в августе 2015 году в Японии (г. Осака)[4].
В нумизматике
![](https://cdn.xn--h1ajim.xn--p1ai/thumb.php?f=USSR_1980_10rubles_Ag_Olympics80_Khuresh_%28LMD%29_a.jpg&width=300)
В 1980 году к летним олимпийским играм в СССР была выпущена памятная монета номиналом 10 рублей «Танец орла и борьба хуреш». На реверсе монеты на переднем плане изображена схватка борцов хуреш, на заднем плане — победитель, исполняющий танец орла[2].
Примечания
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 Дондай А. А. История тувинской национальной борьбы «хуреш» // Актуальные проблемы физической культуры, спорта, туризма и рекреации. Томск. 2016.
- ↑ 2,0 2,1 Слука И. М. 100 самых знаменитых монет СССР. — М.: Эксмо. 2015
- ↑ Национальная борьба Хуреш // РИА Новости. 30.07.2014
- ↑ Единственное золото российской сборной на чемпионате мира по борьбе сумо среди юниоров завоевал Баткар Баасан (Тува) . Тува-Онлайн. Дата обращения: 14 августа 2016.
Литература
- Ооржак С. Ы. Хуреш: борьба по-тувински. Учебник борьбы хуреш. Москва, ЗАО «OJ1MA Медиа Групп» 2008. 96с.
- Ондар О. Ч. Борьба Хуреш. История, современность, будущее. Кызыл, 2014.