Хургин, Хаим
Хаим Шлёмов Хургин | |
---|---|
Моше Хаим Хургин | |
Имя при рождении | Хургин Хаим-Янкель Шлёмович |
Дата рождения | 1855 |
Место рождения | Минск |
Дата смерти | 26 мая 1938 |
Место смерти | Тель-Авив |
Страна | Российская империя |
Отец | Яков Шломо |
Мать | Наоми |
Супруга | Эсфирь Яковлева Хургина |
Хаим (Ефим) Шлёмович Хургин (ивр. משה חיים חורגין) (1855 год, Минск, Российская империя — 29 мая 1938 года, Тель-Авив, Британская Палестина) — народоволец, зубной врач, политический деятель, член Рады Белорусской Народной Республики, впоследствии один из руководителей сионистского движения.
Биография
Хаим Хургин родился в Минске в 1855 году. Отец — Яков-Шлойме, служил шамесом в синагоге, мать — Ноэми, занималась продажей париков, снабжала на благотворительных началах учащихся иешив и заключенных-евреев бесплатным питанием.
Получил религиозное образование в хедерах, иешивах Минска и Воложина. Учился в Дерптском и Харьковском университетах, получил диплом зубного врача. Под влиянием русской литературы реализма и радикальных течений в России присоединился к движению «Народная воля». В рядах организации стал заниматься подпольной работой, был курьером для связи с Женевой, Лондоном, Петербургом, Вильно и Минском. Получил партийное прозвище «Сердитый Хаим»[1]. После раскола «Народной воли» Хургина отправили в Женеву, чтобы примирить враждующие стороны.
В 1882 г. он был привлечен за тайный провоз из-за границы письма эмигранта Льва Гартмана и в административном порядке приговорен к 8 месяцам и отдан под особый надзор полиции на 3 года[2]. Отбывая надзор в Минске, Хургин в 1883 году основал первые в Российской империи еврейские рабочие кружки. В законспирированных кружках к 1885 г. участвовало 160 человек, распространялась полученная из Санкт-Петербурга народовольческая литература[3]. В кружках Хургина занимались среди прочих будущий известный метеоролог Р.A. Протас, социалист «Кивель» (Шмулевич), революционер В. И. Слепян. По свидетельству И. А. Гурвича, «народовольческие» кружки Хургина не носили социал-демократический характер, а скорее находились под влиянием бакунинского анархизма[4]. Одной из задач минских кружков было создание ядра интеллигентных рабочих[5], чтобы распространять среди них народовольческие идеи. В «народовольческий» период своей деятельности Хургин высказывался за непосредственный захват революционерами власти[6].
Во время отбывания тюремного срока познакомился со своей будущей женой Эстер (Эсфирь), дочерью раввина Якова Аронсона, революционеркой и весьма образованной женщиной. Прямо в тюрьме молодые люди поженились, а стражники были их шаферами[7].
Написал прошение о помиловании и был освобожден из тюрьмы. Начал работать дантистом в Минске. Занялся общественной работой и был избран одним из руководителей муниципального ипотечного банка. Помогал учреждениям образования, обучающим еврейскую молодежь ремеслам и сельскому хозяйству, в частности сельскохозяйственной школе для детей из бедных еврейских семей в предместье Курасовщина.
В 1897 году, после Первого сионистского конгресса, официально присоединился к сионистскому движению и стал координатором практической работы сионистов в Минске, являясь одним из создателей и руководителей «Первого сионистского кружка»[8]. Избран делегатом на Пятый сионистский конгресс в Базеле в 1901 году и Десятый сионистский конгресс в 1911 году.
Хургин был председателем городского сионистского комитета и членом подготовительного комитета второй конференция российских сионистов, состоявшейся 4-10 сентября 1902 г. в Минске. Сотрудничал с видными сионистами С. Я. Розенбаумом и Ю. Д. Бруцкусом. Продолжал играть важную роль в деятельности Минского городского муниципалитета. В 1905 г. был одним из создателей минского отделения «Союза для достижения полноправия еврейского народа в России»[9].
В 1912 году посетил Палестину. Во время Первой мировой войны был председателем Еврейского комитета помощи жертвам войны (ЕКОПО). После Февральской революции 1917 года был главой еврейской фракции в Минской городской думе. В марте 1917 г. избран в Минский комитет общественной безопасности от еврейского населения[10]. Член Центрального комитета сионистской организации Беларуси и председатель Еврейской демократической общины в Минске, во время немецкой оккупации — член президиума Национального совета белорусских евреев. Хургин был избран в Совет Первого Всебелорусского съезда как представитель городской думы[11], впоследствии — членом Рады Белорусской Народной Республики[12].
19 сентября 1919 г. выступал с приветственным словом во время визита Юзэфа Пилсудского в захваченный польскими войсками Минск. Не смотря на требования комиссариата по еврейским делам Наркомнаца, участвовал в январе 1920 г. в конференции всех белорусских еврейских общин в Минске, где был выбран почетным председателем «Народного совета» — центрального учреждения всех еврейских общин региона[13]. В том же 1920 году Хургин участвовал в качестве представителя белорусских евреев на сионистской конференции в Лондоне, после которой уже не смог вернуться в занятый большевиками Минск.
В 1921 году переехал жить в Палестину и поселился в Тель-Авиве. В Подмандатной Палестине продолжал заниматься общественными делами, был председателем наблюдательного комитета гимназии «Герцлия», членом правления банка «Купат Ам», одним из основателей Лиги борьбы с туберкулезом. Хургин также был членом комитета Гистадрута общих сионистов. В 1928 г. участвовал в выборах в мэрию Тель-Авива от объединенного списка «общих сионистов» и «сионистов-ревизионистов» (11-й в списке, 1-й — Меир Дизенгоф)[14].
Хаим Хургин умер 26 мая 1938 года. Похоронен на «Старом кладбище» в Тель-Авиве.
Ссылки
Хаим Хургин — сайт проекта «Еврейские герои»
Примечания
- ↑ Маргарита Акулич. Минск и евреи. История, холокост, наши дни. — Litres, 2019-09-29. — 344 с. — ISBN 978-5-04-073556-3.
- ↑ Борис Струмилло. О Владимире Ивановиче Слепяне, Эвелине Людвиговне и Викторе Павловиче Кранихфельдах // Каторга и ссылка. — 1930. — Т. 10 (71). — С. 198.
- ↑ Феликс Кандель. Евреи России. Времена и события. История евреев Российской империи. — Litres, 2017-09-05. — 1276 с. — ISBN 978-5-457-85328-7.
- ↑ Недасек И. Большевизм в революционном движении Белоруссии.. — Мюнхен, 1956. — С. С.33.
- ↑ Александр Солженицын. Двести лет вместе. Часть I. В дореволюционной России. — М.: Время, 2000. — С. 232. — 660 с. — ISBN 978-5-9691-1375-6.
- ↑ И. Гурвич. Первые еврейские рабочие кружки (рус.) // Былое. — 1907. — Июнь (№ 6/18). — С. 65—74.
- ↑ לזכר ד"ד חיים חורגין (иврит) // הארץ. — 1940. — 4 יוני (№ יום שלישי). — С. 3.
- ↑ Скир, А.Я. Еврейская духовная культура в Беларуси: историко-литературный очерк. — Минск: Мастацкая лiтаратура, 1995. — С. 10. — 142, (2) с., (12) л. ил. с. — ISBN 985-02-0135-5.
- ↑ Лавринович, Д. С. Деятельность общероссийских либеральных партий на территории Беларуси (1905-1918 гг.). — Могилёв: МГУ имени А. А. Кулешова, 2015. — С. с. 99. — 328 с. с.
- ↑ ЕВРЕИ МИНСКА В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ . studylib.ru. Дата обращения: 5 мая 2020.
- ↑ Архiвы Беларускай Народнай Рэспублiкi / Рэдактар: Шупа Сяргей, уклад.. — Кн. 1. — Вільня - Нью-Ёрк - Менск - Прага: Беларускі Інстытут Навукі й Мастацтва, Таварыства Беларускага Пісьменства, Наша Ніва, 1998. — С. 58. — ISBN 9986-9219-2-9.
- ↑ Pawet: Герасимова И. Идея еврейской автономии и БНР . pawet.net. Дата обращения: 5 мая 2020.
- ↑ Иоффе Э.Г. Страницы истории евреев Беларуси: краткий научно-популярный очерк. — АРТИ-ФЕКС, 1996. — С. 76. — 294 с. — ISBN 985-6119-04-9.
- ↑ לבוחרי תל-אביב (иврит) // דאר היום. — 1928. — 28 דצמבר. — С. 4.