Хуна (Новое мышление)

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Хуна — созданная Максом Фридомом Лонгом[вд] в 1936 году система «практической магии». По словам создателя, в ней воспроизведена практика гавайских шаманов (кахунов[вд]). Является частью движения Новое мышление.

История

М. Ф. Лонг прибыл на Гавайи в 1917 году для работы в качестве школьного учителя, где его интерес привлекли фольклор и местные религиозные верования, особенно сказания о кахунах. На острове Оаху он становится учеником Уильяма Бригема[вд] — этнографа, смотрителя Музея Бишоп в Гонолулу.

В 1931 году М. Ф. Лонг покидает Гавайи, будучи убеждённым, что он никогда не сможет познать тайну кахунов. Но в 1934 году он проснулся с «откровением», что секреты были закодированы в самом гавайском языке, должны существовать «названия частей этого магического искусства»[1]. Своё исследование он называет «Хуна» (от гавайского — «секрет», «тайное») и в 1936 году издаёт первую работу, посвящённую своему открытию. В 1945 году М. Ф. Лонг основал Общество по исследованию Хуна (англ. Huna Research Inc)[2].

Принципы и верования

В основе учения Макса Фридома Лонга стоит принцип трёх «Я»: высшее, низшее и среднее, заимствованные по его словам из верований кахунов — unihipili — низшее «я» (чувствующее); uhane — среднее «я» (рациональное, мыслящее); aumakua — высшее «я» (духовное, связанное с божественным)[3] .

Лонг полагал, что обнаружил древние «Истины», пришедшие на Гавайские острова из Древней Индии и Древнего Египта, так, например, он писал, что духовные адепты пришли на Гавайи из Египта, передав часть своих верований жрецам Индии[4].

а также изложил семь принципов учения:

  1. IKE — мир таков, что ты о нём мыслишь (The world is what you think it is).
  2. KALA — нет никаких пределов (There are no limits).
  3. MAKIA — энергия устремляется вслед за вниманием (Energy flows where attention goes).
  4. MANAVA — сейчас и есть Момент Силы (Now is the moment of power).
  5. ALOHA — любить — значит быть счастливыми вместе (To love is to be happy with (someone or something)).
  6. MANA — вся сила идет изнутри (All power comes from within).
  7. . PONO — эффективность — вот мерило истинности (Effectiveness is the measure of truth)[5].

Связь с гавайскими верованиями

Реконструкция гавайских традиций представляет собой определённые сложности, поскольку после свержения королевы Лилиуокалани культура коренных гавайцев на протяжении не одного десятилетия находилась под угрозой исчезновения. Так, с 1896 по 1986 годы гавайский язык был запрещён и заменён английским. Жителям островов предписывалось принять христианство и взять английские имена. Связь с традицией поддерживалась в тот период благодаря пиджину[6]. Как результат, многие сведения были утрачены до того, как возродился интерес к древней культуре[7].

Сейчас известно, что в традиционном гавайском обществе официальное жречество носило название «кахуна пуле»[8]. Кахуна нуи — это верховный жрец, правая рука вождя[9]. Среди жрецов существовала иерархия, в которой две верхние ступеньки занимали служители богов Ку и Лоно. Самый низший ранг имели кахуны, занимавшиеся чёрной магией. В то же время искусный в своём деле специалист тоже назывался кахуной: считалось, что высокому мастерству способствуют не только приобретённые навыки, но также искусство магии. Согласно гавайскому эпосу «Кумулипо», все кахуны имеют общего предка — это Лихау-ула, сын Кахико-луа-меа, первопредка гавайцев[7].

В то же время коренной житель Гавайских островов, учёный Чарльз Кенн, признанный эксперт по гавайской истории и традиций, пишет: «Хотя исследование Хуна и является интересным… оно никогда не было гавайским[10].».

Гавайский автор Пали Джо Ли, исследователь Епископского Музея, которая долгое занималась изучением явления Хуна, отмечает, что беседуя с гавайскими старейшинами, все они отмечали, что Хуна к их верованиям не имеет отношение. Также Ли цитирует Теодора Келси, который в 1936 году пишет письмо Лонгу, где критикует его за неправильное использование терминов «unihipili» и «aumakua»[11].

В соответствии с общепринятым словарём Pukui and Elbert Hawaiian dictionary, «unihipili» — являются духами умерших, «uhane» — это душа, дух или призрак, а «aumakua» — семейные или личные боги, обожествлённых предков, которые могли принять форму животных (Ср.: Культ предков). Ку, Лоно и Кане — имена различных гавайских богов[12][13].

Примечания

  1. Вебстер Р. Маятник для начинающих. ФАИР-ПРЕСС, 2007
  2. Huna Research, Inc.
  3. L.M. Freedom. The Secret Science Behind Miracles. Wildside Press 1954 стр. 14-15 (на англ.)
  4. Там же стр.125-126
  5. Serge Kahili King. Huna: Ancient Hawaiian Secrets for Modern Living
  6. Загуменникова Д. Н., Ласица Л. А. Элементы гавайского креольского английского в речи персонажей мультипликационного фильма «Lilo and Stitch» // Исследования молодых учёных: материалы XXVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2021 г.) : сборник. — Казань: Молодой учёный, 2021. — С. 61. — ISBN 978-5-6047275-4-6.
  7. 7,0 7,1 Беликов В. И. Предисловие // Халеоле С., Сказание о Лаиэ-и-ка-ваи. — М.: Наука, 1987. — С. 3—20. — 206 с.
  8. Латушко Ю. В. Табу // Ойкумена. Регионоведческие исследования. — Владивосток: ВГУЭС, 2009. — № 2 (9). — С. 33. — ISBN 1998-6785.
  9. Латушко Ю. В. Поземельные отношения в гавайском обществе в процессе аккультурации // Россия и АТР. — Владивосток: ИИАЭ ДВО РАН, 2003. — № 3 (41). — С. 117. — ISBN 1026-8804.
  10. Lee, Pali Jae (1999). Ho`opono. Honolulu: Night Rainbow Publishing. стр. 56 (на англ.)
  11. Там же стр.56
  12. Pukui, Mary Kawena; Samuel H. Elbert (1986). Hawaiian Dictionary. Honolulu: University of Hawaii Press
  13. Mo’o and Lolo’s Hawaiian dictionary on-line (недоступная ссылка). Дата обращения: 25 декабря 2010. Архивировано 11 июля 2011 года.

Литература

  • Вигель С. Гавайские знахари: Секреты исцеления = Das Handbuch der Kahuna-Medizin. Heilkunde und Naturheilmittel aus Hawaii / Пер. с нем. В. В. Фаддева. — СПб.: Комплект, 1997. — 224 с. — (Целительные силы). — ISBN 5-7837-0058-4.
  • Кинг С. К. Городской шаман = Urban Shaman / Пер. с англ. С. Чурюмова. — М.: София, 2013. — 320 с. — ISBN 978-5-399-00493-8.
  • Лонг М. Ф. Магия чудес: Тайное знание древних кахунов = The secret science behind miracles / Пер. с англ. С. Е. Быстрова. — К.: Ника-Центр, 1998. — 496 с. — 5,000 экз. — ISBN 966-521-075-0.
  • Chai M. R. Huna, Max Freedom Long, and the Idealization of William Brigham (англ.) // The Hawaiian Journal of History : journal. — Honolulu: Hawaiian Historical Society, 2011. — Vol. 45. — P. 101—121.