Христос перед народом (гравюра Рембрандта)
Рембрандт | |
Христос перед народом (VIII состояние). 1655 | |
Christus aan het volk getoond: liggende plaat | |
офорт. 36 × 45,5 см | |
Рейксмузеум, Амстердам |
«Христос перед народом» (англ. B76 Christ presented to the people: the oblong plate [‘Ecce homo’] 1655) — один из самых знаменитых офортов Рембрандта, имеет восемь состояний. Подписаны и датированы только седьмое и восьмое (справа под окном видна подпись Rembrandt f. 1655), следовательно, остальные Рембрандт считал промежуточными.
Образцом для Рембрандта был офорт Луки Лейденского «Ecce Homo» 1510 года, имевшийся среди других в коллекции художника.
Это последний офорт Рембрандта, посвящённый Страстям Христовым, хотя офорты он будет создавать ещё в течение 10 лет.
Описание
На офорте изображено событие, описанное в Евангелии от Матфея, глава 27. Прокуратор Иудеи Понтий Пилат представляет народу Иисуса Христа:
15 На праздник же Пасхи правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели.
16 Был тогда у них известный узник, называемый Варавва;
17 итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом?
18 ибо знал, что предали Его из зависти. <…>
21 Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву.
22 Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят.
23 Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят.
24 Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы.
Площадь перед зданием заполнена народом Иерусалима, требующего распять Христа (исследователи отмечают сходство здания на офорте с Амстердамской Ратушей). В центре Понтий Пилат в тюрбане, стоящий на платформе в окружении солдат, указывает рукой на расположенного недалеко Иисуса. Между ними видно свирепое лицо Вараввы. Слева стоит мальчик с кувшином и тазом, для того чтобы Пилат смог вскоре в буквальном смысле «умыть руки».
I—III состояния
В первых трёх состояниях композиция Рембрандтом была, в основном, завершена. Однако в правой части здания практически нет штриховки. В основном, использована техника «сухой иглы». Размеры всех трёх состояний идентичны.
IV—V состояния
Пластина, используемая для первых трёх состояний, была уменьшена путём срезания сверху полосы шириной около 25 мм. Причина заключалась в том, что у Рембрандта был определённый запас «японской бумаги», размеры которой были меньше размеров пластины. Кроме того, в правой части здания появились новые штриховки, обозначающие тень.
VI состояние
Пластина была практически изношена, с V состояния был сделан, по крайней мере, 71 отпечаток. Рембрандт взял новую пластину и подверг офорт революционным изменениям. Он удалил народ перед платформой, тем самым ещё больше сфокусировав внимание зрителя на события на платформе. Состояние редчайшее — известно только два отпечатка.
VII состояние
На пустом пространстве после удаления людей с переднего плана появилось два арочных проёма. Между ними Рембрандт поместил фигуру то ли речного, то ли морского бога. Многочисленные комментаторы на протяжении столетий так и не дали удовлетворительного объяснения появлению этой фигуры. В офорте в различных местах появилась дополнительная штриховка. Впервые состояние подписано автором.
VIII (последнее) состояние
Рембрандт отказался от непонятной фигуры бога, скрыв её глубокой тенью. Офорт завершён.
Галерея
-
III состояние
-
V состояние
-
VI состояние
-
VII состояние
См. также
Литература
- The Complete Etchings of Rembrandt Reproduced in Original Size, Gary Schwartz (editor). New York: Dover. 1994.
- Офорт на сайте Рейксмузеума
- E. Hinterding, G. Luijten and M. Royalton-Kisch. Rembrandt the printmaker. London, The British Museum Press in association with the Rijksmuseum, Amsterdam. 2000.
- C. White. Rembrandt as an etcher: a stud, 2nd edition. New Haven and London, Yale University Press. 1999.