Хрис
Хрис | |
---|---|
др.-греч. Χρύσης | |
Мифология | древнегреческая |
Пол | мужской |
Занятие | жрец Аполлона |
Отец | Ардис[эспер.] |
Мать | - |
Брат | Брис |
Дети | Хрисеида |
Первое упоминание | «Илиада» Гомера |
Хрис или Хриз (др.-греч. Χρύσης, букв. — «золотой») — персонаж древнегреческой мифологии, жрец храма Аполлона Сминфейского, царь Хрисы. Впервые упомянут в I песне «Илиады» Гомера. По пути в Трою греки разграбили один из городов Троады. Среди пленниц оказалась и дочь Хриса, которая стала наложницей Агамемнона. Отец пришёл к кораблям ахейцев с просьбой выкупить дочь, на что получил отказ. Тогда безутешный Хрис взмолился Аполлону, чтобы тот покарал греков. Бог внял мольбам своего жреца и наслал на войско моровую язву. Дальнейшее развитие сюжета «Илиады» во многом обусловлено эпизодом с Хрисом и его дочерью.
Мифы
В древнегреческих мифах Хрис был эпонимом и царём[1] города Хриса на юго-западе Фригии или на Лемносе[2]. В городе располагался храм Аполлона Сминфейского, жрецом которого был Хрис[к 1][5]. Имя Хриса, в буквальном переводе «золотого», созвучно с эпитетами Аполлона — «лучезарного», «сияющего», златоволосого и сребро- или златолукого божества[6]. Брат Хриса Брис также являлся жрецом Аполлона в городе Педас в Троаде. Информация об их отце Ардисе[эспер.] крайне скудна. Согласно древнегреческим мифам он основал несколько городов в Троаде[7][8].
Впервые Хрис упоминается в первой песне «Илиады» Гомера. Во время похода к Трое греки захватили в Фивах Гипоплакийских в плен дочь Хриса Хрисеиду. По одной из версий «Хрисеида» обозначает «дочь Хриса» или «девушка из Хрисы», а настоящее её имя было Астиномия. Хрис пришёл к кораблям ахейцев с просьбой выкупить дочь из плена, на что Агамемнон ответил отказом: «Деве свободы не дам я; она обветшает в неволе»[9]. Тогда убитый горем отец взмолился Аполлону покарать греков. Молитва Хриса является типичным примером античного обращения к божеству. Аполлон назван своим ритуальным прозвищем «Сминфей» с дополнением эпитета «сребролукий», после чего он обязан явиться к молящемуся. Затем подчёркивается мощь бога для того, чтобы тот не смог сослаться на невозможность выполнить просьбу. После Хрис упоминает оказанные богу почести, которые наложили на того обязательства оплатить услугой на услугу. В конце следует собственно просьба покарать греков[10].
Бог внял мольбам своего жреца и наслал на войско моровую язву, которую он прекратил также по просьбе Хриса, когда Агамемнон был вынужден вернуть ему дочь. Девушку отвёз к отцу Одиссей[11][4][12]. С поездкой Одиссея к Хрису и обратно, которая заняла 12 дней, связана одна из особенностей сюжетной линии «Илиады». Фетида исполняет просьбу своего сына Ахилла отправиться к Зевсу только через двенадцать дней, так как богов нет на Олимпе. Такая мотивировка понадобилась Гомеру, чтобы событие произошло после возвращения Одиссея от Хриса[13].
Историки находят определённый параллелизм между сюжетными линиями в I и XXIV песнях «Илиады», связанными с просьбами Хриса к Агамемнону и Приама к Ахиллу[14][15]:
Сцена | I песня | XXIV песня |
---|---|---|
а | Хрис приходит к Агамемнону с выкупом, чтобы вернуть свою дочь | Приам приходит к Ахиллу с выкупом, чтобы вернуть тело сына Гектора |
б | Агамемнон не принимает выкупа и не возвращает Хрису дочь | Ахилл принимает выкуп и возвращает Приаму тело сына |
в | Спор между Ахиллом и Агамемноном | Беседа Ахилла и Приама |
г | Ахилл и Брисеида (похищение Брисеиды) | Ахилл и Брисеида (Ахилл проводит ночь с возвращённой Брисеидой) |
д | Хрисеиду везут в свой город (радость Хриса) | Приам относит тело сына в свой город (плач троянцев) |
е | Прекращение массовой гибели и похорон ахейцев. Ритуал. Пир | Погребение и оплакивание Гектора. Ритуал. Пир |
В данном случае Приам и Хрис выступают просителями, которые приходят с выкупом, чтобы вернуть своих детей. В первом случае Агамемнон прогнал просящего, чем вызывает божественный гнев. В противовес истории с Хрисом Ахилл принимает просящего, выполняет его просьбу, что приводит к божественному примирению[14][15]. В VII веке до н. э. была создана эпическая поэма «Киприи», в которой были изложены предшествующие описанным в «Илиаде» события Троянской войны. «Киприи» заканчивались распределением военной добычи греками, в ходе которой Агамемнон получил Хрисеиду[16].
Домой Хрисеида вернулась беременной от Агамемнона. Отцу она рассказала, что зачала ребёнка от Аполлона. По другой версии, через некоторое время Хрис отправил дочь обратно к Агамемнону, от которого у неё и родился сын. Ребёнка в честь деда назвали Хрисом. Впоследствии, когда к Хрису прибыли Орест и Ифигения, тот хотел их выдать преследовавшему царю тавров Фоанту. Тогда Хрисеида рассказала отцу, что его внук является сыном Агамемнона, а Орест с Ифигенией соответственно брат и сестра Хриса-младшего. Только тогда Хрис-старший помог им спастись[8][4].
Согласно одной из поздних версий мифа Хрис приютил на некоторое время беглого троянского царевича Гелена[8].
В изобразительном искусстве и литературе
К мифологическим сюжетам о Хрисе неоднократно обращались художники. Из античных изображений сохранился кратер с краснофигурной вазописью, фреска из Помпей[17]. Среди произведений Нового времени можно выделить гравюру Александра Поупа[англ.], бюст французского скульптора Мишеля-Анжа Слодца и картины Джакопо Кальви[англ.] «Хрис безуспешно добивается возвращения Хрисеиды перед шатром Агамемнона», Бенджамина Уэста «Возвращение Хрисеиды», Клода Лоррена «Одиссей возвращает Хрисеиду отцу», которая экспонируется в Лувре.
-
Фреска из Помпей
-
Гравюра к «Илиаде» Александра Поупа[англ.]
-
Бюст Хриса Мишеля-Анжа Слодца
-
«Хрис безуспешно добивается возвращения Хрисеиды перед шатром Агамемнона» Джакопо Кальви[англ.]
-
«Одиссей возвращает Хрисеиду отцу» Клода Лоррена
Историю о Хрисе приводит Платон в «Государстве» в качестве примера подражания в поэтическом искусстве. Согласно Платону, Гомер в «Илиаде» заставляет слушателя вообразить, что речь Хриса говорит не сказитель, а сам старик-жрец[18][8]. Мифологический сюжет о Хрисе получил литературную обработку в несохранившихся до наших дней одноимённых трагедиях Софокла и Марка Пакувия[17][8][4], а также поэме в ямбических стихах Гелиодора[19].
Примечания
- Комментарии
- Источники
- ↑ История греческой литературы, 1946, с. 128.
- ↑ Клейн, 1998, с. 226.
- ↑ Страбон, 1994, XIII, I, 48, с. 604.
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 Ярхо, 1980.
- ↑ Псевдо-Гигин, 2000, 106.
- ↑ Фрейденберг, 1932, с. 106—107.
- ↑ Tümpel, 1895.
- ↑ 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 Robert, 1899.
- ↑ Гомер. Песнь первая // Илиада = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича. Строка 29
- ↑ Тронский, 1988, с. 33.
- ↑ Гомер. Песнь первая // Илиада = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича. Строки 9—43; 430—457
- ↑ Клейн, 1998, с. 224, 227.
- ↑ История греческой литературы, 1946, с. 98—99.
- ↑ 14,0 14,1 Гордезиани, 1978, с. 66—68.
- ↑ 15,0 15,1 Клейн, 1998, с. 219—220.
- ↑ Тронский, 1988, с. 71.
- ↑ 17,0 17,1 Sybel, 1884—1890.
- ↑ Платон, 2007, Государство III, 392 e — 393 b, с. 188—189.
- ↑ Симеон Метафраст, 2014, 95, 9, с. 103.
Литература
Источники
- Псевдо-Гигин. Мифы / Перевод с латинского, комментарий Д. О. Торшилова под общей редакцией А. А. Тахо-Годи. — СПб.: Алетейя, 2000. — 360 с. — (Античная библиотека). — ISBN 5-89329-198-0.
- Гомер. Илиада / пер. Н. И. Гнедича. Изд. подг. А. И. Зайцев. — Л.: Наука, 1990.
- Платон. Часть 2 // Сочинения в четырёх томах / Под общей редакцией А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. — Т. 3. — 731 с. — ISBN 78-5-288-04370-3.
- Хроника Симеона Магистра и Логофета / Перевод со среднегреческого А. Ю. Виноградова, вступительная статья и ком м ентари и П. В. Куяенкова. — М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2014. — 264 с. — (Византия и ее окружение. Источники. Том I.). — ISBN 978-5-91244-135-6.
- Страбон. География в 17 книгах / Перевод, статья и комментарии Г. А. Стратановского под общей редакцией проф. С. Л. Утченко.. — М.: Ладомир, 1994.
Исследования
- Гордезиани Р. В. Проблемы гомеровского эпоса. — Тбилиси: Издательство Тбилисского университета, 1978.
- История греческой литературы / Под редакцией С. И. Соболевского, Б. В. Горнунга, З. Г. Гринберга, Ф. А. Петровского, С. И. Радцига. — М. — Л.: Издательство АН СССР, 1946. — Т. I. Эпос, лирика, драма классического периода.
- Клейн Л. С. Анатомия «Илиады». — СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1998. — 560 с. — ISBN 5-288-01823-5.
- Тронский И. М. История античной литературы: Учебник для университетов и педагогических институтов. — 5-е издание. — М.: Высшая школа, 1988. — 464 с. — ISBN 5-06-001251-4.
- Фрейденберг О. М. Сюжет Тристана и Исольды в мифологемах эгейского отрезка Средиземноморья // Труды Института языка и мышления АН СССР. II: Тристан и Исольда : от героини любви феодальной Европы до богини матриархальной Афревразии: коллективный труд Сектора семантики мифа и фольклора / под ред. акад. Н. Я. Марра. — Л.: АН СССР, 1932. — С. 91—114.
- Ярхо В. Н. Хрис // Мифы народов мира / Главн. ред. С. А. Токарев. — М.: Советская энциклопедия, 1980. — С. 1060.
- Robert C. Chryses 1 // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft : [нем.] / Georg Wissowa. — Stuttgart : J. B. Metzler’sche Verlagsbuchhandlung, 1899. — Bd. III, Zweite Hälfte (III, 2). — Kol. 2496—2498.
- Sybel H. v. Chryses 3, 4 // Ausführliches Lexikon der griechischen und römischen Mythologie : [нем.] / Roscher Wilhelm Heinrich. — Leipzig : Druck und Verlag von B. G. Teubner, 1884—1890. — Bd. I. — Kol. 902.
- Tümpel K.[нем.]. Ardys 1 // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft : [нем.] / Georg Wissowa. — Stuttgart : J. B. Metzler’sche Verlagsbuchhandlung, 1895. — Bd. II, Erste Hälfte (II, ). — Kol. 617.