Хрис

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Хрис
др.-греч. Χρύσης
Хрис умоляет Агамемнона отдать ему дочь. Краснофигурная вазопись на кратере 360—350 годов до н. э. Лувр, ПарижХрис умоляет Агамемнона отдать ему дочь. Краснофигурная вазопись на кратере 360—350 годов до н. э. Лувр, Париж
Мифология древнегреческая
Пол мужской
Занятие жрец Аполлона
Отец Ардис[эспер.]
Мать -
Брат Брис
Дети Хрисеида
Первое упоминание «Илиада» Гомера

Хрис или Хриз (др.-греч. Χρύσης, букв. — «золотой») — персонаж древнегреческой мифологии, жрец храма Аполлона Сминфейского, царь Хрисы. Впервые упомянут в I песне «Илиады» Гомера. По пути в Трою греки разграбили один из городов Троады. Среди пленниц оказалась и дочь Хриса, которая стала наложницей Агамемнона. Отец пришёл к кораблям ахейцев с просьбой выкупить дочь, на что получил отказ. Тогда безутешный Хрис взмолился Аполлону, чтобы тот покарал греков. Бог внял мольбам своего жреца и наслал на войско моровую язву. Дальнейшее развитие сюжета «Илиады» во многом обусловлено эпизодом с Хрисом и его дочерью.

Мифы

В древнегреческих мифах Хрис был эпонимом и царём[1] города Хриса на юго-западе Фригии или на Лемносе[2]. В городе располагался храм Аполлона Сминфейского, жрецом которого был Хрис[к 1][5]. Имя Хриса, в буквальном переводе «золотого», созвучно с эпитетами Аполлона — «лучезарного», «сияющего», златоволосого и сребро- или златолукого божества[6]. Брат Хриса Брис также являлся жрецом Аполлона в городе Педас в Троаде. Информация об их отце Ардисе[эспер.] крайне скудна. Согласно древнегреческим мифам он основал несколько городов в Троаде[7][8].

Впервые Хрис упоминается в первой песне «Илиады» Гомера. Во время похода к Трое греки захватили в Фивах Гипоплакийских в плен дочь Хриса Хрисеиду. По одной из версий «Хрисеида» обозначает «дочь Хриса» или «девушка из Хрисы», а настоящее её имя было Астиномия. Хрис пришёл к кораблям ахейцев с просьбой выкупить дочь из плена, на что Агамемнон ответил отказом: «Деве свободы не дам я; она обветшает в неволе»[9]. Тогда убитый горем отец взмолился Аполлону покарать греков. Молитва Хриса является типичным примером античного обращения к божеству. Аполлон назван своим ритуальным прозвищем «Сминфей» с дополнением эпитета «сребролукий», после чего он обязан явиться к молящемуся. Затем подчёркивается мощь бога для того, чтобы тот не смог сослаться на невозможность выполнить просьбу. После Хрис упоминает оказанные богу почести, которые наложили на того обязательства оплатить услугой на услугу. В конце следует собственно просьба покарать греков[10].

Бог внял мольбам своего жреца и наслал на войско моровую язву, которую он прекратил также по просьбе Хриса, когда Агамемнон был вынужден вернуть ему дочь. Девушку отвёз к отцу Одиссей[11][4][12]. С поездкой Одиссея к Хрису и обратно, которая заняла 12 дней, связана одна из особенностей сюжетной линии «Илиады». Фетида исполняет просьбу своего сына Ахилла отправиться к Зевсу только через двенадцать дней, так как богов нет на Олимпе. Такая мотивировка понадобилась Гомеру, чтобы событие произошло после возвращения Одиссея от Хриса[13].

Историки находят определённый параллелизм между сюжетными линиями в I и XXIV песнях «Илиады», связанными с просьбами Хриса к Агамемнону и Приама к Ахиллу[14][15]:

Сцена I песня XXIV песня
а Хрис приходит к Агамемнону с выкупом, чтобы вернуть свою дочь Приам приходит к Ахиллу с выкупом, чтобы вернуть тело сына Гектора
б Агамемнон не принимает выкупа и не возвращает Хрису дочь Ахилл принимает выкуп и возвращает Приаму тело сына
в Спор между Ахиллом и Агамемноном Беседа Ахилла и Приама
г Ахилл и Брисеида (похищение Брисеиды) Ахилл и Брисеида (Ахилл проводит ночь с возвращённой Брисеидой)
д Хрисеиду везут в свой город (радость Хриса) Приам относит тело сына в свой город (плач троянцев)
е Прекращение массовой гибели и похорон ахейцев. Ритуал. Пир Погребение и оплакивание Гектора. Ритуал. Пир

В данном случае Приам и Хрис выступают просителями, которые приходят с выкупом, чтобы вернуть своих детей. В первом случае Агамемнон прогнал просящего, чем вызывает божественный гнев. В противовес истории с Хрисом Ахилл принимает просящего, выполняет его просьбу, что приводит к божественному примирению[14][15]. В VII веке до н. э. была создана эпическая поэма «Киприи», в которой были изложены предшествующие описанным в «Илиаде» события Троянской войны. «Киприи» заканчивались распределением военной добычи греками, в ходе которой Агамемнон получил Хрисеиду[16].

Домой Хрисеида вернулась беременной от Агамемнона. Отцу она рассказала, что зачала ребёнка от Аполлона. По другой версии, через некоторое время Хрис отправил дочь обратно к Агамемнону, от которого у неё и родился сын. Ребёнка в честь деда назвали Хрисом. Впоследствии, когда к Хрису прибыли Орест и Ифигения, тот хотел их выдать преследовавшему царю тавров Фоанту. Тогда Хрисеида рассказала отцу, что его внук является сыном Агамемнона, а Орест с Ифигенией соответственно брат и сестра Хриса-младшего. Только тогда Хрис-старший помог им спастись[8][4].

Согласно одной из поздних версий мифа Хрис приютил на некоторое время беглого троянского царевича Гелена[8].

В изобразительном искусстве и литературе

К мифологическим сюжетам о Хрисе неоднократно обращались художники. Из античных изображений сохранился кратер с краснофигурной вазописью, фреска из Помпей[17]. Среди произведений Нового времени можно выделить гравюру Александра Поупа[англ.], бюст французского скульптора Мишеля-Анжа Слодца и картины Джакопо Кальви[англ.] «Хрис безуспешно добивается возвращения Хрисеиды перед шатром Агамемнона», Бенджамина Уэста «Возвращение Хрисеиды», Клода Лоррена «Одиссей возвращает Хрисеиду отцу», которая экспонируется в Лувре.

Историю о Хрисе приводит Платон в «Государстве» в качестве примера подражания в поэтическом искусстве. Согласно Платону, Гомер в «Илиаде» заставляет слушателя вообразить, что речь Хриса говорит не сказитель, а сам старик-жрец[18][8]. Мифологический сюжет о Хрисе получил литературную обработку в несохранившихся до наших дней одноимённых трагедиях Софокла и Марка Пакувия[17][8][4], а также поэме в ямбических стихах Гелиодора[19].

Примечания

Комментарии
  1. В историческое время в городе находилось святилище Аполлона Сминфейского со статуей работы Скопаса[3][4]
Источники
  1. История греческой литературы, 1946, с. 128.
  2. Клейн, 1998, с. 226.
  3. Страбон, 1994, XIII, I, 48, с. 604.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 Ярхо, 1980.
  5. Псевдо-Гигин, 2000, 106.
  6. Фрейденберг, 1932, с. 106—107.
  7. Tümpel, 1895.
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 Robert, 1899.
  9. Гомер. Песнь первая // Илиада = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича. Строка 29
  10. Тронский, 1988, с. 33.
  11. Гомер. Песнь первая // Илиада = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича. Строки 9—43; 430—457
  12. Клейн, 1998, с. 224, 227.
  13. История греческой литературы, 1946, с. 98—99.
  14. 14,0 14,1 Гордезиани, 1978, с. 66—68.
  15. 15,0 15,1 Клейн, 1998, с. 219—220.
  16. Тронский, 1988, с. 71.
  17. 17,0 17,1 Sybel, 1884—1890.
  18. Платон, 2007, Государство III, 392 e — 393 b, с. 188—189.
  19. Симеон Метафраст, 2014, 95, 9, с. 103.

Литература

Источники

  • Псевдо-Гигин. Мифы / Перевод с латинского, комментарий Д. О. Торшилова под общей редакцией А. А. Тахо-Годи. — СПб.: Алетейя, 2000. — 360 с. — (Античная библиотека). — ISBN 5-89329-198-0.
  • Гомер. Илиада / пер. Н. И. Гнедича. Изд. подг. А. И. Зайцев. — Л.: Наука, 1990.
  • Платон. Часть 2 // Сочинения в четырёх томах / Под общей редакцией А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. — Т. 3. — 731 с. — ISBN 78-5-288-04370-3.
  • Хроника Симеона Магистра и Логофета / Перевод со среднегреческого А. Ю. Виноградова, вступительная статья и ком м ентари и П. В. Куяенкова. — М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2014. — 264 с. — (Византия и ее окружение. Источники. Том I.). — ISBN 978-5-91244-135-6.
  • Страбон. География в 17 книгах / Перевод, статья и комментарии Г. А. Стратановского под общей редакцией проф. С. Л. Утченко.. — М.: Ладомир, 1994.

Исследования