Хошады

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Село
Хошады
тадж. Ҳушодӣ
Область Хатлонская
Район Шахритусский
Джамоат Джура-Назаров
История и география

Хошады[1][2][3][4] (тадж. Ҳушодӣ) — село на юго-западе Таджикистана, у таджикско-афганской и таджикско-узбекской[англ.] границ, на правом берегу реки Кафирниган, притока Амударьи, к востоку от хребта Койкитау (южное окончание хребта Туюнтау[себ.])[2], в 13 км к северу от Айваджа и в 22 км к югу от Шахритуса. Административно относится к джамоату Джура-Назаров[тадж.] Шахритусского района Хатлонской области.

Транспорт

Близ села находится одноимённая железнодорожная станция (соседние станции — Айвадж и Шахритус)[2][3][4]. В 1970-х годах была построена дорога нормальной колеи от Термеза (Узбекистан) через нижние долины Кафирнигана и Вахша в Яванскую долину (Термез — Шахритус (Шаартуз) — Бохтар (Курган-Тюбе) — Яван)[5]. Дорога огибает с юга хребет Койкитау (южное окончание хребта Туюнтау[себ.])[2]. По железной дороге вывозилась продукция одного из крупнейших предприятий Таджикистана по производству азотных удобрений «Азот» (бывший Вахшский азотно-туковый завод), расположенного в городе Левакант и построенного в 1967 году. В период суверенитета начал фукционировать цех восстановления платформ на станции Хошады[6]. По дороге осуществлялся экспорт хлопка, а также импорт строительных материалов и продуктов питания в Хатлонскую область. В 2011 году был закрыт узбекский участок дороги Галаба — Амузанг, а затем демонтирован. После этого Туркмения начала строительство железной дороги Туркмения — Афганистан — Таджикистан, чтобы избежать транспортной зависимости от Узбекистана[7]. В феврале 2018 года Узбекистан восстановил участок Галаба — Амузанг. 7 марта открыт железнодорожный пункт пропуска через государственную границу «Амузанг»[8].

Примечания

  1. Лист карты J-42.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Лист карты J-42-В.
  3. 3,0 3,1 Лист карты J-42-XXVII. Масштаб: 1 : 200 000. Указать дату выпуска/состояния местности.
  4. 4,0 4,1 Лист карты J-42-101 Шаартуз. Масштаб: 1 : 100 000. Состояние местности на 1975 год. Издание 1980 г.
  5. В. М. Вольпе, В. С. Клупт. Лекции по экономической географии СССР. Ч. 1: Общая экономико-географическая характеристика страны / М-во высш. и сред. спец. образования СССР. Ленингр. фин.-экон. ин-т им. Н. А. Вознесенского. Кафедра экон. географии. — 2-е изд., перераб. и доп. — Ленинград: Изд-во Ленингр. ун-та, 1969. — 258 с.
  6. Хотамов Н. Б. Социально-экономические преобразования Республики Таджикистан в период суверенитета (1991-2006 гг.). — Душанбе, 2008. — С. 126. — 268 с.
  7. Таджикская железная дорога ждёт ответа узбекской стороны. Радио «Свобода» (26 июля 2016). Дата обращения: 11 октября 2022.
  8. На границе Таджикистана и Узбекистана открылся КПП «Амузанг». Спутник (9 марта 2018). Дата обращения: 11 октября 2022.