Холокост во Франции

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Холокост во Франции (фр. Shoah en France) — преследование и уничтожение евреев на территории Франции в период немецкой оккупации во время Второй мировой войны, часть общей политики нацистов и их союзников по уничтожению евреев.

Евреи в довоенной Франции

Перед войной во Франции проживало около 240 тысяч евреев — граждан Франции. Кроме того, во Францию бежало множество немецких, австрийских, польских и чехословацких евреев. Общее количество евреев во Франции накануне оккупации составило около 350 тысяч[1].

Разгром и оккупация Франции Германией

Немецкие войска 10 мая 1940 года начали наступление на Францию, объявившую войну Германии ещё 3 сентября 1939 года, в связи с её нападением на Польшу. В результате стремительного наступления немецких войск, использующих тактику молниеносной войны — блицкрига, союзнические войска были наголову разгромлены, и 22 июня Франция вынуждена была подписать перемирие. К этому времени бо́льшая часть её территории была оккупирована, а от армии практически ничего не осталось.

В июле 1940 года в Виши собралось Национальное собрание, постановившее передать диктаторскую власть маршалу Анри Филиппу Петену; это ознаменовало конец Третьей республики. Правительство Петена и в дальнейшем пребывало в Виши, в то время как северная часть Франции с Парижем была оккупирована немецкими войсками. В ноябре 1942 года немцы оккупировали всю Францию.

Преследования

«Въезд евреев в оккупированную зону Франции воспрещается». Знак на демаркационной линии между оккупированной и «свободной» зонами Франции
Выпуск парижской газеты Le Matin от 19 октября 1940 года с объявлением о принятии «Декрета о евреях»[fr]
Антисемитская карикатура периода немецкой оккупации Франции
Арест евреев во Франции, август 1941

После оккупации Франции 27 сентября 1940 года было опубликовано постановление оккупационных властей о проведении переписи еврейского населения. Всего было зарегистрировано 287 962 еврея, из которых 60 % находились на оккупированной территории и 40 % под юрисдикцией коллаборационистского режима маршала Петэна.

Режим Виши 2 октября 1940 года принял первый «Декрет о евреях»[fr] (фр. Statut de juifs), ограничивающий их передвижение, доступ в общественные места и профессиональную деятельность. В июне 1941 был принят второй декрет, ещё более ухудшивший положение евреев[2]. Власти Виши активно преследовали иностранных евреев, но выступали против депортации французских граждан[3].

Выявлением евреев и выдачей их нацистам добровольно и активно занимались многие французы[4].

29 марта 1941 года был создан «Генеральный комиссариат по еврейским вопросам» (фр. Commissariat général aux questions juives)[5] под руководством Ксавье Валла[en], который занимался передачей еврейской собственности на оккупированной территории в руки нацистов. С 6 мая 1942 года комиссариат возглавил Луис Даркье де Пеллепуа[en], который занялся той же деятельностью в «свободной зоне»[2].

29 мая 1942 года в оккупированной зоне немцы издали приказ, обязывающий всех евреев старше 6 лет носить жёлтую звезду[6].

С 16 по 17 июля 1942 года в Париже и его предместьях были арестованы более 13 000 евреев, более трети из которых составляли дети. Их поместили в «зимний велодром» «Вель д’Ив». После пяти дней содержания на велодроме узники были доставлены в лагеря «Дранси», «Бон-ла-Роланд» и «Питивье», а затем — в немецкие лагеря смерти, в основном в Освенцим. Массовые облавы на евреев, в том числе на территории «свободной зоны» юга Франции, продолжались в течение всего 1942 года.

Немцы при содействии французских коллаборационистов продолжали депортацию евреев в лагеря смерти вплоть до освобождения Франции союзниками в июне–августе 1944 года. Последние эшелоны с евреями ушли в лагеря смерти в августе 1944 года.

Сопротивление

В начале 1942 года Довид Кнут и Авраам Полонский со своими жёнами Ариадной Скрябиной и Эжени Полонской создали в Тулузе подпольную организацию, которую вначале назвали Bnei David ("потомки Давид"а), но в июне 1944 года переименовали в Organisation Juive de CombatЕврейская армия», сокращённо OJC или ЕА)[7]. Ариадна Скрябина, взявшая себе подпольную кличку Регина, придумала особую церемонию принесения присяги при вступлении в организацию. За четыре года существования ЕА такую присягу принесли 1952 человека, среди которых было много евреев из России[8].

Первые акции ЕА были довольно простыми и безобидными. Целый год члены ЕА приносили интернированным еврейским беженцам из Германии продукты. Беженцы содержались в очень тяжёлых условиях, в лагере Ресебеду, рядом с Тулузой, приходилось подкупать часовых. В дальнейшем организация провела около 2000 боевых операций, в том числе 750 диверсий на железной дороге и 32 взрыва на военных заводах. Ариадна Скрябина погибла 22 июля 1944 года, попав в засаду.

Среди шести основателей движения «Либерасьон-Сюд»[en] трое были евреями, организацией «Фран-тирёр» (Вольный стрелок) командовали Jean-Pierre Lévy (résistant)[fr], Жозеф Эпштейн[en] («полковник Жиль») и З. Готесман («капитан Филипп»)[9]. Одним из руководителей Сопротивления в Лионе был известный историк и капитан французской армии Марк Блок. Он был арестован гестапо и казнён после пыток 16 июня 1944 года[10].

Помощь и спасение евреев

Вначале французские евреи полагали, что репрессии затронут только беженцев и не коснутся граждан Франции. Те, кто придерживался противоположной точки зрения, уже в конце июня 1940 года создали организацию «Амело» для помощи евреям. В оккупированной немцами зоне евреи к концу 1940 года поняли, что необходимо объединение усилий и в январе 1941 года был создан Координационный комитет благотворительных обществ Парижского района, объединивший деятельность как эмигрантов, так и французских евреев. Комитет, имея поддержку от французского Сопротивления, общественных деятелей, католической церкви и т. д., помогал евреям скрываться от депортаций и переправлял их за границу. На юге Франции в зоне, управляемой режимом Виши, беженцы и местные евреи так и не объединили усилий[2]. Спасением еврейских детей занималась «Организация помощи детям»[fr] (OSE)[11].

В коммуне Шамбон-сюр-Линьон местные жители под руководством пастора Андрэ Трокме  (англ.) спасли от 3 до 5 тысяч евреев, которых прятали по всей округе и переправляли в Швейцарию[12]. Израильский Институт Катастрофы и героизма Яд ва-Шем за спасение евреев в годы Холокоста присвоил 4206 французам почётное звание «праведник мира».

Статистика жертв

Точное количество погибших в ходе Холокоста евреев Франции не установлено. По разным данным цифры колеблются от 75 721 до 120 тысяч человек. Наименьшая цифра не учитывает евреев, арестованных и депортированных как участников движения Сопротивления и евреев погибших не в самой Франции, а лишь депортированных в лагеря смерти. По результатам исследований французские евреи и иностранцы пострадали примерно в равной степени[2].

Память о Холокосте

13 июля 1990 года парламент Франции принял так называемый Закон Гейссо[en], который запрещает публичные расистские, антисемитские и ксенофобские высказывания, а также дискриминацию по принадлежности к этнической группе, нации, расе или религии. Закон также запрещает отрицать Холокост и выводы Международного военного трибунала в Нюрнберге, а также выражать сомнения в существовании лагерей смерти и газовых камер, в которых нацисты осуществляли массовые убийства. На основе Закона Гейссо было вынесено несколько обвинительных приговоров французским отрицателям Холокоста, наиболее известными из осуждённых за отрицание Холокоста во Франции являются Робер Фориссон и Роже Гароди[13].

Французский историк Жан-Пьер Минодьер пишет, что наиболее ужасным в осознании Холокоста французами является факт предательства идеалов равенства и братства: выдача на расправу граждан Франции, части французского народа по расовым основаниям — государственная измена Франции, всей французской истории и народа[14].

Отражение в культуре

На тему Холокоста во Франции снято множество фильмов, в частности «Облава», «До свидания, дети», «Дом Нины» и другие.

Примечания

  1. France (англ.). Holocaust Encyclopedia. United States Holocaust Memorial Museum. Дата обращения: 27 октября 2011. Архивировано 2 сентября 2012 года.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 Франция. Мировая война и катастрофа — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  3. Этингер Я. Я. Еврейское сопротивление в годы Холокоста. Часть третья: Западная Европа // Международная еврейская газета. — М.. — Вып. 14-15. Архивировано 18 июня 2018 года.
  4. Юрий Пивоваров. Дозреть до правды Архивная копия от 27 марта 2013 на Wayback Machine
  5. Le point sur... La 2eme Guerre mondiale (фр.) (недоступная ссылка). charles-de-gaulle.org. Дата обращения: 29 октября 2011. Архивировано 21 марта 2017 года.
  6. Bernhard Blumenkranz. Histoire des juifs en France. — Privat, 1972. — P. 397-398. — 478 p. — (Collection Franco-judaïca).
  7. Хазан В. И. Моим дыханьем мир мой жив (К реконструкции биографии Ариадны Скрябиной) // Особенный еврейско-русский воздух: к проблематике и поэтике русско-еврейского литературного диалога в XX веке. — Иерусалим; М: Гешарим: Мосты культуры, 2001. — С. 257. — 430 с. — (Прошлый век). — ISBN 5-93273-065-X.
  8. Лазарис В. Три женщины. — Тель-Авив: Ладо, 2000. — С. 312-313. — 622 с.
  9. Сопротивление антинацистское — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  10. Гуревич А. Марк Блок и «Апология истории». РГГУ. Дата обращения: 2 апреля 2011. Архивировано 1 сентября 2011 года.
  11. Brooks C. France (англ.). Visual History Archive. USC Shoah Foundation Institute. Дата обращения: 2 апреля 2011. Архивировано 19 июля 2010 года.
  12. Памятник жителям деревни Ле Шамбон-сюр-Линьон (Le Chambon-sur-Lignon) (недоступная ссылка). Истории спасения. Яд Вашем. Дата обращения: 26 июня 2012. Архивировано 1 сентября 2012 года.
  13. Russell L. Weaver. Free Speech and Holocaust Denial (англ.). The Berkeley Electronic Press (2008). Дата обращения: 23 августа 2012. Архивировано 30 декабря 2015 года.
  14. Жан-Пьер Минодьер. Две правды о последней мировой войне // Поворотные моменты истории Эстонии. . Дополнительные материалы для учителя : Сборник. — Таллин: Арго, 2008. — С. 73. — ISBN 978-9949-438-29-7. Архивировано 4 марта 2016 года.

Литература

  • Susan S. Zukotti. Survivivng the Holocaust. Situacion in France (англ.) // Michael Berenbaum, Abraham J. Peck The Holocaust and history: the known, the unknown, the disputed and the re-examined. — Indiana University Press, 2002. — P. 492-509. — ISBN 9780253215291.
  • André Kaspi. Les juifs pendant l'occupation. — Paris: Points Seuil, 1997. — 442 p. — (Points: Histoire). — ISBN 9782020312103.
  • Michaël R. Marrus, Robert O.Paxton, Vichy et les juifs, Calmann-Lévy, éditions Le Livre de Poche, Paris, 1981.
  • Serge Klarsfeld. Vichy-Auschwitz, la «solution finale» de la question juive en France, Fayard, Paris, 3e édition, 2001.
  • Adler Jacques. The Jews of Paris and the Final Solution: Communal Response and Internal Conflicts, 1940–1944. New York: Oxford University Press, 1987.

Ссылки