Холл, Грэнвилл Стэнли
Гренвилл Стэнли Холл | |
---|---|
Дата рождения | 1 февраля 1844 |
Дата смерти | 24 апреля 1924 (80 лет) |
Научная сфера | психология |
Учёная степень | доктор философии (PhD) по психологии |
Научный руководитель | У. Джемс |
Гренвилл Стэнли Холл (1 февраля 1844 — 24 апреля 1924) — пионер американской психологической науки и педагог. Его интересы сосредоточены на развитии детей (педологии)[1] и эволюционной теории. Холл был первым президентом Американской психологической ассоциации и первым президентом Университета Кларка. Наряду с Уильямом Джеймсом Холл единственный становился президентом Американской психологической ассоциации дважды (повторно в 1924 году).
Биография
Родился в Ашфилде, штат Массачусетс. В 1867 году окончил Колледж Уильямса, затем обучался в объединённой теологической семинарии. Вдохновлённый работой Principles of Physiological Psychology Вильгельма Вундта, он получил степень доктора психологии под руководством Уильяма Джеймса в Гарвардском университете, после чего несколько лет работал в лаборатории Вундта в Лейпциге. В Лейпциге Холл продуктивно занимался проблемами общей психологии, исследуя проприорецепцию - открытую И. М. Сеченовым роль мышечной чувствительности в восприятии пространства, хотя получивший за исследования проприорецепции Нобелевскую премию Шеррингтон ссылался, в основном, только на работы И. М. Сеченова. Холл известен как основоположник педологии, в его понимании опиравшейся на эволюционную психологию в духе Дарвина и Сеченова, а не на евгенику. Холл также был основателем первых журналов, посвященных проблемам возрастной психологии. С 1891 году под его редакцией стал издаваться журнал «Педагогический семинар и журнал генетической психологии», а с 1910 года - «Журнал педагогической психологии».
Он начал свою карьеру учителем английского языка в колледже Antioch, в Йеллоу-Спрингсе, Огайо. В 1882 году (до 1888) он был назначен профессором психологии и педагогики Университета Джонса Хопкинса и создал то, что считается первой американской лабораторией психологии.[2] Там Холл страстно возражал против того, чтобы в средней школе уделялось особое внимания преподаванию традиционных предметов, например, латыни, математики, науки и истории , заявив, что школы должны уделять больше внимания воспитанию подростков, чем подготовке студентов к колледжу.
Холл пришёл к выводу, что в основе психического развития ребёнка лежит биогенетический закон. Холл распространил действие биогенетического закона с развития эмбриона на психику человека, доказывая, что развитие психики ребёнка кратко повторяет все стадии филогенетического развития психики вида Homo Sapiens. Теория рекапитуляции Холла утверждает, что последовательность и содержание этих этапов заданы генетически, потому ни уклониться, ни миновать какую-то стадию своего развития ребёнок не может.[3]
В 1887 году он основал American Journal of Psychology и в 1892 году был назначен первым президентом Американской психологической ассоциации.[2] В 1889 г. он был назван первым президентом Университета Кларка, этот пост он занимал до 1920 года. В 1909 году по приглашению Холла Зигмунд Фрейд и Карл Юнг посетили США и выступили с лекциями. В этой поездке Фрейда сопровождали также Э. Джонс и Ш. Ференци. Фрейду и Юнгу была присуждена степень почетного доктора (Doctor honoris causa) Университета Кларка.[4] Все 31 год, пока он был президентом, Холл оставался активным интеллектуально. Он сыграл важную роль в развитии педагогической психологии, а также попытался определить воздействие образования на подростков.
Холл остался в истории психологии как человек, который внес большой вклад в развитие психологической науки и прикладной психологии. Под его руководством степень доктора психологии получили многие известные психологи, а также в 1920 году Фрэнсис Сесил Самнер[англ.] — первый афроамериканец, получивший Ph.D. по психологии[5].
Литературная деятельность
Сделав важный вклад в учебную литературу, а также являясь ведущим авторитетом в этой области, он основал и был редактором «American Journal of Psychology », а также редактировал «Pedagogical Seminary» (после 1892 г.), «American Journal of Religious Psychology and Education» (после 1904) и «Journal of Race Development» (после 1910). Некоторые из его книг:
- «Aspects of German Culture» (1881)
- «Hints toward a Select and Descriptive Bibliography of Education» (1886), с John M. Mansfield
- «The Contents of Children's Minds on Entering School» (1894)
- «Adolescence» (два тома, 1904)
- «Youth: Its Education, Regimen, and Hygiene» (1906)
- «Educational Problems» (два тома, 1911)
Примечания
- ↑ Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. 5-е изд. — СПб.: Питер, 2010. — С. 11.
- ↑ 2,0 2,1 A Brief Biographical Sketch of G. Stanley Hall
- ↑ [Марцинковская Т. История психологии. 4-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2004 - 544 с. //Глава 8 РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ ПСИХОЛОГИИ. Психология развития.]
- ↑ Jung and Freud
- ↑ Benjamin, Ludy. A Brief History of Modern Psychology (неопр.). — Massachusetts: Blackwell Publishing, 2007. — С. 63—68. — ISBN 9781405132053.
Литература
- Холл С. История одной кучи песку // Холл С. Очерки по изучению ребенка. - Б. м.: Пучина, 1925. С. 125–141.
- Работы G. Stanley Hall в проекте «Гутенберг»
- Biography and bibliography в Виртуальной лаборатории Института истории науки[нем.] Общества Макса Планка
- Родившиеся 1 февраля
- Родившиеся в 1844 году
- Умершие 24 апреля
- Умершие в 1924 году
- Персоналии по алфавиту
- Учёные по алфавиту
- Доктора философии по психологии
- Психологи США
- Президенты Американской психологической ассоциации
- Члены Национальной академии наук США
- Преподаватели Университета Кларка
- Преподаватели Антиохийского колледжа
- Выпускники школы Уиллистон Нортгемптон
- Выпускники Колледжа Уильямса