Холлендер, Виктор

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Виктор Холлендер
Основная информация
Полное имя нем. Viktor Hollaender
Дата рождения 20 апреля 1866(1866-04-20)
Место рождения Леобшютц, Силезия, королевство Пруссия
Дата смерти 24 октября 1940(1940-10-24) (74 года)
Место смерти Голливуд
Страна  Германская империя
Профессии исполнитель, дирижёр, композитор
Годы активности 1886—1940

Виктор Холлендер (нем. Viktor Hollaender; 20 апреля 1866, Леобшютц, Силезия, королевство Пруссия[1] — 24 октября 1940, Голливуд, Калифорния) — немецкий пианист, дирижёр и композитор еврейского происхождения. Брат композитора Густава Холлендера и писателя Феликса Холлендера, отец композитора Фридриха Холлендера.

Биография

Изучал музыку в Новой Академии музыки (основанной Теодором Куллаком) в Берлине. Обучался по классу фортепиано у Франца Куллака. Брал уроки композиции у Отто Нейцеля и Альберта Беккера. Холлендер начинает активную музыкальную карьеру. С 1886 года он работал театральным и концертным дирижёром, в Гамбурге (театр Карла Шульце), Будапеште, Мариенбаде и Берлине. Затем, в 1890 году, работал в Новом немецком театре в Милуоки. После этого работал в Берлине (Театр Вальнер) и в Чикаго; затем была продолжительная работа в Лондоне, сначала в «Опера-Комик (Лондон)[англ.]», а после в 1896 году, в цирке «Барнум и Бейли». Здесь Холлендер был музыкальным руководителем, а его жена Роза Перл была певицей в цирковом ревю.

В 1899 году семья вернулась в Берлин. Здесь в 1896 г. у них родился сын Фридрих. В Берлине Холлендер преподавал в консерватории Штерна. В качестве музыкального руководителя и композитора работает в одном из первых немецких литературно-художественных кабаре «Убербреттль[нем.]», основанном в 1901 году Эрнстом фон Вольцогеном. В 1901 году Холлендер начинает также сотрудничать и с «Метрополитен Театр (Берлин-Митте)[нем.]». Около десяти лет Холлендер работает в жанре оперетты и пишет так называемые ежегодные ревю. Его сочинения для танцевальных ревю и композиции для кабаре становились заметным общественным событием в Берлине. Некоторые композиции Холлендера исполнялись такими певцами, как Фрици Массари и Генри Бендер[нем.].

В России имя композитора Виктора Холлендера стало известно, в первую очередь, в связи с популярной композицией «Качели», которую режиссёр А. А. Брянский увидел в ревю «Auf in’s Metropol!»[2], которое показывалось в 1905 году в берлинском театре-варьете «Винтергартен[нем.]» и использовал для вставного номера в своей постановке оперетты «Веселая вдова» Франца Легара в петербургском театре «Буфф» в октябре 1906 года[3]. Ноты и грампластинки с записью этой композиции в исполнении популярного русского опереточного певца М. И. Вавича пользовались большим успехом и издавались в Российской империи крупными тиражами.[4][5]

В годы Первой мировой войны Виктор Холлендер продолжает создавать музыку к опереттам. В 1920-х годах Холлендер работал в основном театральным режиссёром. В 1934 году, после усиления антисемитской политики в нацистской Германии, Холлендер вынужден эмигрировать, вслед за своим сыном Фридрихом он уезжает в Голливуд.

Творчество

Виктор Холлендер сочинил свою первую оперетту ещё во время обучения. Впоследствии он создавал музыку к разнообразным танцевальным ревю, номерам для кабаре, музыку к фильмам и к песням.

Наряду с Паулем Линке и Вальтером Колло[нем.], Холлендер был одним из самых популярных композиторов легкой музыки имперской эпохи.

Для некоторых произведений Виктор Холлендер использовал псевдоним — «Arricha del Tolveno».

Автор балета «Сумурун», оперетты «Марокканский бей» (1894), «Господа от Максима» («Максимисты») (1905), «Феликс» (1907) и ряда других произведений.

Примечания

  1. Ныне — город в Глубчицком повяте, Опольское воеводство Польши.
  2. Notenmuseum.
  3. Театр "Буфф" // Театр и искусство : журнал. — 1906. — № 40. — С. 608.
  4. Владимирская А. Р. Франц Легар. — 2-е изд., испр.. — М.: Лань. Планета музыки, 2009. — 224 с. — ISBN 978-5-8114-0878-8.
  5. Уварова Е. Д. Как развлекались в российских столицах. — Алетейя, 2004. — С. 110. — 278 с.

Литература