Перейти к содержанию

Ходжи Муин Шукруллаев

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Ходжи Муин Шукруллаев
узб. Hoji Muin Shukrulloyev
Имя при рождении Муин Шукруллаев
Дата рождения 19 марта 1883(1883-03-19)
Место рождения Самарканд, Зеравшанский округ, Туркестанское генерал-губернаторство, Российская империя
Дата смерти 22 июля 1942(1942-07-22) (59 лет)
Место смерти Соликамск, Пермская область, РСФСР, СССР
Гражданство Российская империя Российская империя
 СССР

Ходжи Муин Шукруллаев (18831942) — известный тюркский[1] просветитель, один из идеологов джадидизма, издатель и просветитель, поэт, драматург, журналист.

Биография

Ранние годы

Муин Шукруллаев родился 19 марта 1883 года в махалле Рухабад, в историческом центре города Самарканд, рядом с мавзолеями Рухабад и Гур-Эмир. Отец Муина — Шукрулло являлся купцом и религиозным человеком. В 1890 году умерла мать 7-летнего Муина. Спустя пять лет, в 1895 году в 32-летнем возрасте умер отец юного, 12-летнего Муина. В дальнейшем он воспитывался своим дедушкой — Мирсаидом Шарифзода, который тогда являлся имамом мечети Рухабад. Родной дом, где жили Муин и его дедушка находился в непосредственном соседстве с мечетью Рухабад. В настоящее время этот дом и мечеть сохранились. У входа в дом установлен бюст Ходжи Муина Шукруллаева. Религиозное исламское образование юный Муин получил у своего дедушки, а также в медресе Рухабад, которое находится в соседстве с одноимённой мечетью. После окончания учёбы владел таджикским, узбекским, персидским, арабским языками, и позднее освоил русский, турецкий и азербайджанский языки.

В 1900 году 17-летний Муин познакомился с известным самаркандским просветителем и джадидистом — Саидахмадом Васли Самарканди, который повлиял на дальнейшие взгляды Муина. Он с Саидахмадом Васли дополнительно изучал арабский язык, ознакомился с поэзией и литературой, которые вызвали у него большой интерес. Саидахмад Васли познакомил Муина с видными интеллектуалами, просветителями и джадидистами Самарканда и остальной части Средней Азии.

Начало просветительской деятельности

В 1901 году совершил хадж в Мекку (тогда центр вилайета Хиджаз Османской империи), и получил титул «Ходжи». Во время паломничества в Мекку, проезжал через территорию Ирана, посетил ряд старинных городов. После возвращения из паломничества, в том же 1901 году под наставничеством Саидахмада Васли начал преподавать в медресе Рухабад и открыл при своем доме небольшую школу. Набравшись опыта в преподавательской деятельности, в 1903 году под влиянием Саидахмада Васли и Абдукадыра Шакури, 20-летний Муин на собственные средства открыл новометодную школу в махалле Ходжа Нисбатдор — в паре километров к востоку от своего дома. Новометодные школы в те времена открывались просветителями-энтузиастами и джадидистами Средней Азии, где преподавались исключительно светские науки и предметы. Новометодные школы считались серьезными конкурентами традиционных медресе, в которых уклон был на религиозное обучение, хотя обучали и светским предметам. Вплоть до 1916 года Ходжи Муин преподавал в своей новометодной школе.

В 1903 году во время очередных посиделок, которая состоялась в доме Саидахмада Васли, Ходжи Муин познакомился с Мухмудходжой Бехбуди. Знакомство с Бехбуди положило начало новой эпохе в жизни Ходжи Муина. Они стали тесно сотрудничать между собой, и Ходжи Муина особенно заинтересовали книги Бехбуди.

1908 году Ходжи Муин подготовил и издал учебник для новометодных школ «Рахнамои савод» («Путиводитель знанию»). В 1913—1916 годах Ходжи Муин совместно с Махмудходжой Бехбуди организовали и издавали газету «Самарканд», а также журнал «Ойна» («Зеркало»). В формировании мировоззрения Ходжи Муина свою роль сыграл основоположник движения джадидизма Исмаил Гаспринский. Ходжи Муин был автором более 100 публикаций, которые вышли как на узбекском, так и на таджикском языках. Он идентифицировал себя как «тюрк Туркестана».[1]

Дом Ходжи Муина в Самарканде в наше время

Ходжи Муин как и другие джадиды выступал за развитие национального искусства и литературы, равноправие женщин, реорганизацию деятельности духовенства, преподавание в школах на национальном языке. Он боролся за введения в мусульманских школах нового метода обучения, ряда светских предметов. Ходжи Муин создал ряд пьес, таких как «Туй» («Свадьба»), «Мазлума хотин»(«Порабощённая женщина»), «Эски мактаб, янги мактаб»(«Старая школа, новая школа») которые были поставлены в ряде театров в 1916 году. Его произведение «Мазлума хотин» в 1916 году было переведено на русский язык В. Л. Вяткиным и поставлено в театре.

В течение 1917—1922 годов Ходжи Муин работал редактором газет «Мехнаткашлар уки» («Стрела трудящихся»), а потом «Мехнаткашлар товуши» («Голос трудящийся»). Затем был ответственным секретарем газеты «Зарафшон». В 1932 году работал переводчиком в издательстве «Узбекистан», а с 1933 года и до его ареста в 1938 году, работал в газете «Кизил юлдуз».

В 1929 году, в ходе массовых репрессий интеллигенции 1920-х годов, Ходжи Муин был арестован по надуманным обвинениям наряду со своими некоторыми соратниками, и до 1932 года находился в заключении. После освобождения продолжил свою деятельность. В январе 1938 года, в ходе так называемого «Большого террора», Ходжи Муин снова был арестован по надуманным обвинениям и приговорён к десяти годам лишения свободы. Для отбывания наказания был сослан в Сибирь, в лагерь ГУЛАГа для политзаключенных. Умер от болезни и голода 22 июля 1942 года в соликамском лагере ГУЛАГа, в 59-летнем возрасте. Был посмертно реабилитирован в 1956 году, после знаменитого доклада «О культе личности и его последствиях», который был зачитан Никитой Хрущёвым.

См. также

Примечания

  1. Перейти обратно: 1,0 1,1 Хожи Муин, «Бухоро инкилоби тарихи» // Хожи Муин, Танлаган асарлар. Тулдирилган 2-нашри. Тупловчи ва нашрга тайерловчилар: Б.Дусткораев, Н.Намозова. Тошкент: Маънавият, 2010, с.66,86

Литература

  • Р. Муқимов. Ҳожи Муин ким эди?// Мулоқот. 1994. 5-6-сон.
  • С. Янги гап. // Туркистон, 1923, 7-февраль.
  • Ҳожи Муин. Марҳум Беҳбудий ва рафиқларининг шаҳид бўлғонлиқлари ва алар томонидан ёзилган васиятнома. // Меҳнаткашлар товуши. 1921, 28 март.
  • Ҳожи Муин. Инқилоб. 1922, 1-сон.
  • Маҳмудхўжа Беҳбудий. Танланган асарлар. Тошкент.: Маънавият, 1997, 211-6.
  • Маҳмудхўжа Беҳбудий. Қасди сафар. // Ойна. 1914, 34-сон.
  • Ингеборг Баддауф. XX аср ўзбек адабиётига чизгилар. Тошкент: Маънавият, 2001, 44-6.
  • Ҳожи Муин. Англашилмаслиқ ёки "Таёқ"нинг таъсири. // Зарафшон, 1923, 18-февраль.
  • Хожи Муин, «Бухоро инкилоби тарихи» // Хожи Муин, Танлаган асарлар. Тулдирилган 2-нашри. Тупловчи ва нашрга тайерловчилар: Б. Дусткораев, Н. Намозова. Тошкент: Маънавият, 2010