Хивус-10

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис

Катер на воздушной подушке «Хивус-10» — десятиместная амфибия, предназначенная для круглогодичной эксплуатации в качестве разъездного, пассажирского, спасательного, туристского, медицинского, грузового и патрульного судна на внутренних водных путях и в морских районах. Производится нижегородской судостроительной компанией «Аэроход»[1].

Экспедиция на Таймыре на 2 судах воздушной подушке Хивус-10 в апреле 2013 года
СВП Хивус-10 на нижегородском причале компании Логопром
Путешествие на СВП Хивус-10 по реке Котуй в Красноярском крае

Описание катера

Корпус и рубка. Корпус и рубка катера на воздушной подушке изготавливаются из алюминиево-магниевого сплава. Основной метод соединений конструкций — клёпка. Корпус катера разделён двумя переборками на 3 отсека: носовой отсек, отсек салона и отсек моторного отделения.

Ограждение воздушной подушки. Ограждение воздушной подушки состоит из трёх надувных скегов (бортовых и диаметрального), носового и кормового гибкого ограждения. Каждый скег имеет двухъярусную конструкцию. Бортовые скеги верхнего яруса имеют 5 отсеков, диаметральный скег верхнего яруса — один. Скеги нижнего яруса — односекционные. Материал ограждения — пятислойная ткань на основе ПВХ с добавкой полиуретана и армированная полиэстером. Для защиты от повреждений наружные борта верхних ярусов скегов защищены двумя слоями ткани: капроновой и ПВХ-тканью; нижние ярусы скегов оклеены полиуретановой плёнкой.

Двигатель. Предусмотрена установка следующих двигателей: бензинового ЗМЗ-409 мощностью 143 л. с., дизельного IVECO S30ENTC29 мощностью 198 л. с., бензинового Toyota 2TR мощностью 166 л. с., дизельного Cummins ISF2.8 мощностью 150 л. с.

Воздушный винт. Для увеличения КПД винта и повышения безопасности маршевый малошумный винт установлен в кольцевой насадке. Лопасти винта и насадка изготавливаются из стеклопластика. Поверхностный слой лопастей винта армирован материалом, предотвращающим абразивный износ. Входящая часть кольцевой насадки закрыта защитной сеткой. Привод винта осуществляется через зубчатый ремень.

Нагнетательные вентиляторы. На катере установлены два осевых вентилятора. Лопасти вентилятора изготавливаются из стеклопластика. Передача вращения от карданного вала двигателя к редуктору вентилятора осуществляется зубчатым ремнём и карданным валом.

Система управления. Управление по курсу осуществляется тремя воздушными рулями с приводом от штурвала и изменением давления в камерах воздушной подушки с приводом от педалей.

Обитаемость. Просторный салон катера имеет следующие размеры: длина — 3,50 м, ширина — 1,85 м, высота — 1,29 м. Остекление всего периметра рубки и зеркала заднего вида обеспечивают круговой обзор. В носу, по левому борту устанавливается регулируемое кресло водителя, а по правому борту — кресло пассажира. За креслами, вдоль бортов устанавливаются два четырёхместных дивана-рундука или четыре откидные двухместные банки (скамейки). Вставленные между рундуками спинки диванов образуют дополнительное спальное место. Салон отделывается винилискожей. Возможна установка складного столика.

Салон обогревается двумя автобусными отопителями, обеспечивающими комфортную температуру в самые сильные морозы. В подволоке салона установлены два люка.

Комплектация. На катере установлены пост управления с панелью приборов, тумблерами системы управления, аккумулятор ёмкостью 75 а/часов, три стеклоочистителя, навигационно-отличительные огни, две фары-искатели, две противотуманные фары, два светильника освещения салона, прикуриватель-розетка 12 В, носовой релинг, 4 швартовные утки, два топливных бака, звуковой сигнал, электрическая система подкачки нижних ярусов скегов, поручни на крыше рубки. Катер может быть укомплектован якорем с якорным концом, швартовами, такелажной балкой со стропами, спасательными жилетами, радиостанцией, стереомагнитолой, отопителем для предпускового подогрева двигателя и отопления салона при неработающем двигателе, электролебёдкой, трейлером, кондиционером, холодильником, системой спутниковой навигации и т. д.

Технические характеристики

Масса полезной нагрузки 900 кг
Пассажировместимость 10 чел. (включая капитана)
Длина габаритная на воздушной подушке (транспортировочная) 8,25 (7,8) м
Ширина габаритная (транспортировочная) 3,08 (2,5) м
Высота габаритная (транспортировочная) 2,65 (2,2) м
Двигатель, тип топлива, мощность
— бензиновый двигатель ЗМЗ-409 143 л. с.
— бензиновый двигатель Toyota 2TR 166 л. с.
— дизельный двигатель IVECO S30ENTC29 198 л. с.
— дизельный двигатель Cummins ISF 2.8 150 л. с.
Скорость хода по воде 50 км/час
Скорость хода по снегу 70 км/час
Угол преодолеваемого подъёма
Клиренс 0,5 м
Высота преодолеваемого препятствия 0,4 м
Расход топлива 25-30 л/час
Ёмкость топливных баков 120 л
Дальность хода до 250 км (с доп. баками до 400 км)
Движительный комплекс 6-лопастный винт в кольцевой насадке
Ограждение воздушной подушки надувные скеги, носовая и кормовая юбка
Минимальная эксплуатационная температура -35 °C
Допустимая скорость ветра 15 м/с
Водоизмещение полное, кг 2240—2340
Водоизмещение порожнем, кг 1230—1330
Высота преодолеваемого вертикального уступа, м 0,4
Материал корпуса алюминиевый сплав

Технические особенности катера на воздушной подушке:

— способность двигаться по мелководью, болотам, глубокому снегу, битому льду и преодолевать пологие береговые склоны, промоины и отмели;

— оригинальная схема воздушной подушки (патент РФ N2097231), обеспечивающая высокий уровень безопасности движения за счёт повышенной манёвренности и остойчивости;

— безопасное аварийное торможение на твёрдом грунте;

— не примерзающее ограждение воздушной подушки;

— малошумный винт.

Условия эксплуатации

Катер-амфибия ХИВУС-10 предназначен для круглогодичной эксплуатации в качестве разъездного, пассажирского, спасательного, туристического, медицинского, грузового или патрульного судна.

Район эксплуатации катера — водные бассейны с высотой волны не более 1,2 м, заросшее мелководье, шуга, тундра, без ограничения прочности покрова, снег, торосы; боковой ветер до 15 м/с.

Примечания

Ссылки

В литературе, компьютерных играх и видео

  1. Николай Берг «Ночная смена» — упоминание Хивуса