Хеннер, Евгений Карлович

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Евгений Карлович Хеннер
Место рождения Березники
Научная сфера физика, информатика, информационные технологии, образовательные технологии
Место работы ПГНИУ, ПГПУ
Альма-матер Пермский государственный университет
Учёное звание член-корреспондент РАО
Ученики 14 кандидатов наук, 1 доктор наук
Награды и премии

Евге́ний Ка́рлович Хе́ннер (род. 18 апреля 1946, Березники) — российский учёный-физик, специалист в области информационных технологий в образовании, доктор физико-математических наук, профессор, Член-корреспондент РАО (2008). Заведующий кафедрой дискретной математики и информатики (2002—2008), заведующий кафедрой информационных технологий (2008—2018) механико-математического факультета, проректор по информатизации (2002—2005), проректор по научной работе и инновациям (2005—2012) Пермского университета. Лидер научного направления «Информационные технологии в образовании»[1].

Биография

Брат физика В. К. Хеннера[2]. В 1969 году окончил физический факультет Пермского университета. В 19711972 годах — лаборант кафедры теоретической физики Пермского университета.

В 1972—1985 годах — ассистент, старший преподаватель, доцент кафедры математического анализа Пермского государственного педагогического института. В 1973 году в Казанском университете защитил кандидатскую диссертацию «О нелинейном парамагнитном резонансе».

В 19852002 годах — заведующий кафедрой информатики и вычислительной техники ПГПУ[3]. В 19891997 годах — декан математического факультета, в 1997—2002 годах — декан факультета информатики и экономики ПГПУ (на факультете — руководитель научного направления[4]). В 1991 году защитил докторскую диссертацию «Спиновая динамика в магниторазбавленных твердых телах при низких температурах» в Казанском физико-техническом институте РАН с присвоением степени доктор физико-математических наук.

С 2002 года — член учёного совета, в 2002—2005 — проректор по информатизации, в 2005—2012 годах — проректор по научной работе и инновациям Пермского университета. В 2002—2008 годах — заведующий кафедрой дискретной математики и информатики механико-математического факультета, в 2008—2018 годах — заведующий кафедрой информационных технологий ПГНИУ[5].

С 1996 года — действительный член Академии информатизации образования (Россия), с 1998 года — действительный член Международной академии информатизации. 23 декабря 2008 года избран членом-корреспондентом Российской академии образования по Отделению общего образования[6].

Научная деятельность

Ранние исследования Е. К. Хеннера посвящены созданию статистической теории магнитного резонанса и установлению равновесия в твёрдых парамагнетиках с низкой концентрацией магнитных центров. Создана последовательная статическая теория спиновой динамики, разработаны новые методы исследования. Ряд работ был опубликован в ведущих российских и зарубежных научных журналах.

С середины 1990-х годов основные научные интересы Е. К. Хеннера переносятся в сферу методики образования. Под его руководством создана научная школа по использованию информационных технологий в образовании, участники которой работают как в Пермском крае, так и в других регионах. Полученные им и его учениками фундаментальные и прикладные результаты в области информационно-технологической подготовки педагогических кадров широко известны в стране.[7]

Е. К. Хеннер ведёт значительную работу и как организатор процессов информатизации образования. В 19931997 годах под его руководством был выполнен цикл работ, удостоенный в 1997 году премии Президента РФ. Неоднократно участвовал в решении проблем информатизации образования на федеральном уровне.

В 19941995 и 19992004 годах был членом рабочих групп Министерства образования РФ, разрабатывавших государственный стандарт общего образования по информатике, в 1994 и 1999 годах в рамках учебно-методического совета участвовал в разработке стандарта подготовки учителя информатики. В 1997—1999 годах был членом научно-технического совета по информатизации, а в 20022003 годах — членом Федерального совета по информатизации образования при Минобразования.

Начиная с 1998 года является председателем регионального координационного совета по информатизации образования и науки при Совете ректоров и министерстве образования Пермской области.

В 2006 году руководил подготовкой заявки инновационной образовательной программы Пермского государственного университета на участие в национальном проекте «Образование», победившей на конкурсе, а в последующие два года — директором программы[8].

Участвовал в международном проекте Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании «Повышение квалификации в области использования ИКТ в профессиональной деятельности», а также в проведении учебных семинаров для работников образования Республики Азербайджан (Баку, 2003) и Республики Армения (Ереван, 2004).

С 2002 года — член диссертационного совета по специальности 13.00.02 — Теория и методика обучения (математика, информатика) при Омском государственном педагогическом университете.

Награды и звания

Основные работы

Научные статьи — 110, монографии — 4, учебники и учебные пособия — 20, авторские свидетельства — 4.

Книги
  • Могилев А. В., Пак Н. И., Хеннер Е. К. Информатика. Учебное пособие. Рекомендовано Минобразования РФ. М: Издательский дом «Академия». 8 изданий, 1999—2012 гг. 842 с.
  • Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информационные системы и модели. Учебное пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2005. 303 с.
  • Корниенко С. И., Маланин В. В., Оспенникова Е. В., Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Формирование информационно-коммуникационной компетентности выпускников классического университета. — Пермь: Перм. ун-т, 2007. — 224 с.
  • Лапчик М. П., Хеннер Е. К. и др. Теория и методика обучения информатике. Учебник. Рекомендован УМО педобразования Минобрнауки РФ. М.: Издательский центр «Академия». 2008. 592 с.
  • Лапчик М. П., Рагулина М. И., Хеннер Е. К. Численные методы. Рекомендован УМО педобразования Минобрнаки РФ. М.: Академия-медиа, 2009.
  • Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шестакова Л. В. Информатика и ИКТ. Профильный уровень. Учебник для 11 класса. Рекомендован Минобрнауки РФ. М.: Бином. Лаборатория знаний. 2012. 350 с.
  • Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Учебник для 10 класса. Рекомендован Минобрнауки РФ. М.: Бином. Лаборатория знаний. 2013. 264 с.
  • Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Учебник для 11 класса. Рекомендован Минобрнауки РФ. М.: Бином. Лаборатория знаний. 2013. 224 с.
Статьи
  • Скуратов А. К., Хеннер Е. К., Богданов М. Ю., Бояшова С. А., Ярных В. В., Перевалов В. А., Макаров С. И. Отраслевой центр мониторинга и сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности в системе образования Российской Федерации // Дистанционное и виртуальное обучение. 2008. № 6. С. 54-62.
  • Мелехин В. А., Хеннер Е. К. Структурно-информационная модель научной деятельности классического университета // Университетское управление: практика и анализ. 2008. № 6.
  • Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Система обучения информатике студентов вузов в условиях высокоразвитой информационно-образовательной среды // Педагогическая информатика. 2009. № 1. С. 51-60.
  • Хеннер Е. К. Структурирование и формализация требований к компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности субъектов системы непрерывного образования // Информатизация образования и науки. 2009. № 2. С. 71-85.
  • Хеннер Е. К. Компьютерная грамотность и ИКТ-компетентность участников системы непрерывного образования // Информатика и образование. 2009. № 3. С. 4-9.
  • Гагарина Д. А., Хеннер Е. К. Структура высокоразвитой информационно-образовательной среды инновационного университета // Университетское управление: практика и анализ. 2009. № 3. С. 69-73.
  • Макарихин И. Ю., Хеннер Е. К. Концепция интеллектуальной информационной системы поддержки информационной образовательной среды инновационного университета // Университетское управление: практика и анализ. 2009. № 5. С. 36-40.
  • Русаков С. В., Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Анализ структуры подготовки специалистов по информатике и информационным технологиям в российской системе высшего профессионального образования // Вопросы образования. 2010. № 3. С. 135—151.
  • Кузнецов А. А., Хеннер Е. К., Имакаев В. Р., Новикова О. Н., Чернобай Е. В. Информационно-коммуникационная компетентность современного учителя // Информатика и образование. 2010. № 4. С. 3-11.
  • Кузнецов А. А., Хеннер Е. К., Имакаев В. Р., Новикова О. Н. Проблемы формирования информационно-коммуникационной компетентности учителя российской школы // Образование и наука. 2010. № 7. С. 88-96.
  • Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Школьная информатика на новом этапе // Информатика и образование. 2010. № 10. С. 5-13.
  • Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Профильное обучение в школе как этап подготовки специалистов по информатике и информационным технологиям // Информатизация образования и науки. 2011. № 1. С. 3-14.
  • Русаков С. В., Соловьёва Т. Н., Хеннер Е. К. Концепция интегрированной подготовки ИТ-специалистов: деятельностно-компетентностный подход // Информатизация образования и науки. — 2013. — Вып. 1 (17). — С. 3-15.
  • Хеннер Е., Stallmann M. Подготовка специалистов по ИТ: Россия и США // Открытые системы. — 2013. — № 3. — С. 58-62.
  • Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Современное состояние школьного предмета «Информатика» в России // Комп’ютер у школi та сim’i. — 2014. № 1(113), 2014. — С. 6-14.
  • Khenner E. K., Semakin I. G. School subject Informatics (Computer Science) in Russia: Educational Relevant Areas. ACM Journal «Transactions on Computing Education» (TOCE). Special issue on computing education in K-12 schools from a cross-national perspective. June 2014, Volume 14 Issue 2. 10 pages.

Примечания

  1. Евгений Карлович Хеннер // Направления научной деятельности и научные лидеры. Педагогические науки. Пермский государственный национальный исследовательский университет.
  2. Хеннер Виктор Карлович на сайте ПГНИУ
  3. Кафедра информатики и вычислительной техники // Пермский государственный педагогический университет.
  4. Научные школы. Факультет информатики и экономики // Пермский государственный педагогический университет (недоступная ссылка). Дата обращения: 16 августа 2014. Архивировано 19 августа 2014 года.
  5. Кафедра информационных технологий // Пермский государственный национальный исследовательский университет
  6. Хеннер Евгений Карлович // Члены-корреспонденты Российской академии образования. Архивировано 19 августа 2014 года.
  7. Хеннер Евгений Карлович // Мехмат. Биографический справочник. Пермь: Пермский государственный университет, 2010. 243 с. С. 200.
  8. Хеннер Евгений Карлович // Мехмат. Биографический справочник. Пермь: Пермский государственный университет, 2010. 243 с. С. 201.

Литература

Ссылки