Хеллингер, Марк

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Марк Хеллингер
Mark Hellinger
Имя при рождении Марк Джон Хеллингер
Дата рождения 21 марта 1903(1903-03-21)
Место рождения Нью-Йорк,
США
Дата смерти 21 декабря 1947(1947-12-21) (44 года)
Место смерти Лос-Анджелес,
Калифорния,
США
Профессия Журналист
Сценарист
Кинопродюсер
Карьера 1923-1947
IMDb ID 0375446

Марк Джон Хеллингер (англ. Mark John Hellinger; 21 марта 1903 года — 21 декабря 1947 года) — американский журналист, сценарист и кинопродюсер, известный созданием фильмов нуар социальной направленности в середине 1940-х годов.

Первоначально Хеллингер сделал себе имя как нью-йоркский театральный критик и один из первых известных на всю страну «бродвейских обозревателей»[1]. На протяжении 1920-х годов Хеллингер стал «воплощением энергичного и жёсткого, крепко пьющего журналиста»[1][2], одним из ведущих бродвейских обозревателей, с 1923 года — в газете «Daily News» в Нью-Йорке, а в 1929 году перешёл на работу в «Дейли миррор» Уильяма Хёрста[3].

Перейдя в кинематограф, Хеллингер как сценарист и продюсер принял участие в создании серии значимых фильмов нуар, таких как «Ревущие двадцатые» (1939), «Высокая Сьерра» (1941), «Убийцы» (1946), «Грубая сила» (1947) и «Обнажённый город» (1948)[4].

В 1947 году Хеллингер завоевал Премию Эдгар за лучший фильм за фильм «Убийцы» (1946)[5].

Первые годы жизни

Марк Хеллингер родился 21 марта 1903 года в Нью-Йорке в ортодоксальной еврейской семье Пола и Милли Хеллингер, его отец был успешным адвокатом, занимавшимся недвижимостью[3]. В 15 лет Хеллингер был исключён из школы за организацию забастовки учеников, на этом его формальное образование было завершено[3][6].

В 1921 году Хеллингер начал работать официантом и кассиром в ночном клубе в Гринвич-Виллидж, надеясь познакомиться там с представителями театрального мира. Вскоре сеть универмагов «Лейн Брайант» наняла его для написания почтовой рекламы одежды для полных и беременных женщин[6].

Журналистская карьера

В 1922 году Хеллингер начал журналистскую карьеру в качестве репортёра театрального издания «Zit’s Weekly», где проработал восемнадцать месяцев[6].

В 1923 году Хеллингер перешёл на работу в нью-йоркскую газету «Daily News», где освещал городские новости. В 1925 году ему было поручено вести воскресную колонку «Вокруг города», рассказывающую о новостях и сплетнях из бродвейского театрального мира, однако вместо этого он заполнял колонку короткими рассказами в стиле О.Генри. У колонки Хеллингера появилось много поклонников, и руководство газеты разрешило ему продолжить писать собственные рассказы. Три года спустя он вырос до ежедневной рубрики под названием «За новостями». В ноябре 1929 года Хеллингер перешёл на работу в нью-йоркскую газету «Дейли миррор», где продолжил вести ежедневные и воскресные колонки[6].

Хеллингер стал «поставщиком историй о полусвете Нью-Йорка, которые были наполнены особым жаргоном, отличаясь реальным описанием реальных людей. Многие персонажи Хеллингера были собирательными образами людей, которых он знал по Бродвею»[1]. Как в своих газетных работах, так и в рассказах Хеллингер «обладал даром точно переносить крутой уличный жаргон и эгоистичные настроения небезупречных граждан Нью-Йорка»[2]. Персонажи Хеллингера были «объёмными созданиями из плоти и крови (многие основывались на реальных людях), именно поэтому многие фильмы Хеллингера предваряет оговорка о том, что „изменены только имена“»[2]. К 1937 году колонки Хеллингера перепечатывались уже в 174 газетах в разных городах страны[6].

Хеллингер также начал сочинять скетчи для популярного эстрадного ревю «Безумства Зигфелда», писал пьесы, журнальные статьи и выпустил два сборника рассказов «Луна над Бродвеем» (1931) и «Десять миллионов» (1934)[6]. Реалистический характер историй Хеллингера, а также его опыт работы на Бродвее, естественным образом привёл его в кино[1].

Кинокарьера

Кинокарьера Хеллингера началась с написания «бескомпромиссного сценария» к нуаровому триллеру 1932 года «Ночной суд»[2]. Два года спустя один из его рассказов стал основой для комедии о скачках Фрэнка Капры «Бродвей Билл» (1934)[1][2].

В 1937 году студия «Уорнер бразерс» наняла Хеллингера в качестве штатного сценариста[6]. Рассказ Хеллингера «Мир продолжает вращаться» был переработан в сценарий нуаровой гангстерской драмы «Ревущие двадцатые» (1939), которую поставил Рауль Уолш, а главные роли исполнили Джеймс Кэгни и Хамфри Богарт[1]. Это была «криминальная история, герои которой были основаны на реальных преступниках и их сообщниках в период эпохи сухого закона»[1]. «Вымышленные персонажи этого фильма были мгновенно узнаваемы современниками как реальные личности, живые или мёртвые (часто мёртвые)»[2]. Следующего успеха как сценарист на студии «Уорнер» Хеллингер добился с криминальной комедией «Это всё правда» (1940), вновь с Богартом в главной роли[1].

Студия была настолько довольна кассовыми результатами фильмов, что взяла Хеллингера на работу в качестве ассоциированного продюсера[1]. В этом качестве он участвовал в создании таких нуаровых триллеров Раула Уолша «Они ехали ночью» (1940) и «Высокая Сьерра» (1941), оба — с Богартом и Лупино, а также романтическая комедия (также Уолша) «Яркая блондинка» (1941) с Кэгни и Оливией де Хэвилленд[2][4].

В 1941 году руководитель студии «Двадцатый век Фокс» Дэррил Занук пригласил Хеллингера на свою студию в качестве полноправного продюсера[1]. В этом качестве Хеллингер участвовал в создании сначала романтической музыкальной спортивной комедии «Вставай и сияй» (1941), а затем мелодрамы режиссёра Арчи Майо «Полнолуние» (1942) с Жаном Габеном и Айдой Лупино[2].

Из-за врождённого больного сердца Хеллингеру было неоднократно отказано в приёме на военную службу во время Второй мировой войны, но всё-таки в 1943—1945 годах он некоторое время работал военным корреспондентом на Тихом океане[3][7].

Затем он на несколько лет вернулся на «Уорнер», где его продюсерская работа находились в диапазоне от мистической фэнтези-драмы «Между двух миров» (1944) до фэнтези-комедии Рауля Уолша «Звуки горна в полночь» (1945) и фильма нуар «Две миссис Кэрролл» (1947) с участием Богарта и Барбары Стэнвик[2].

В 1946 году Хеллингер создал собственную независимую продюсерскую компанию и начал сотрудничество со студией «Юнивёрсал», создав три фильма нуар высшего уровня: «Убийцы» (1946), «Грубая сила» (1947) и «Обнажённый город» (1948)[1][2]. Классический фильм нуар Роберта Сиодмака «Убийцы» (1946) с Бертом Ланкастером и Авой Гарднер в главных ролях был номинирован на четыре Оскара, получил Премию Эдгар, а в 2008 году был включён в Национальный реестр фильмов, отобранных для хранения в Библиотеке Конгресса США. Тюремная драма Жюля Дассена «Грубая сила» (1947) со звёздным составом исполнителей во главе с Бертом Ланкастером в новаторском для своего времени не приукрашенном стиле показывала несправедливость и жестокость порядков, царящих в американской тюрьме. «Обнажённый город» был «образцовой полицейской драмой большого города»[1]. Фильм был сделан в уникальном для своего времени полудокументальном стиле, где все события происходили в реальных интерьерах и на реальных улицах Нью-Йорка. Хеллингер выступил в этом фильме не только как продюсер, но и как закадровый рассказчик, который не только комментировал события, но и поэтично выражал свои чувства по отношению к любимому городу. Фильм вышел на экраны через несколько недель после преждевременной смерти Хеллингера. В своей рецензии в «Нью-Йорк таймс» Босли Кроутер назвал фильм «виртуальной колонкой Хеллингера на плёнке» и «его достойным прощанием»[8]. В 1949 году фильм завоевал два Оскара и одну номинацию на Оскар, а также премию БАФТА за лучший фильм. В 2007 году Библиотека Конгресса США включила ленту в Национальный реестр фильмов.

Личная жизнь

В 1926 году Хеллингер был одним из судей конкурса красоты, который спонсировала газета «Дейли мейл», где познакомился с участницей конкурса, актрисой эстрадного ревю «Безумства Зигфелда» Глэдис Глэд, и в 1929 году они поженились. В 1932 году они развелись, но через год они поженились снова в день своей первой свадьбы. Их брак просуществовал вплоть до его смерти[1].

21 декабря 1947 года Хеллингер скоропостижно скончался в возрасте 44 лет от болезни сердца, от которой страдал всю жизнь[1].

Наследие

Театр под названием Голливуд, построенный в 1930 году на Бродвее, был в 1949 году переименован в Театр Марка Хеллингера. В 1989 году он был продан другому владельцу и переименован в Церковь Таймс сквер[1][3].

В 1952 году вышла биография Хеллингера, которую написал Джим Бишоп. В 1951 году писатель, продюсер и режиссёр Ричард Брукс, который был протеже Хеллингера, использовал личность своего наставника как для создания образа главного героя своего романа «Продюсер»[2][3].

Фильмография

Продюсер

Сценарист

  • 1932 — Ночной суд / Night Court (пьеса)
  • 1934 — Бродвей Билл / Broadway Bill (рассказ)
  • 1938 — Прогулка по Бродвею / Walking Down Broadway (рассказ)
  • 1938 — Комета над Бродвеем / Comet Over Broadway
  • 1939 — Ревущие двадцатые / The Roaring Twenties (рассказ)
  • 1944 — Окно в сто фунтов / The Hundred Pound Window (рассказ)
  • 1944 — Устремляясь ввысь / Riding High (рассказ)
  • 19511959 — Театр звёзд Шлица (сериал) / Schlitz Playhouse of Stars
  • 19581963 — Обнажённый город (сериал) / Naked City

Примечания

Ссылки