Хворостинин, Иван Андреевич

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Иван Андреевич Хворостинин
Язык произведений древнерусский
Произведения на сайте Lib.ru

Иван Андреевич Хворостинин (ум. 28 февраля (10 марта) 1625, Сергиев Посад) — русский князь, государственный деятель, писатель, поэт[1]. Родственник А. М. Курбского и С. И. Шаховского[1].

Икона-мощевик из ковчега кн. Ивана Хворостинина (1621 г., Благовещенский собор Московского Кремля).

Биография

Происходил из младшей ветви князей Ярославского дома, преуспевших во время опричнины[1]. В 1605 году находился при дворе Лжедмитрия I, где занимал пост кравчего[2][3]. В 1606 году за близость к самозванцу и «шатость в вере» был сослан в Иосифо-Волоколамский монастырь[4][1]. В 1610 или в начале 1611 года смог вернуться в Москву, где присутствовал при столкновениях патриарха Гермогена с правительством[4][1].

В 1612 году участвовал в освобождении Москвы[1], а в 16131614 годах — в боевых действиях против войск Речи Посполитой и отрядов И. М. Заруцкого[5]. Служил воеводой во Мценске (1613)[1], Новосили (1614)[1], Переяславле-Рязанском (1618—1619)[6][1].

Отрицал воскресение мертвых, необходимость поста и молитвы.

В начале 1623 года был вновь обвинён в ереси и подвергся ссылке в Кирилло-Белозерский монастырь[7][8][1]. В конце того же года раскаялся и получил помилование[1], после чего постригся в монахи Троице-Сергиевого монастыря, где и умер 28 февраля (10 марта1625 года[9][10].

Творчество

Автор сочинения «Словеса дней, и царей, и святителей московских» (около 1619—1624), в котором даны характеристики многих государственных деятелей Смутного времени: Бориса Годунова, Лжедмитрия I, Василия Шуйского, патриарха Гермогена и др. В. О. Ключевский отмечал психологическую убедительность нарисованных Хворостининым портретов (автор «и в Борисе находит доброе, и в противном ему честолюбце Шуйском умеет душою поскорбеть об униженном величии»[11]) и охарактеризовал этот труд как одну из первых в отечественной историографии попыток осмысления исторических процессов начала XVII века[12].

Перу Хворостинина также принадлежит ряд церковно-полемических работ с антиеретической и антикатолической направленностью: стихотворное «Изложение на еретики» и др.

Краткая библиография

Примечания

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 Одесский, 1994, с. 175.
  2. ДСиП, 1888, с. 183.
  3. МиЗ, 1926, с. 72.
  4. 4,0 4,1 ДСиП, 1888, с. 184.
  5. ДСиП, 1888, с. 185—186.
  6. ДСиП, 1888, с. 186.
  7. ДСиП, 1888, с. 188.
  8. МиЗ, 1926, с. 75.
  9. ДСиП, 1888, с. 190.
  10. МиЗ, 1926, с. 76.
  11. Ключевский, 1989, с. 174.
  12. Ключевский, 1989, с. 173—174.

Литература

Ссылки