Хасэгава Тохаку

Эта статья находится на начальном уровне проработки, в одной из её версий выборочно используется текст из источника, распространяемого под свободной лицензией
Материал из энциклопедии Руниверсалис
Хасэгава Тохаку
長谷川等伯
Дата рождения 1539(1539)
Место рождения Нанао, провинция Ното
Дата смерти 19 марта 1610(1610-03-19)
Место смерти Эдо (ныне Токио)
Жанр художник
Покровители Тоётоми Хидэёси, Токугава Иэясу

Хасэгава Тохаку (яп. 長谷川等伯 Хасэгава То:хаку, род. в 1539 году в Нанао в провинции Ното, ум. 19 марта 1610 года в Эдо) — японский художник.

Жизнь и творчество

Клён

Хасэгава Тохаку жил и работал в период Адзути-Момояма. Был мастером монохромной живописи тушью в китайском, а также полихромной живописи в японском стиле на золотом фоне, создавал пейзажи, изображения животных и растений.

Хасэгава Тохаку начинал свой творческий путь, делая рисунки для буддистских монастырей в родной провинции Ното. Затем, в возрасте 30 лет, он переселяется в Киото. Здесь он разрабатывает свой собственный стиль рисунка тушью, имеющий первооснову в школе Кано. Впрочем, произведения Хасэгавы выглядят более декоративно и плоскостно, эти черты легли в основу основанной им художественной школы Хасэгава. Наиболее известными являются его работы в форматах раздвижные двери, а также на ширмах.

Хасэгава Тохаку был конкурентом и соперником другого замечательного японского живописца XVI столетия — Кано Эйтоку, с которым боролся за благосклонность влиятельнейших людей Японии своего времени — Оды Нобунаги и Тоётоми Хидэёси. Токугава Иэясу, основатель династии сёгунов Токугава, пригласил Хасэгаву Тохаку к себе в Эдо, где художник и работал до самой смерти.

Сосновый лес

Приблизительно в 1590 году мастер создаёт своё легендарное произведение Сосновый лес, - монохромную живопись тушью на бумаге, в формате двух 6-панельных ширм. В настоящее время Сосновый лес хранится в токийском Национальном музее и включён в список Национальных сокровищ Японии. Каждая ширма величиной 1,5 м х 3,5 м. Сосны изображены штрихами тушью в различных оттенках серого цвета. Они стоят группами в тумане, частично выступая из него и пропадая, растворяясь в отдалении. Это произведение является одним из самых известных примеров использования приёма ёхаку, или "осмысленной пустоты" в японской живописи. Существуют также предположения, что это известное сегодня как шедевр Хасэгавы произведение было лишь эскизом для ныне утерянного произведения в цвете.

Сосновый лес, левая сторона
Сосновый лес, правая сторона

Ссылки